История создания прыжков в высоту. Анализ техники и методика обучения прыжка в высоту способом "фосбери-флоп" и физические качества необходимые прыгуну в высоту
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №2 с. Некрасовка
Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
Реферат
по физической культуре
Тема: Прыжки в высоту
Выполнила Жукова Диана Эдуардовна
Проверил Митрофанов Вадим Дмитриевич
Введение
Прыжки - это простой и естественный способ преодоления препятствий, В зависимости от характера этих препятствий и появились прыжки в высоту, длину, а впоследствии с шестом и тройной прыжок.
Трудно переоценить значение прыжков в физическом совершенствовании человека, и особенно в физическом воспитании подрастающего поколения. Прыжковые упражнения необходимы растущему организму, они прекрасно развивают мышцы не только ног, но и спины, брюшного пресса, поясничной области, улучшают нервно-мышечную реакцию, способствуют совершенствованию физических качеств - быстроты, силы, ловкости, не говоря уже о таком специфическом качестве, как прыгучесть. Прыжки развивают глазомер, координацию и точность движений.
Я считаю, что велика роль прыжков и в воспитании необходимых подростку и юноше морально-волевых качеств - смелости, решительности.
1. История развития прыжков
Соревнования по прыжкам в длину входили в программу Олимпийских игр Древней Греции как один из видов пентатлона (пятиборья). В наше время прыжок в длину входит в программу любых легкоатлетических соревнований.
Прыжки в высоту появились в Европе в начале XIX в. Соревнования по прыжкам с шестом впервые были проведены в Англии в середине прошлого века. Родиной тройного прыжка считается Ирландия, где первое соревнование по этому виду легкой атлетики состоялось во второй половине XIX в. Все эти виды прыжков входят в программу современных Олимпийских игр.
2. Классификация видов прыжков
В легкой атлетике есть четыре типа прыжков: в длину, в высоту, тройной прыжок и прыжок с шестом. Первые два прыжка выполняют без промежуточной опоры. В тройном прыжке имеется две промежуточные опоры. В прыжке с шестом спортсмен использует движущуюся опору - шест.
В зависимости от вида препятствия прыжок выполняется в длину или высоту. Каждый из прыжков имеет варианты, которые выполняются различными способами. В любом из видов прыжков различают фазы разбега, отталкивания, полета и приземления. Если в прыжках в длину, высоту и с шестом - одноразовое отталкивание, то в тройном прыжке спортсмен отталкивается трижды, совершая три последовательных прыжка («скачок», «шаг» и «прыжок»).
3. Прыжки в различные возрастные этапы
В первых классах школы программа не предусматривает обучение прыжкам как легкоатлетическим упражнениям, но знакомство с отталкиванием, напрыгивание на различные предметы, перепрыгивание через них, игры с элементами прыжков занимают на уроках физической культуры значительное место, положительно влияя на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия. Уже здесь необходимо знакомить детей с простейшими доступными им формами прыжков.
В V-VI классах учащиеся начинают осваивать прыжки в длину способами «согнув ноги», в шаге, в высоту - «перешагиванием» с прямого и бокового разбега. Параллельно с этим они практикуются в преодолении вертикальных препятствий высотой до 50 - 80 см и горизонтальных препятствий длиной до 1,5 - 1,7 м.
В VII классе учащиеся совершенствуют выполнение прыжков в длину b высоту спортивными способами, изучают разбег, отталкивание.
До 13 - 14 лет различия между мальчиками и девочками при обучении прыжкам в ряде случаев во внимание не принимаются. Однако с этого возраста необходимо учитывать особенности развития девочек, так как они начинают уступать мальчикам в скоростно-силовых качествах.
В VIII-IX классах продолжается обучение прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги» (движения рук и ног в полете) и прыжкам в высоту - «перешагиванием» (переход планки и уход от нее). В условиях школы с образовательной целью, а в ДЮСШ с целью тренировки и спортивного совершенствования можно приступать к начальной подготовке в тройном прыжке, строго придерживаясь принципов постепенности и доступности.
В старших классах учащиеся совершенствуют спортивные способы прыжков, устанавливают наиболее удобный индивидуальный разбег, полученные прыжковые навыки применяют в усложненных условиях. В ДЮСШ юноши и девушки в этом возрасте в итоге освоения рациональной техники и достижения достаточно высокого уровня скоростно-силовой подготовленности готовятся к выполнению в прыжках нормативов спортивной классификации.
4. Техника прыжков в высоту
Прыжки в высоту - естественный и широко распространенный вид физических упражнений. Он характеризуется кратковременными мощными мышечными усилиями взрывного характера.
При любом способе прыжка в высоту основные его фазы - это разбег, отталкивание, переход через планку и приземление. Отечественная школа прыжков а высоту рассматривает прыжок как «сложное упражнение, состоящее из нескольких разнородных двигательных структур, характеризующееся переходом от циклических движений в разбеге к ациклическим в фазах толчка и полета» (В. Дьячков). Для современной техники прыжков в высоту характерны значительная скорость разбега, мощность отталкивания и рациональный переход планки с низким расположением ОЦТ тела спортсмена,
Разбег и отталкивание. Задача разбега - приобретение прыгуном необходимой горизонтальной скорости и подготовка к толчку. Угол разбега зависит, прежде всего, от способа прыжка. При «перекидном» наиболее выгодный угол - 25 - 35°. При «перешагивании» и «перекате» он превышает 35 - 45°, а при прыжке способом «волна» равен 75 - 90°. На начальных этапах обучения используется более острый угол разбега - 15 - 25°. Надо иметь в виду и то, что чем быстрее будет разбег и длиннее полет, тем под более острым углом к планке должен будет разбегаться прыгун.
Во всех способах прыжка разбег должен быть прямолинейным, а ступни ставиться вдоль линии разбега без разворачивания носков наружу. Лишь в способе «фосбери» разбег выполняется но дуге. Спортсмен начинает разбегаться перпендикулярно к планке, а затем на 3 - 5-м последних шагах разбега по дуге забегает боком к ней. Длина разбега обычно не превышает 7 - 9 беговых шагов (11-14 м). В прыжках способом «фосбери-флоп» разбег должен обеспечивать приобретение спортсменом необходимой скорости к моменту отталкивания. Для начинающих и школьников длина разбега сначала не будет превышать 5 шагов. Разбег в 3 шага применяется на тренировках и носит учебный характер.
