Возможность передвигаться и прыгать с максимальной скоростью. Занятия физкультурой и спортом — Гипермаркет знаний. Отпрыгивание от стены
Задав кому-нибудь этот вопрос, вы, конечно, получите ответ: “Вперед, по движению, согласно закону инерции”. Попросите, однако, объяснить подробнее, причем тут закон инерции. Можно предсказать, что при этом произойдет: ваш собеседник начнет уверенно доказывать свою мысль; но если не перебивать его, он скоро сам остановится в недоумении: выйдет, что именно вследствие инерции надо прыгать как раз наоборот – назад, против движения!
И в самом деле, закон инерции играет здесь роль второстепенную, – главная причина совсем другая. И если эту главную причину забыть, то мы действительно придем к выводу, что надо прыгать назад, а никак не вперед.
Пусть вам необходимо выпрыгнуть на ходу. Что произойдет при этом?
Когда мы прыгаем из двигающегося вагона, то тело наше, отделившись от вагона, обладает скоростью вагона (оно движется по инерции) и стремится двигаться вперед. Делая прыжок вперед, мы, конечно, не только не уничтожаем этой скорости, но, наоборот, еще увеличиваем ее.
Отсюда следует, что надо было бы прыгать назад, а вовсе не вперед, по направлению движения вагона. Ведь при прыжке назад скорость, сообщаемая прыжком, отнимается от скорости, с которой наше тело движется по инерции; вследствие этого, коснувшись земли, тело наше с меньшей силой будет стремиться опрокинуться.
Однако если уж и приходится прыгать из движущегося экипажа, то все прыгают вперед, по движению. Это действительно лучший способ и настолько проверенный, что мы настойчиво предостерегаем читателей от попыток проверить неудобство прыганья назад с движущегося экипажа.
Так в чем же дело?
В неверности объяснения, в его недоговоренности. Будем ли прыгать вперед, будем ли прыгать назад, – в том и другом случае нам грозит опасность упасть, так как верхняя часть туловища будет еще двигаться, когда ноги, коснувшись земли, остановятся [Можно объяснить падение в этом случае также и с иной точки зрения (см. об этом “Занимательную механику”, гл. III, статью: “Когда горизонтальная линия не горизонтальна?”).]. Скорость этого движения при прыжке вперед даже больше, чем при прыжке назад. Но существенно важно то, что вперед падать гораздо безопаснее, чем падать назад. В первом случае мы привычным движением выставляем ногу вперед (а при большой скорости вагона – пробегаем несколько шагов) и тем предупреждаем падение. Это движение привычно, так как мы всю жизнь совершаем его при ходьбе: ведь с точки зрения механики, как мы узнали из предыдущей статьи, ходьба есть не что иное, как ряд падений нашего тела вперед, предупреждаемых выставлением ноги. При падении же назад нет этого спасительного движения ног, и оттого здесь опасность гораздо больше. Наконец, важно и то, что когда мы даже в самом деле упадем вперед, то, выставив руки, расшибемся не так, как при падении на спину.
Итак, причина того, что безопаснее прыгать из вагона вперед, кроется не столько в законе инерции, сколько в нас самих. Ясно, что для предметов неживых правило это неприменимо: бутылка, брошенная из вагона вперед, скорее может разбиться при падении, нежели брошенная в обратном направлении. Поэтому, если вам придется почему-либо прыгать из вагона, выбросив предварительно свой багаж, следует кидать багаж назад, самим же прыгать вперед.
Люди опытные – кондукторы трамвая, контролеры – часто поступают так: прыгают назад, обратившись спиной по направлению прыжка. Этим достигается двоякая выгода: уменьшается скорость, приобретенная нашим телом по инерции, и, кроме того, предупреждается опасность падения на спину, так как прыгающий обращен передней стороной тела по направлению возможного падения.
Также необходимо различать то, что представляет собой скорость и скорость. Первая концепция - общее свойство центральной нервной системы, которое полностью выражено в двигательных реакциях и когда очень простые движения выполняются без перегрузки. С другой стороны, скорость движений и перемещений зависит от скорости прочности и выносливости, а также от координирующих возможностей.