Скорость разбега зависит не столько от способа прыжков, сколько от уровня скоростно-силовой подготовленности спортсмена, его способности мощно выполнить толчок на той или иной скорости разбега. Наибольшую скорость достигают спортсмены, применяющие способ «фосбери».
Начало разбега имеет несколько вариантов. Наиболее распространенный - спортсмен ставит одну ногу сзади, а вторую спереди, у контрольной отметки. Другой вариант - обе ноги поставлены рядом на одной линии. Наконец, некоторые прыгуны начинают разбег с подхода, т.е. делают несколько ускоряющихся шагов и начинает собственно разбег в тот момент, когда наступают на контрольную линию.
Существенное значение имеет ритм разбега. Скорость разбега должна непрерывно нарастать, достигая наибольшей величины к моменту отталкивания. Техника разбега характеризуется широким выносом ног вперед, с упругой, активной их постановкой на грунт. Лишь разбег прыгунов, применяющих способ «фосбери», мало чем отличается от обычного спринтерского бега и разбега прыгунов в длину. Скорость разбега нарастает параллельно с увеличением длины шага.
В конце разбега, за 2 - 3 шага до отталкивания, делается вторая контрольная отметка, С нее и начинается подготовка к толчку, или, как принято говорить, ко входу в толчок. Длина последних шагов увеличивается за счет широкого выноса вперед свободной ноги. Нога ставится на грунт с пятки. Самый длинный - это предпоследний шаг, последний несколько короче. Естественно, что длина последних шагов у школьников значительно меньше. Однако и у них нужно добиваться указанного выше соотношения предшествующих толчку шагов.
Последние шаги определяют успешность отталкивания. Третий от толчка шаг - по существу переходный от предварительной к завершающей части разбега. Он выполняется быстрее предыдущих шагов. Нога ставится на грунт с пятки. Наклон туловища уменьшается. Второй шаг с маховой ноги предопределяет успешный вход в толчок. Именно здесь таз как бы подводится под плечи, туловище принимает вертикальное положение, а нога мягко сгибается в колене. ОЦТ тела снижается. Руки через стороны отводятся назад. прыжок высота фосбери вращение
После прохождения прыгуном момента вертикали широким беговым движением от бедра вперед посылается почти полностью выпрямленная толчковая нога, которая ставится на грунт с пятки, немедленно переходя на всю стопу. После короткого периода сгибания в коленном суставе толчковая нога начинает разгибаться. Отталкиванию способствует разгибание туловища и маховое движение свободной ноги и рук. В момент окончания толчка, за которым последует отрыв спортсмена от грунта, толчковая нога и туловище выпрямлены, руки и маховая нога подняты вверх.
Прыгуны, как правило, применяют одновременный параллельный мах руками, предварительно отведенными назад. Маховое движение рук выполняется локтями вперед и заканчивается на уровне плеч - головы. В начале маха нога движется вверх от бедра. Вслед за этим вверх выносится голень и нога, распрямляемая частично или полностью. При хорошей подвижности в тазобедренном суставе возможно выполнение маха полностью выпрямленной ногой. Однако при современных значительных скоростях разбега даже у лучших прыгунов наблюдается выполнение маха согнутой ногой.
Определение места отталкивания зависит от угла разбега и способа прыжка. Чем острее угол разбега, тем ближе место толчка к планке и тем благоприятнее условия для выполнения вращения в полете (для способов «перекат» и «перекидной»). Все сказанное о разбеге и отталкивании относится ко всем способам прыжка, кроме «фосбери». Помимо своеобразного проведения разбега, он отличается от других способов и характером отталкивания.
Полет и приземление. Движения спортсмена в полете зависят от применяемого им способа прыжка. «Перешагивание» - наиболее простой для освоения способ, который применяется на начальных этапам обучения и с которым чаще всего имеет дело преподаватель физической культуры в школе. Разбег выполняется под углом 35 - 450, а отталкивание в 50 - 80 см от планки. Прыгун находится боком к планке и, выполняя толчок дальней от ямы для приземления ногой, делает затем широкий мах свободной ногой и руками. Во время взлета толчковая нога некоторое время свободно опущена вниз, а затем, сгибаясь коленом вверх, подтягивается к планке. Туловище занимает вертикальное положение, а в конце взлета несколько наклоняется вперед - внутрь. Руки опускаются вниз по обеим сторонам планки. Движения перешагивания заключаются в том, что маховая нога энергичным движением опускается вниз за планку, а толчковая, разгибаясь в колене, переносится через планку с поворотом наружу. Туловище при этом поворачивается к толчковой ноге.
Приземление выполняется на маховую ногу боком к планке. При переходе через планку чрезвычайно важно избежать опускания плеч назад, ибо это приведет к снижению центра тяжести и затруднит перенос ног через планку.
Способ «перекат» непосредственно предшествовал появлению «перекидного» способа прыжка. Разбег в «перекате» выполняется под углом 35 - 45°, а отталкивание в 80 - 100 см от планки ближайшей к ней ногой. Прыгун совершает энергичный мах свободной ногой и, ложась боком на планку, подтягивает к ней толчковую ногу. Тело прыгуна уже в отталкивании получает импульс к вращению вдоль планки. Подтягивание к груди толчковой ноги и опускание за планку маховой ноги одноименной руки способствует усилению вращения. В результате этого вращательного движения по продольной оси спортсмен поворачивает грудью вниз и приземляется на толчковую ногу и руки.
Переход прыгуном планки имеет ряд вариантов. Наиболее эффективный - так называемый «нырок», когда спортсмен быстро сгибает тело в тазобедренных суставах, как бы ныряя головой и плечами за планку. Приземление заканчивается перекатом в правую сторону туловища при отталкивании левой ногой.
В прыжке способом «перекидной» разбег выполняется под углом 25 - 35°. Некоторые прыгуны применяют и более острый угол разбега. Отталкивание выполняется в 60 - 100 см от края ямы для приземления. «Перекидной» прыжок - это дальнейшее развитие способа «перекат» и имеет с ним много общего. Отталкивание выполняется ближней от планки ногой. В основе дальнейших движений лежит последовательный перенос через планку маховой и толчковой ног в положении лежа животом к планке.
Успех в «перекидном» способе прыжка зависит в первую очередь от толчка в сочетании с движением маховой ноги, которая, увлекая за собой правую сторону тела, способствует его вращению и переходу в горизонтальное положение. Таким образом, основа перехода планки в «перекидном» способе прыжка - это продольно-поперечное вращение тела с переводом его в положение грудью вниз в сторону планки,
После отталкивания важно не ложиться преждевременно на планку, а полностью использовать образующуюся за счет толчка и маха подъемную силу. Заканчивая толчок, прыгун какое-то время как бы тянется вверх. Вслед за этим он активно посылает к планке правую ногу и плечо, лишь постепенно переходя в горизонтальное положение. Вращению способствует правая рука (если отталкивание выполняется левой ногой), которая движется более активно и с более широкой амплитудой, чем левая.
В тот момент, когда правая рука посылается за планку, а туловище вращается поперек нее, толчковая нога подтягивается к телу и сгибается в коленном суставе. Маховая нога вытягивается вдоль планки. Прыгун поворачивает таз по продольной оси и, отводя толчковую ногу коленом в сторону - вверх, перекатывается через планку. Преодолению планки способствует «нырок» головой и верхней частью туловища. Приземление происходит на правое плечо с переходом на спину. Возможно и мягкое приземление на руки и маховую ногу с последующим перекатом на плечо и правый бок.
Для способа «фосбери» характерен дугообразный разбег и переход планки спиной при поперечном расположении тела прыгуна. Преимущество способа заключается в относительной простоте перехода планки и возможности лучшего использования горизонтальной скорости при отталкивании.
Уже начало разбега отличается большей, чем обычно, скоростью. По технике и ритму он несколько напоминает разбег прыгуна в длину и начинается под углом 65 - 76° к планке. Толчок выполняется без обычного для «перекидного» способа опускания ОЦТ тела незначительно выставленной вперед ногой, что позволяет прыгуну более рационально использовать полученную в разбеге горизонтальную скорость.
Отталкивание происходит, когда спортсмен после забегания боком к планке на последних 3 - 5 шагах оказывается расположенным к ней боком. Он поворачивается затем спиной к планке и как бы ложится на нее, прогибаясь в пояснице. При переходе тазом планки тело прыгуна сгибается в тазобедренных суставах, а ноги подтягиваются.
Трудность обучения прыжку этим способом, особенно в условиях общеобразовательной школы, заключается в сложности приземления. Прыгун приземляется на спину, поэтому требуется специальное оборудование - место для приземления должно быть покрыто толстым слоем поролона.
5. Обучение технике прыжков в высоту
Прежде чем приступить к изучению того или иного способа прыжка, учащихся знакомят с основами разбега и отталкивания. Разбег должен изучаться в сочетании с отталкиванием. Однако полезно выполнять разбег и без отталкивания, с увеличением его длины до 7 - 9 шагов. Необходимо обратить внимание на ритм разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Нередко школьники начинают разбегаться излишне быстро и достигают наибольшей скорости к середине разбега. В итоге подготовка к отталкиванию осуществляется при замедляющемся беге, что влечет за собой ряд ошибок в отталкивании. Существенной ошибкой в разбеге будет и преждевременное опускание ОЦТ тела, что также затруднит эффективное отталкивания.
Упражнения в разбеге надо сочетать с изучением ритма трех последних шагов. Перед учениками ставится задача ускорить ритм последних шагов, выполнить их широким шагом, ставя ногу на грунт с пятки. На первых этапах разбег с выполнением последних предтолчковых шагов заканчивается или просто отталкиванием без преодоления планки, или вспрыгиванием на невысокие предметы, а также перепрыгиванием через них произвольным способом.
Так как прямолинейность разбега - одно из главных условий успешности прыжка, учитель может ставить перед учащимися задачу разбегаться по линии, нарисованной на полу мелом или обозначенной на грунте прыжковой площадки.
Для изучения отталкивания применяется большое число специальных и имитационных упражнений: 1) постановка ноги на толчок с пятки на всю стопу; 2) мах свободной ногой, держась рукой за опору; 3) сочетание постановки толчковой ноги с махом свободной ногой; 4) то же с разбега в сочетании с отведением рук назад и последующим махом рук вверх; 5) то же с доставанием руками, головой и ногой различных предметов; 6) прыжки через планку на взлет, подтягивая и сгибая толчковую ногу, и др.
В условиях общеобразовательной школы, когда на уроке присутствует значительное количество учащихся, преподавателю необходимо применять также методы обучения технике прыжка в высоту, которые позволяют выполнять упражнения всем учащимся одновременно или поточно. Так, двигаясь вокруг зала или площадки на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют отталкивание на каждый третий или пятый шаг. Или один за другим перепрыгивают через натянутую посередине зала веревочку, скакалку, резину.
При выполнении прыжков через планку на пришкольной спортивной площадке нужно позаботиться об увеличении ямы для приземления, чтобы прыжки могли выполнять одновременно несколько человек. Такая длинная яма будет служить хорошим подспорьем и при обучении школьников прыжкам в длину и тройному прыжку.
Уже на первом этапе обучения преподаватель должен привить учащимся навыки рационального приземления. Этому послужат прыжки в глубину, спрыгивания с различных гимнастических снарядов, изучение приземления на руки и на ноги с последующим перекатом па плечи и спину.
При обучении разбегу в сочетании с отталкиванием нужно иметь в виду, что прыжок - это единый двигательный акт, поэтому большое внимание нужно уделить сочетанию этих элементов. Рационально будет предложить обучаемым следующие задания: сочетать разбег с выполнением трех последних ускоренных шагов, выполнить три последних шага и имитировать отталкивание с энергичным махом свободной ноги и т.д. Дети обычно с трудом осваивают сочетание быстрого разбега с мощным, технически правильным отталкиванием. Очень важно найти оптимальную скорость разбега для каждого ученика. Найдя соответствующий ритм разбега, его можно закрепить, подавая звуковые сигналы. Длину отдельных шагов разбега можно регулировать, сделав соответствующие отметки на линии разбега.