Есть также авторы, которые рассматривают понятия скорости и скорости как синонимы, хотя всегда под мобилизацией низких нагрузок. Скорость каждого движения понимается как скорость, развивающаяся против несущественных сопротивлений; в этом случае мы входим в поле мышечной силы и, следовательно, из кривой скорости прочности мышцы, которая, среди прочего, является выражением, которое определяет скорость. Эта концепция исключает важное участие силы в решительных действиях. С другой стороны, Фрей ссылается на скорость как способность, определяемую на основе мобильности нервно-мышечных процессов и способностей мускулатуры, вырабатывать силу, совершать двигательные действия в минимальное время.
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ :
_____3
ГЛАВА № 1:
определение быстроты____4
Эта ссылка на силу также рассматривается как предварительное условие: для скорости существуют некоторые существенные предпосылки, такие как мобильность нервных процессов, быстродействие, гибкость, эластичность и способность к расслаблению мышц, качество спортивной техники, сила воли и биохимические механизмы.
С одной стороны, важность размеров скорости работы может быть подтверждена непосредственно, например, с помощью подходящей реакции на звучный стимул пистолета или косвенно, как, например, при развитии кинетической энергии при прыжках, Разница между прямым и косвенным заключается в том, что при первом «максимальная скорость запрашивается, а последняя требует некоторой оптимальной скорости, чтобы обеспечить максимальное выражение соответствующей силы».
ГЛАВА №2:
развитие скоростных качеств ШКОЛЬНИКОВ __________________________ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _____________________________________________22
БИБЛИОГРАФИЯ _______________________________________________23
Залезание на выступы
Быстрый практик, априори, приобретает преимущество перед своими соперниками, что во многих случаях может быть решающим в результате большого количества действий. Таким образом, скорость, как условная мощность, основанная на эффективности энергетических механизмов, будет иметь четкую роль и значение в конечном результате большого числа спортивных ситуаций.
Независимо от времени реакции, короче говоря, скорость - это качество, присущее нервно-мышечной системе, которая позволяет быстрее или быстрее ускорять сегмент или тело индивидуума. Эта способность будет зависеть от скорости сокращения мышц, участвующих в действии, обусловленных, в свою очередь, эффективностью передачи соответствующих нервных импульсов.
ВВЕДЕНИЕ :
актуальность развития быстротывшкольномвозрате
Школьный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия лёгкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовкой позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
С другой стороны, сила может применяться в области спортивной практики с намерением вызвать ускорение тела, создавая смещение, которое может закончиться другим умением, таким как прыжки или метание или передача его к артефакту с окончательным намерением бросить его, насколько это возможно.
Приятие о скоростных качествах
В спортивной реальности очень редко проявляются физические качества в чистом состоянии, но с определенными суперпозициями. Разнообразие быстрых, циклических или изолированных действий требует их реализации в кратчайшие сроки. Этот принцип отражен в большом количестве определений. Например, Харр определяет скорость как «условную способность выполнять двигательные действия в кратчайшие сроки при данных условиях». Вышеупомянутый автор выделяет две основные формы: скорость одного движения и способность двигаться с максимально возможной скоростью.
Двигательные возможности детей, подростков и юношей обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма функции различных органов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций. По возможности нивелировать отрицательные явления гетерохронности развития организма в целом помогают регулярные и разнообразные физические упражнения. Различные физические упражнения в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся.
В настоящее время в спортивной литературе признаются несколько выражений, измерений или проявлений скорости, поскольку они отражены в этом разделе. Однако некоторые авторы, такие как Гундлах, процитированные Манно, указывают, что скорость происходит только в циклических движениях и определяет ее как способность производить большое ускорение в начале продвижения и поддерживать ее как можно дольше, чтобы достичь наибольшего высокая скорость Другие авторы определяют его как способность движения конечности или части системы рычагов тела или всего тела с максимально возможной скоростью.
ГЛАВА № 1:
определение быстроты
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Максимальное значение таких движений будет без нагрузки. Эта дифференциация скоростных выражений также порождает классификацию циклической скорости и ациклической скорости; первый относится к последовательности подобных двигательных действий, например, к быстрой гонке, тогда как вторая охватывает изолированные двигательные действия.
Нервно-мышечная система, вклад которой является решающим в выполнении быстрых движений, также интегрирован в некоторые определения, такие как предложенный Фрей: Скорость - это способность, которая позволяет, исходя из подвижности процессов нервно-мышечной системы и свойства мышц развивать силу, выполнять двигательные действия в период времени ниже минимальных данных условий.
Основные формы проявления быстроты человека - время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») - быстроеначало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Правильные прыжки и Распрыжка
Другие авторы ссылаются на скорость как качество, зависящее от нервно-мышечной системы, результат которой зависит от взаимодействия пропульсивных или положительных сил и других сил, которые выступают против движения. Волевая способность субъекта также отражается в определении скорости, выполняемой Гроссером, что указывает на то, что она представляет собой способность достичь на основе когнитивных процессов максимальной волевой силы и функциональности нервно-мышечной системы, максимальной скорости реакции и движения в определенных установленные условия.
Быстрота - это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая - быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая - быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.
Отсутствие усталости также представляет собой важную особенность быстрого действия. Вот почему Зациорский считает, что важно, чтобы усталость не происходила, чтобы скорость была максимально возможной. Хан также отмечает это, когда речь идет о скорости, как о способности человека совершать двигательные действия с максимальной интенсивностью и в пределах обстоятельств в минимальное время; предполагая, что задача имеет короткий срок и что нет усталости. С другой стороны, Харре и Хауптманн считают его психофизической способностью, которая ограничена временем вмешательства, поскольку она проявляется полностью в тех двигательных действиях, где максимальная производительность не ограничивается усталостью.
Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них - одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.
Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.
Биомеханические аспекты двигательных реакций
Как и в области силы, скорость выражается по-разному. После Гроссера, 992, эта способность проявляется с теоретической точки зрения в «чистых» и сложных формах. «Чистые» проявления скорости. Этот раздел включает скорость реакции, скорость движения и частотную скорость. Основными факторами воздействия на эти формы скорости являются характеристики центральной нервной системы, а также генетические аспекты, выраженные в процентах быстроразрывных мышечных волокон.
Скорость реакции представляет с практической точки зрения пространство времени от испускания стимула и адекватного мышечного сокращения. В этом смысле различаются простые или известные реакции, например, бег после восприятия стимула пистолета в спортивной расе или избирательных или сложных действий, более типичных для коллективных видов спорта, где механизмы восприятия и принятия решения, как правило, большая известность.
Встречаются утверждения, что быстрота - качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Эта линия разделяется другими авторами, чтобы указать, что время двигательной реакции имеет проницательный компонент, то есть организационный момент, но не имеет ограничивающих факторов энергетического типа, за исключением особых ситуаций. Условия усталости, многочисленные повторения упражнений, важные сопротивления для преодоления.
Скорость движения представляет собой способность выполнять ациклические движения с максимальной скоростью по сравнению с низким сопротивлением. Ранее уже говорилось, что, если требуется большая сила в ациклических движениях и максимальной скорости, мы вводим поле силы или взрывной силы. В случае их преодоления мы попали бы в поле взрывной силы.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений - пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
С другой стороны, частотная скорость - это способность выполнять циклические движения при малой максимальной скорости против низкого сопротивления, например, пропуска. «Комплексные» проявления скорости. Возможности совершенствования «сложных» форм по сравнению с «чистыми» формами скорости почти безграничны благодаря обучению.
Силовая скорость или взрывная сила были ранее определены в разделе силы, поэтому мы фокусируемся на сопротивлении прочности или сопротивлении прочности против уменьшения скорости, вызванного усталостью, когда скорости сжатия являются максимальными в ациклических движениях перед большим сопротивлением. Он проявляется в игровых и боевых действиях, а также в высокоскоростных ускорениях, которые повторяются несколько раз подряд. Синонимы: устойчивость к ускорению.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Сопротивление максимальной скорости - способность сопротивляться снижению скорости, вызванной усталостью, в случае циклических перемещений максимальных скоростей сжатия. В гонках скорости их влияние на характеристики частично покрывает фазу постоянной максимальной скорости и, прежде всего, фазу спуска скорости. Однако, как будет объяснено в анализе частей спринтерских рас, этот вопрос будет зависеть от типа расстояния.
В этом разделе вы можете различать концепцию сопротивления скорости или способность повторять ускорения и сопротивление скорости или способность поддерживать движение с очень высокой скоростью. Внутри анаэробного энергетического пути решающая роль приходится на молочно-кислый компонент.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта. Даже марафонец должен, возможно, быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую» скорость*. И успех тяжелоатлета зависит от того, с какой скоростью он сумеет выполнить необходимое движение.