Преодоление планки. Движения прыгуна в полете зависят от избранного им способа прыжка. Известно большое количество имитационных упражнений, с помощью которых можно овладеть тем или иным способом. Однако если учитель будет использовать на занятиях только их, то он может «засушить» урок, сделать его неинтересным, Вот почему необходимо чередовать выполнение специальных упражнений с различными прыжками - не только через планку, но и через естественные и искусственные препятствия, использовать игры с элементами прыжков («Удочка», «Веревочка пол ногами», «Прыжок за прыжком», «Кто кого перепрыгнет?» - и др.), эстафеты с преодолением препятствий. В процессе занятий следует устраивать соревнования как на высоту прыжка (простейшими способами), так и на лучшее исполнение различных его элементов.
Приступая к изучению того или иного способа прыжка, преподавателю необходимо создать у занимающихся правильное представление о его технике. Для этого можно воспользоваться фотографиями, кинограммами. Однако лучший способ - это все же практический образцовый показ. После него нужно предложить учащимся выполнить прыжок с произвольного разбега, фиксируя их внимание на ошибках при толчке, переходе планки, приземлении. Затем перейти к изучению техники прыжка способом «перешагивание» в следующей последовательности:
1. Научить переносить через препятствие маховую и толчковую ноги. Для этого, стоя боком вплотную к препятствию (поставленной наклонно планке или скамейке), поднять вверх маховую ногу, поставить ее за препятствием и тотчас же поднять и перенести через него толчковую ногу.
3. Научить преодолению планки перешагиванием, отталкиваясь с небольшого разбега. Место толчка обозначить кругом, нарисованным в 20 - 30 см от планки. Быстро подойдя к планке мелкими шагами, оттолкнуться из круга и преодолеть препятствие. То же с трех шагов разбега.
4. Научить правильным движениям маховой и толчковой ноги. Кроме круга для отталкивания, начертить за препятствием круг для приземления. Выполняя прыжок с небольшого разбега, постараться над планкой выпрямить маховую ногу и опустить ее с поворотом стопы и колена внутрь. Одновременно энергично подтянуть и перенести через планку толчковую ногу,
5. Научить правильному положению туловища и рук во время прыжка. Добиваться выпрямления туловища и маха руками, согнутыми в локтях, во время отталкивания и наклона туловища вперед с поворотом его в сторону разбега, опуская одновременно с этим руки вниз по сторонам от планки во время полета.
Освоение способа «перекат» следует начинать с изучения разбега со стороны толчковой ноги и отталкивания ближней к планке ногой. Этому способствуют следующие упражнения:
1. С небольшого разбега (2 - 3 шага), оттолкнувшись ближней к планке ногой, подтянуть ее к маховой. Вначале приземлиться на обе ноги, затем на маховую и, наконец, на толчковую.
2. Прыжок с 2 - 3 шагов разбега, приземляясь на толчковую ногу и наклоняя туловище с поворотом боком к планке.
3. То же, но подтягивая, а затем опуская толчковую ногу за планку и поворачиваясь грудью к яме для приземления.
4. Имитация прыжка способом «перекат» на месте («раз» - сделать мах свободной ногой, поднять руки вверх, «два» - сменив положение ног, прийти в положение группировки над планкой).
5. Имитация прыжка через коня или гимнастический стол.
Изучение прыжка способом «перекидной» в условиях общеобразовательной школы имеет особое значение. Этот способ наиболее эффективен и в то же время сравнительно прост для освоения. Его изучение не требует таких мер предосторожности, как «фосбери». Освоению техники «перекидного» способствуют такие упражнения.
Для изучения продольного вращения тела:
1. Стоя на толчковой ноге боком к гимнастической стенке и держась за нее руками, выполнение маха широким движением от бедра с последующим поворотом лицом к гимнастической стенке.
2. То же упражнение с нескольких шагов разбега. Упражнение заканчивается вспрыгиванием на гимнастическую стенку.
3. Прыжки с одного, двух и трех шагов разбега с подтягиванием толчковой ноги и увеличением скорости продольного вращения с поворотом на 180 и 360° (пируэт).
4. То же, но через наклон на поставленную планку. Вначале дальний конец планки устанавливается на земле, а ближний - на кронштейне стойки. Постепенно дальний конец поднимается.
Для изучения движений при переходе через планку и приземлении:
1. Имитация переноса толчковой ноги из положения упор лежа за руками.
2. Выполнение перехода планки и приземления с опорой о гимнастические снаряды: конь, стол, скамейку, бревно или брусья.
3. Совершенствование перехода планки и приземления способом «перекидной», прыгая через планку, установленную на доступной высоте. Акцентировать внимание на наиболее слабо освоенных элементах техники прыжка.
Для совершенствования прыжка способом «перекидной» в целом:
1. Прыжки через планку на доступной высоте (увеличить длину разбега до 5, а затем до 7 беговых шагов). Совершенствование ритма разбега при условии доступной для каждого ученика длины и скорости разбега.
2. Прыжки через планку. Совершенствование перехода от разбега к толчку.
3. Прыжки на околопредельной и предельной высоте (следить за сохранением техники усвоенных движений при переходе планки). Подготовка спортсмена к мобилизации нервно-мышечных усилий, необходимых для преодоления максимальных высот.
Изучение техники прыжка способом «фосбери», как уже говорилось, требует специального оборудования и мер предосторожности, поэтому его освоение возможно лишь в условиях ДЮСШ или на секционных занятиях в общеобразовательной школе.
Основные упражнения для изучения способа «фосбери»:
1. Бег по кругу с постепенным уменьшением его диаметра до 10 - 15 м.
2. Разбег с забеганием по дуге поворота на последних 3 - 5 шагах.
3. Прыжки через планку способом «перешагивание» с забеганием по дуге.
4. Выполнение отталкивания и движения сильно согнутой маховой ноги вперед-вверх, направляя ее бедром внутрь. Упражнение выполняется на месте, а затем в ходьбе на каждый третий шаг.
5. Выполнение отталкивания с последующим опусканием маховой ноги и поворотом спиной к планке.
6. Лежа на спине поперек гимнастического коня, принять положение входа на планку.