Супраксимальная скорость больше максимальной индивидуальной скорости. Это достигается путем изменения реальной ситуации конкуренции. Например, бег под гору, с тягой упругой и т.д. это достигается путем преодоления барьера со скоростью, из-за улучшения активации нейронов и сокращения циклов ассимиляции раздражителей, увеличения частоты и длины шага и за счет более низкого производства энергии по анаэробному маршруту.
Скорость спринта интегрируется фазой ускорения во всех режимах спринта, фазе максимальной скорости, а также фазе замедления. В настоящем изложении мы будем ссылаться на ускоряющую способность и максимальную скорость, поскольку сложные выражения, зависимые, среди прочего, от мышечной силы, устраняя время реакции, как «чистое» выражение этого качества.
Быстрота определяется:
а) путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;
б)поколичествудвиженийзаустановленноевремянезагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
в)по времени преодоления установленного короткого расстояния
*Под«крейсерской»скоростьюподразумеваетсясредняяскорость прохождения дистанции.
расстояния (например, бега на 20, 30 м);
г)по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевогопояса и рукивметаниях,ударавбоксе,начальногодвижениябегунана короткие дистанции, движений гимнаста и др.
Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис, подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым передвижением.
Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения целостных двигательных актов тесно связаны с повышением функциональных возможностей организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики в различных формах двигательной деятельности. В методике воспитания быстроты существует два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и аналитическое совершенствование отдельных факторов, обуславливающих максимальную скорость движения.
Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути. Первый из них - повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и огромной волевой вспышки. Эффективному выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения. Например, в беге с ускорением (обычно на 60-80 м) спортсмен постепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегун пытается с разгона перейти установившийся предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости. Новые, более быстрые, движения, которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их повторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не более 1-2 раза в неделю из-за опасности перетренировки.
Другой путь сходен с первым, только стремление более быстро выполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок в длину через рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).
Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности проявлять волевые усилия, направленные на «мгновенное» движение, применяются время от времени скоростные упражнения в затрудненных условиях и сразу же в обычных условиях.
Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.
Повысить уровень быстроты движений за счет силы мышц можно прежде всего посредством улучшения способности проявлять очень большие мышечные усилия. Только эта способность и совершенная нервно-мышечная координация позволяют спортсмену выполнять мощные движения, проявлять взрывные усилия. Без этого невозможны достижения, например в легкой атлетике (барьерный бег, прыжки, метание и др.) Для выполнения движений, увеличивающих силу соответствующих групп мышц должны быть использованы, главным образом, упражнения, сходные по своей структуре с техникой избранного вида спорта. Например, для развития быстроты у бегунов - бег по наклонной дорожке вверх, поднимание груза, положенного на бедро и др. Особенность силовой подготовки, имеющей целью развитие быстроты, состоит также в том, что при этом используются динамические упражнения, т.е. упражнения с малым и средним весом, выполняемые с большой скоростью и амплитудой, упражнения баллистического характера (метания, выпрыгивания с отягощением). Эти упражнения должны сочетаться с такими, которые обеспечивают развитие общей и максимальной силы. Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.
Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность мышц-антагонистов к растягиванию. Если продуктивно использовать эластичные свойства мышц, то быстрота движений повышается. Мышца предварительно оптимально растянутая сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Для этого следует выполнять специальные упражнения на растягивание расслабленных и напряженных мышц. Частота ациклических и циклических движений во многом определяется техникой. Это касается не только кинематической структуры движений, но и динамической.
При овладении техникой быстрых движений нужно научиться расслаблять мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный момент в активную работу, научиться бегать, прыгать с максимальной отдачей всех сил, но в то же время свободно, без излишнего напряжения. В достижении этого особо важную роль играет упрочение двигательного навыка, для чего необходимо многократно повторять упражнения в течение длительного времени. Но повторения должны выполняться с интенсивностью 0,8 - 0,9 от максимальной, чтобы не вызывать излишних мышечных напряжений.
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга. Тренировочную работу для развития быстроты следует заканчивать, как только субъективные ощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшении установленной или максимальной быстроты.
Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы.
Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.
Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:
Развивающие быстроту ответной реакции;
Способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
Облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются
повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях,например,бег под уклон, бег за лидером и т.п.
Различают пять основных методов развития быстроты:
1.Повторный метод, о котором уже говорилось выше. Суть его сводится к выполнениюупражненийсоколопредельнойили максимальной скоростью.Следуетвыполнятьзаданиявответ на сигнал (преимущественнозрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. - 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
2.Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.