7. Лежа спиной на матах с подтянутыми и согнутыми ногами, поднимать таз вверх, как при переходе планки, а затем, опуская таз, поднять вверх ноги и выпрямить их в коленях, имитируя уход от планки.
8. Из положения стоя спиной у гимнастического коня наклониться назад и перекатиться через коня на высоко положенные за ним маты, имитируя переход планки способом «фосбери».
Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, обеспечив мягкое приземление на спину. При освоении техники прыжка способом «фосбери» в целом необходимо добиваться входа в толчок на значительной скорости, разбега без подседания на последних шагах, как это делается в прыжках способом «перекидной».
При обучении технике прыжков в высоту у школьников зачастую возникают ошибки, требующие немедленного исправления. В противном случае формируется устойчивый неправильный навык, бороться с которым уже значительно труднее. Ошибки появляются на различных фазах прыжка.
Преподавателю необходимо иметь в виду, что появлению ошибок способствуют две основные причины. Первая - это неправильная методика обучения технике прыжка, отсутствие у детей четкого представления о тех или иных элементах техники. Вторая - недостаточная общая и специальная физическая подготовленность, мешающая освоению техники прыжков в высоту. Следовательно, исправление ошибок должно предусматривать не только техническое совершенствование, но и повышение уровня скоростно-силовой подготовленности, прыжковой ловкости, прыгучести, мощности отталкивания.
Вывод
Освоение прыжков на всех этапах обучения и тренировки должно сопровождаться повышением уровня обшей и специальной подготовленности учащихся - основы дли проявления максимальных взрывных усилий, характерных при выполнении прыжков.
При обучении, особенно на его начальных этапах, необходимо широко применять игры и различные эстафеты с прыжками. Это, с одной стороны, внесет в процесс обучения необходимую эмоциональность и позволит значительно увеличить тренировочные нагрузки, а с другой - улучшит координационные возможности детей, научит их владеть своим телом в полете, поможет развить прыжковую смелость и ловкость.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
История развития прыжков. Классификация и разновидности прыжков, их отличительные признаки и особенности техники исполнения. Методика оценивания мастерства спортсменов-прыгунов. Прыжки в различные возрастные этапы. Обучение технике прыжков в высоту.
контрольная работа , добавлен 19.10.2010
Прыжки как неотъемлемая часть олимпийских игр и соревнований по легкой атлетике. История развития спортивных прыжков, их совершенствование. Способы и правила выполнения прыжков в высоту, с шестом, в длину и тройного прыжка. Особенности техники прыжков.
реферат , добавлен 20.12.2009
Виды и сущность прыжков в высоту как одного из видов легкой атлетики. Техника и методика тренировочных упражнений спортсменов 18-19 лет для выполнения прыжка в высоту способом "Фосбери-флоп". Работоспособность двигательного аппарата спортсмена.
курсовая работа , добавлен 22.08.2011
История развития прыжков в высоту. Разработка и оценка эффективности экспериментальной методики обучения прыжка в высоту способом "Фосбери-флоп" с использованием положительного переноса двигательных умений и навыков прыжка способом "перешагивание".
дипломная работа , добавлен 06.02.2016
Сущность техники прыжка в высоту способом "Фосбери-флоп" и основные требования к его реализации, его особенности. Физические качества необходимые прыгуну в высоту: задачи силовой, скоростно-силовой подготовки, воспитание быстроты, гибкости, выносливости.
курсовая работа , добавлен 23.10.2013
Бег на короткие дистанции (спринт). Эстафетный бег и кросс. Прыжки в высоту с разбега. Техника прыжков в длину, методика самостоятельного совершенствования упражнения. Метание спортивных снарядов (гранаты) в легкой атлетике. Выполнение толкания ядра.
реферат , добавлен 22.10.2013
Техника базовых прыжков на скакалке. Методы достижения высокой скорости и интенсивности прыжков. Комплексы упражнений для поддержки подвижности плечевых и тазобедренных суставов, для укрепления мышц рук и спины. Мировые рекорды по прыжкам со скакалкой.
реферат , добавлен 06.05.2013
История возникновения и развития в России легкой атлетики. Описание ее видов: бега, спортивной ходьбы, прыжков в высоту, длину и с шестом, метания, многоборья. Формы и календарь проведения некоммерческих соревнований. Мировые и олимпийские рекорды.
реферат , добавлен 11.12.2010
Виды прыжков в легкой атлетике. Главные факторы результативности прыжка, его составные части. Технология выполнения прыжка в высоту, длину. Главные составляющие плавания как вида спорта, вольный стиль. Комплексное плавание, комбинированная эстафета.
презентация , добавлен 26.02.2012
Понятия - техническая подготовка, спортивная техника и техническое мастерство спортсменов, критерии их оценки. Значение уровня развития двигательных качеств для технического мастерства. Оценка технического мастерства на примере прыжков в высоту.
Если прыжки в длину и тройным известны еще с древних времен, то прыгать в высоту спортсмены начали сравнительно недавно. На 1 Олимпиаде чемпионом стал американец Эллери Кларк, преодолевший планку на высоте 1 м 81 см. Ныне этот рубеж стал обычным и для женщин, а ведущие прыгуны давно
освоили высоты между 2 м 30 см и 2 м 40 см. Прогресс в этом виде легкой атлетики во многом обязан изобретению новых, более совершенных методов преодоления планки.
На протяжении немногим более 100 лет техника прыжка в высоту претерпела значительные изменения. Постоянно велся поиск более рациональных форм использования физических качеств атлетов для преодоления вертикальных препятствий. Наименее рациональным являлся прыжок в высоту «поджав ноги». Прыжок выполнялся с прямого разбега под углом 90 градусов по отношению к планке. В полетной фазе с целью экономического преодоления высоты прыгун группировался, а затем распрямлялся для приземления. В этом способе планка могла располагаться на 35-40 см ниже верхней траектории полета общего центра тяжести (ОЦТ) тела прыгуна.
Существенным шагом вперед явилось появление способа «перешагивание»
Прыжок в высоту способом «перешагивания»
Разбегаясь прямолинейно под углом 30-40 градусов к планке, прыгун получил возможность не поднимать одновременно все части тела над планкой, последовательно перенося и опуская за планку маховую и толчковую ногу. Применение способ? «перешагивание» позволило на 20-25 см приблизить планку, к общему центру тяжести тела спортсмена. Этот способ завоевал широкую популярность. Первый официальный зарегистрированные рекорд (Р. Майчл, Англия-167, 6 см, 1864 г.) был установлен «перешагиванием».
Изобретение нового способа прыжка в высоту «волна" связано с именем М. Суиней (США), преодолевшего в 1895 г. 197 см.
Прыжок в высоту способом «волна»
прыжок фосбери флоп выносливость
В этом способе спортсмен разбегался под прямым углом или несколько сбоку (60-75 градусов) по отношению к планке. В отличие от «перешагивания» прыгун приземлялся на толчковую ногу. Такая схема прыжка позволяла изменить ориентацию тела в прыжке, приблизив тело к горизонтальному положению в верхней точке над планкой. Это и определяло большую экономичность способа прыжка «волна» перед «перепрыгиванием».
В 1912 г. Д. Хорайн (США) новым способом прыжка «перекатом» впервые преодолел двух метровый рубеж.
Прыжок в высоту способом «перекат»
Разбег в этом способе прыжка выполняется со стороны толчковой ноги под углом 30-40 градусов по отношению к планке. В полете, прыгун располагается горизонтально над планкой, как будто лежа боком над ней. Способ прыжка «перекат» становится основным способом на долгие годы. Однако в 30-е годы у «переката» появился серьезный соперник - «перекидной» способ прыжка.
Прыжок в высоту способом «перекидной»
Рекорд Д. Албритона (США) - 207,6 см, установленный в 1936 г. «перекидным» способом, безоговорочно превосходил все предыдущие способы более экономичным переходом через планку. Этот способ позволил прыгунам преодолевать высоту при подъеме ОЦТ на 1 см выше планки (по данным исследований Л.И. Дурсенева).
Олимпийские чемпионы - яркие представители «перекидного» способа:
Р. Шавлакадзе - 216 см, СССР, 1960 г.
В. Брумель - 218 см, СССР, 1964 г.
Ю. Тармак - 223 см, СССР, 1972 г.
Важной исторической вехой в развитии прыжка в высоту явились XIX Олимпийские игры в 1968 г. в г. Мехико. Победитель соревнований Р. Фосбери (США, 224 см) продемонстрировал всему миру новый способ прыжка, который получил название по фамилии победителя.
Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп»
Появление нового способа прыжка вызвало большое разногласие по поводу того или иного способа прыжка. Спор этих двух стилей был решен в секторе для прыжков в высоту, в спортивной борьбе в пользу «фосбери-флоп». По экономическому переходу оба способа равноценны по этому показателю. Основное преимущество «фосбери-флоп» заключается более эффективном способе подготовки к отталкиванию.
Во всех ранее существовавших способах прыжка применялся прямолинейный разбег. С целью понижения ОЦТ тела прыгуна перед отталкиванием приходилось бежать на «полусогнутых ногах», что предъявляло повышенные требования к силовой подготовке прыгунов и не позволяло проявить максимально скоростные возможности прыгунов. В прыжке «фосбери-флоп» прыгун на последних шагах разбега изменяет направление движения, что невозможно без наклона всего тела в сторону поворота. Именно эти действия и вызывают опускание ОЦТ прыгуна перед отталкиванием. При этом, несмотря на увеличение нагрузки на опорно-двигательный аппарат (возрастает сила реакции опоры из-за возникновения центробежной сил), подготовка к отталкиванию происходит при менее выраженном подседании на последних шагах разбега. Именно это обстоятельство и обусловило возможность выполнения более быстрого и мощного отталкивания при достижении к этому моменту прыгуном большей, чем в «перекидном» способе прыжка, скорости разбега.
Внимательно посмотрите на приводимые нами внизу рисунки. Для всех прыгунов характерно то, что центр тяжести тела зафиксирован у них на одинаковой высоте. Но вследствие различного положения над планкой наиболее низко находящиеся части тела удалены от центра тяжести по-разному. Так, при способе согнув ноги, достигается минимальная высота, в то время как при способах лучше используется высота взлета, особенно при прыжке способами «перекидной» и «фосбери-флоп»
Но прогресс результатов в прыжках в высоту связав не только с новшеством в технике прыжков, а и с теми, что вьпше становили ми прыгуны. Первый официальный рекорд мир; принадлежал У. Пейджу. В далеком 1887 г. он преодолел планку на отметке 1 м 93 см. Собственный рост спортсмена составлял 1 м 11 см. Очередной рекордсмен был уже повыше - 1 м 78 см. Он поднял; «потолок» мирового рекорда на 4 см. Д. Хорайн первым преодолел I 1912 г. высоту 2 м, имея рост 1 м 80 см. Д. Стоунз, который довел рекорд до 2 м 32 см, не «дорос» до 2-х м всего 4 см. Владимир Ященко тоже обладал отменным ростом 1 м 92 см.
Итак, более совершенная техника в сочетании с хорошими физическими данными спортсменов помогает им вест! наступление на высоту. Конечно, каждый новый рубеж не дается бег: борьбы, но остановить этот процесс невозможно…
А чтобы у вас не сложилось впечатление, что высокие прыжки доступны только гигантам, расскажу вам еще об одном спортсмене Он хоть и не вписал свое имя в список рекордсменов, но соверши, своего рода спортивный подвиг во имя достижения цели. Руста? Ахметов был одним из самых незаметных ребят в группе прыгунов, которые тренировались у Виктора Алексеевича Донского. Это известный в 70-е годы специалист работал в небольшом украинском городе Бердичеве. Под его руководством выросло немало спортсменов высокого класса. Мечтал стать, хороши прыгуном и Ахметов. Спорт он очень любил, на тренировках бы упорен, но результаты у него росли крайне медленно. Причина был проста: парнишке не хватало роста. Так что же - бросить спорт, смириться?» Нет, - решил твердо Рустам. - Я должен вырасти». Для этого он сам придумал комплекс специальных упражнений. Например, подолгу висел на перекладине с грузом на ногах. Тем самым он растягивал позвоночник и суставы. Он добился своего, хотя и не сразу. За пару лет Ахметов прибавил 10 см в росте и позднее показывал результаты международного класса, вошел в состав сборной команды страны.