3.Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
4.Игровой метод.Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
5.Соревновательныйметод.Выполнениеупражненийспредельной быстротой в условиях соревнования.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатическиеупражненияиразнообразныеспециальные подготовительные упражнения.
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах. Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки.
Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.
Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией. В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов. Модель такой ситуации - широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого - быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача - уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку. Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях.
Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду. Как мы уже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас быстроты, практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных движений с помощью простых упражнений нецелесообразно - слишком много их для этого понадобится. Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесь годятся обычные прыжки на носках, а также выпрыгивание вверх из положения приседа и полуприседа. Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия. Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для мышц рук выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков -желательно одной и другой рукой. В домашних условиях можно использовать такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать с максимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения - с повышенной опорой руками.
Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно осложняются. Например, для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции вначале следует выполнять движения только руками, расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким образом прийти к обычному положению на старте.
Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения быстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.
Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типа единоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных условиях, а затем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми мячами вместо мячей обычного размера.
Специальные упражнения для развития быстроты состоят из различных возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота в движениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другое упражнение. В движениях, координационно-сходных, дело обстоит по-другому. Так, например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему наиболее эффективны специальные упражнения для развития качества быстроты, максимально приближенные к элементам избранного вида спорта. Выполнять упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой быстротой или скоростью перемещения, которая близка к установившемуся пределу в данное время, и еще быстрее в облегченных условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях.
Для развития быстроты движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко.
Приведем ряд примерных упражнений для развития быстроты:
>Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.
>Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
>Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.
Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движенияирезкимиостановкамиспособствуютразвитиюбыстроты перемещения.
>Имитационные упражнения с акцентированно-быстрым выполнением какого-то отдельного движения.
>Быстрыеперемещения,характерныедляволейбола, баскетболаидр.,споследующейимитациейиливыполнением
технического приема.
Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, как быстрота переключения с одних действий на другие.
При выполнении имитационных упражнений в сочетании с упражнениями, направленными на развитие быстроты перемещений, следует учитывать специфику конкретного вида спорта. Имитируемые технические приемы должны учитывать закономерности перемещений на поле (площадке, ринге и т.д.). Например, в волейболе после перемещения к сетке должен следовать нападающий удар и т.д.
Дляразвитиявсех форм быстротынеобходиморуководствоваться следующими положениями:
1.Если основнаязадачазанятияразвитиебыстроты,тоееследует решить непосредственно после разминки.
2.Одновременносразвитиембыстротынеобходимоупражнятьсяв совершенствовании техники избранного вида спорта.
3. Развивать способность к произвольному (сознательному) расслаблению мышц.
4. Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью: как только развивается способность контроля за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных упражнений; наибольшая скорость (интенсивность)движенийнаэтойстадии-80-85%от максимальных возможностей.
5. Впроцессеупражненийвциклическихвидахспортанагрузкуна организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса,а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.
На протяжении ряда лет тренировки, особенно юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать, происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых, более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинать специализацию подростков и юношей в видах спорта, в которых преимущественно, проявляется быстрота (в частности, в беге на короткие дистанции), после того, как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях (например, занятий баскетболом, регби).
Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применить такие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развития быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут быть применены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.
Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому - выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов, уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.
Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях.
ГЛАВА №2:
развитие скоростных качеств ШКОЛЬНИКОВ
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ
НА УРОКАХ СПОРТИВНЫХ ИГР
Для развития быстроты в спортивных играх используют прыжки в высоту, прыжки в длину,через гимнастическую скамейку, другие препятствия,прыжки с отягощениями.
В игровой деятельности быстрота проявляется в реакции на движущийся объект, на изменение положения партнёра, в перемещениях и выполнениях игрового приёма.
Основным средством развития быстроты является упражнения скоростного характера. Выполняются они быстро, по неожиданному сигналу. Упражнения должны быть разнообразными, должны охватывать различные группы мышц.
Качество быстроты со временем может утрачиваться, если над его развитием не работать
Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте от 7 до 15 лет.Упражнения для развития быстроты не следует давать на фоне утомления.
Упражнения для развития быстроты даются систематически в начале каждого тренировочного занятия.