А сколько известно случаев, когда упорные тренировки помогали людям преодолеть последствия болезней, казавшихся неизлечимыми, по мнению специалистов. Когда мы говорим о рекордах, то они вызывают восхищение. Но разве недостойны восхищения те маленькие «чудеса», которые творит спорт ни с чем не примечательными ребятами, превращая их в настоящих атлетов?
Прыжки в высоту с разбега - вид легкой атлетики, характеризующийся кратковременными мышечными усилиями «взрывного» характера, имеющий много разновидностей (способов). Главные из них - «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной» и «фосбери-флоп». Наиболее эффективными способами прыжков являются «перекидной» и «фосбери-флоп».
По сравнению с некоторыми другими видами легкой атлетики история развития прыжков в высоту коротка. Олимпийские игры древности не знали этого вида спорта. Только в начале XIX в. в Европе появился гимнастический прыжок, который выполнялся с прямого разбега. В книге английского автора Д. Уокера «Мужские упражнения», опубликованной в 1843 г., упоминается о том, что хороший прыгун в высоту может прыгнуть на 5 футов (1,52 м), первоклассный - на 5,5 футов (1,67 м), а исключительный- на 6 футов (1,83 м). Однако первый официально зарегистрированный в 1864 г. в Англии результат по прыжкам в высоту Р. Майчла равнялся всего 1,67 м.
Первый период истории прыжков характеризуется применением нерациональной техники. Спортсмены преодолевали планку либо с прямого разбега, поджимая ноги, либо разбегаясь под острым углом и совершая ногами ножницеобразные движения. Последний способ получил название «ножницы» или «перешагивание». Применяя его, англичане Т. Литтл и Д. Роунелл сумели преодолеть значительную по тем временам высоту-1,82 м, а в 1887 г. американец В. Пейдж установил мировой рекорд (1,93 м).
Американские спортсмены начали второй период в развитии прыжков в высоту - период совершенствования техники перехода через планку путем возможно более низкого расположения
ОЦТ тела в момент прыжка. Появился новый способ перехода через планку - восточно-американский («волна»). С помощью этого способа М. Суинней в 1896 г. установил мировой рекорд
(1,97 м), продержавшийся в течение 17 лет.
Однако двухметровую высоту суждено было преодолеть спортсмену, применившему иной способ прыжка. Это сделал в 1912 г. студент Стенфордского университета Д. Хорайн. Он разбегался под острым углом к планке, как и при «перешагивании», но отталкивался ближней к планке ногой и переходил через нее боком в горизонтальном положении. Новый способ прыжка сейчас называют «перекат». Прыгая несколько видоизмененным «перекатом», Г. Осборн в 1924 г. улучшил мировой рекорд до 2,04 ж, а победитель Олимпийских игр 1936 г. К- Джонсон до 2,07 ж. Новый способ прыжка («перекидной») в 30-х годах продемонстрировал советский спортсмен Б. Взоров. Однако у нас он в то время не получил распространения. Этот способ взяли на вооружение американцы. Л. Стирс (США), применяя «перекидной», в 1941 г. поднял потолок мирового рекорда до 2,11 ж, а победитель XVI Олимпийских игр в Мельбурне Ч. Дюмас до 2,15 ж. Подлинными мастерами перекидного способа стали советские спортсмены. Именно они начали новый период истории прыжков в высоту, который характеризуется совершенствованием и разбега, и отталкивания, и перехода через планку. Американские прыгуны предпочитали медленный разбег, как бы подкрадываясь к планке и стремительно выполняя лишь последние 3 шага. Советские прыгуны значительно усовершенствовали не только разбег, но и его сочетание с отталкиванием, а также переход планки. Первое поражение прыгунам США нанес Ю. Степанов, установивший в 1957 г. новый мировой рекорд-2,16 м. Некоторое время с советскими спортсменами вел борьбу негритянский легкоатлет Д. Томас, рекорд которого 2,22 м казался недостижимым. Однако на Олимпийских играх 1960 г. в Риме Томас был побежден Р. Шавлакадзе, а затем рекорд на долгие годы перешел во владение замечательного советского спортсмена В. Брумеля, который сумел преодолеть планку на высоте 2,28 л. Традиции В. Брумеля продолжили советские прыгуны В. Большов (2,20 ж), В. Скворцов (2,21 м), В. Гаврилов (2,24 ж), Р. Ахметов (2,23 ж) и другие. На Олимпийских играх в Мехико победу в прыжках в высоту одержал американский спортсмен Д. Фосбери. Он прыгал новым своеобразным способом, поворачиваясь при отталкивании спиной к планке. Ему удалось преодолеть этим способом, получившим название «фосбери-флоп», высоту 2,24 ж. Казалось, что будущее за «флопом». Однако американский спортсмен П. Матцдорф в 1971 г., прыгая «перекидным», улучшил рекорд Брумеля на 1 см (2,29 ж). В 1973 г. новый мировой рекорд установил американский спортсмен, прыгавший способом «фосбери-флоп», Д. Стоунз (2,30).
Новое поколение советских прыгунов сумело снова выйти на первое место в мире. Об этом убедительно свидетельствуют успехи чемпиона Европы 1971 г. К. Шапка и Ю. Тармака, который показал лучший результат сезона 1972 г. (2,25 ж) и стал победителем Олимпийских игр в Мюнхене (2,23 ж).
Советская школа прыжков в высоту заслуженно получила признание во всем мире. Для создания этой школы многое сделали советские тренеры В. Дьячков, Ю. Чистяков, П. Гойхман, В. Лонский.
Первый официально зарегистрированный мировой рекорд по прыжкам в высоту у женщин был установлен американскими спортсменками Д. Шилей и М. Дидриксон в 1932 г. (1,65 ж). После этого рекорд принадлежал представительницам ряда стран, и в том числе Советского Союза (А. Чудина - 1,73 ж в 1954 г.). Длительное время рекордом владела румынская спортсменка И. Балаш, которая в 1961 г. подняла рекорд до 1,91 ж.