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ
НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ
Возрастное развитие скоростных качеств в основном заканчивается к 14 годам. В последующие годы показатели быстроты изменяются мало.Для развития быстроты применяются различные упражнения с максимальной скоростью. Длительность выполнения определяется временем, в течении которого может быть сохранён высокий темп движений. Снижение темпа служит сигналом к прекращению занятий. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы очередное занятие начиналось в фазе повышенной работоспособности.Для развития быстроты двигательной реакции применяют упражнения на внезапность, в которых занимающиеся в ответ на сигнал должны быстро выполнить двигательные действия. Для развития прыгучести применяются различные прыжковые упражнения и упражнения, направленные на укрепление мышц ног и туловища.
Примерные упражнения для развития скоростных качеств: прыжки через короткую и длинную скакалку, из разных и.п. движения согнутыми и прямыми руками в максимально быстром темпе в течение 5с., прыжки с различными движениями руками и ногами в фазе полёта.
Из различных и.п. по заранее обусловленному сигналу быстрое выполнение несложных движений и действий
Темповые прыжки на одной и двух ногах через препятствие
Прыжки на возвышение с места и с разбега.
Многократное повторение в темпе вскоков на возвышение и соскоков.
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ
НА УРОКАХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ.
Учёт возрастных особенностей учащихся при занятиях лёгкой атлетикой должен лежать в основе формирования их физических качеств. Ведущее для бега на короткие дистанции физ. качество - быстрота - лучше всего поддаётся совершенствованию в младшем школьном возрасте. Установлено, например что у 10-летних школьников частота беговых шагов такая же как и у взрослых. В младшем школьном возрасте средством воспитания быстроты могут служить подвижные игры, прыжки, метания, акробатические упражнения.
В 12 - 13-летнем возрасте быстроту развивают спорт, играми с упрощёнными правилами. В программу занятий важно включать многократное выполнениеразличных прыжков и прыжковых упражнений.
В возрасте 14-15 лет совершенствовать быстроту движений необходимо сочетать с развитием подвижности в суставах, ловкости, общей выносливости, развивать мышечную силу и скорость на силовые качества. На этом этапе можновключать в занятия упражнения со штангой, массой не более 40 кг.
В 16-17 лет бегуны должны продолжать совершенствование общей и специальной физ. подготовленности, обращая особое внимание на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.
Быстрота необходима во всех видах лёгкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, гибкостью," хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается быстрота.
Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на короткие отрезки, бег под уклон, спорт, игры, метание снарядов в облегчённых условиях.
Упражнения скоростно-силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью.
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ
НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Развитие скорости передвижения на лыжах начинается со 2-го класса. Длина отрезков с повышенной скоростью увеличивается от 40-50 метров до 80-100 метров в 4-м классе. При развитии быстроты применяется повторное прохождение отрезков с максимальной скоростью. Отурока к уроку количество повторений растёт.
В 5-6 классе объём упражнений постепенно увеличивается. Вводится проведение науроке эстафет. В эстафету могут быть включены небольшие подъёмы и спуски. Особое внимание необходимо уделять мерам безопасности.
В 6-м классе впервые включается прохождение дистанции до 4-х км., на участках до 300 метров учащиеся проходят с максимальной скоростью.
В 7-8 классах увеличивается нагрузка на развитие физ. качеств. При развитии скорости применяется повторное прохождение 100-150м. с максимальной скоростью.
В 9-11 классе уроки по характеру приближаются к спорт, тренировке. Поэтому особенно важно дифференцировать нагрузку в зависимости от подготовленности учащихся.
Целесообразно планировать нагрузку, разбив учащихся на группы.
При тренировках особое внимание уделяется совершенствованию техники способов передвижения на лыжах, развитие скорости, скоростной и общей выносливости, силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав всё изложенное выше, можно сделать несколько очень важныхвыводов
1. Развитие быстроты на уроках физической культуры должно быть одной из главнейших задач учителя в процессе всего периода обучения школьника.
2. Быстроту, как физическое качество, жизненно важно и необходимо развивать, поддерживать и сохранять в течении всей жизни человека.
3. Для развития быстроты использовать всё многообразие форм, методов и средств физической культуры.
4. Уделять внимание развитию скоростных качеств при прохождении всех разделов программы по физической культуре, а также во время других мероприятий (соревнования различного уровня, спортивные секции, дни здоровья).
5. Быстрый ученик, постоянно работающий над развитием этого качества, применяющий его в самых разных жизненных ситуациях, является итогом успешной и плодотворной работы учителя и ученика!
Ваша оценка: None