В последние годы сильнейшей в Европе была австрийская спортсменка И. Гузенбауэр, выигравшая в 1971 г. звание чемпионки континента, а затем установившая мировой рекорд (1,92 ж). Накануне Олимпийских игр в Мюнхене успешно выступали также прыгуньи из ГДР Р. Шмидт (1,90 м), Р. Гильдемайстер (1,87ж), румынка И. Попеску (1,87 ж). Однако на Олимпиаде победительницей соревнований неожиданно стала 16-летняя школьница из ФРГ У. Мейфарт (1,92 ж), а в сентябре 1972 г. мировой рекорд был улучшен еще на два сантиметра (1,94 ж) серебряным призером Олимпийских игр болгарской спортсменкой И. Благоевой.
К сожалению, в последние годы советские спортсменки несколько отстали от своих зарубежных соперниц. А. Лазарева, которой принадлежит рекорд СССР (1,88 ж), в Мюнхене даже не смогла пробиться в финальные соревнования.
Введение
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что оздоровление граждан Республики Беларусь средствами физической культуры имеет огромное социальное значение.
Здоровье как важнейшее средство живого организма применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в тоже время результатом нравственных уложений социальной политики. Здоровье как социально-биологическая основа жизни всей нации есть в конечном счете результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность относится к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению - как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода, основе развития творчества и духовности.
Непреложным условием сохранения и укрепления здоровья нации является привлечение широких масс населения к активным занятиям различными формами оздоровительной физической культуры и видов спорта с оздоровительной направленностью.
Эффективность оздоровительной физической культуры во многом зависит от ее теоретико-методической оснащенности и наличия физкультурных кадров.
Оздоровительная физическая культура в настоящее время используется обществом как действенное и эффективное средство формирования, развития социализации личности, успешной адаптации человека к новым и меняющимся экологическим условиям, вы том числе к производственно-трудовым и учебным.
Цель курсовой работы: раскрыть теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры.
Практическая значимость: данная курсовая работа имеет практическое значение при организации занятий по истории физической культуры, может служить наглядным пособием в помощь тренерам и преподавателям по физической культуре.
Вывод: Спартакиады народов СССР -- крупнейшие комплексные соревнования -- являются смотром советского физкультурного движения во всех его звеньях и по всем основным показателям спортивно-массовой, учебной, агитационной и организационно-хозяйственной работы в области физической культуры и спорта.
> История развития легкоатлетических прыжков
> Прыжок в длину с разбега
Прыжок в длину -- упражнение, которое можно отнести к естественному для человека движению. Вероятно, это послужило основанием для включения прыжков в длину в программу пентатлона на олимпийских играх в Древней Греции.
В 1860 г. прыжок был включен в программу легкоатлетических соревнований Оксфордского университета в Англии. Победитель -- англичанин Пауэл показал результат 5,28 м. Однако отсчет рекордов в этом виде легкой атлетики начался с результата 6,40 м, показанного англичанином А. Тосуэллом в 1868 г. В 1874 г. впервые был преодолен семиметровый рубеж Д. Лейн (7,05 м).
На первой Олимпиаде в Афинах в 1896 г. победитель в прыжках в длину Э. Кларк (США) показал результат 6,35 м.
Наибольший рост результатов в прыжках в длину пришелся на начало XX в. Американец М. Принстейн довел мировой рекорд до 7,50 м. Однако уже в 1901 г. ирландец П. О"Коннор показал результат 7,61 м, который никому не удавалось улучшить в течение 20 лет. Рубеж 8 м впервые перешагнул американец Д. Оуэне (8,13 м) в 1935 г. Мировой рекорд Д. Оуэнса продержался до 1960 г.
Многолетнее соперничество двух выдающихся атлетов Р. Бостона (США) и И. Терованесяна (СССР) в конце 1950-х -- начале 1960-х годов привело к ряду мировых рекордов, последний из которых был равен 8,35 м.
В 1968 г. на Олимпиаде в Мехико американец Б. Бимон установил феноменальный рекорд -- 8,90 м. Только в 1991 г. другой американец М. Пауэлл превысил этот результат на 5 см -- 8,95 м. До настоящего времени этот результат остается непревзойденным.
История развития прыжков в длину свидетельствует о том, что первый мировой рекорд у женщин был зафиксирован в 1928 г. и принадлежал японской спортсменке К. Хитоми (5,98 м). В 1939 г. его улучшила немка К. Шульц (6,12 м), в 1943 г. -- голландка Ф. Бланкерс-Коэн (6,25 м) и в 1954 г. -- новозеландка И. Уильяме (6,28 м).
Впервые в 1955 г. мировой рекордсменкой становится советская спортсменка Г. Попова-Виноградова (6,31 м); затем с 1961 по 1964 г. -- Т. Щелканова, которая довела мировой рекорд до 6,70 м. В дальнейшем авторами мировых достижений были англичанка М. Рэнд (6,76 м), румынка В. Вискополяну (6,82 м), X. Розендаль (6,84 м) из ФРГ, спортсменки из ГДР А. Фойг (6,92 м) и 3. Зигль (6,99 м). Рубеж 7 м покорился в 1978 г. советской спортсменке В. Бардаускене (7,07 и 7,09 м). С 1982 по 1985 г. рекордсменками мира становились две румынские спортсменки А. Станчу-Кушмир и В. Ионеску, внесшие пять поправок в таблицу рекордов (7,15; 7,20; 7,21; 7,23 и 7,43 м). Последний мировой рекорд А. Станчу-Кушмир превысила немецкая спортсменка X. Дрехслер -- 7,44 и 7,45 м. На рубеже 7,45 м остановились три спортсменки -- X. Дрехслер (ГДР), Д. Джойнер-Керси (США) и Г. Чистякова (СССР). С 1988 г. Г. Чистякова становится единоличной мировой рекордсменкой-- 7,52 м.
Первый рекорд Беларуси у мужчин был зафиксирован в 1924 г. Его установил Лебедев (5,53 м). Впоследствии Н. Кузьмин дважды изменял этот результат и первым преодолел шестиметровый рубеж (6,38 м) в 1928 г. во время проведения первой спартакиады республики.
В 1936 г. В. Садовский прыгнул на 6,39 м, а в 1939 г. Н. Янчевский показал результат 6,82 м. В 1949 г. П. Злотников доводит рекорд до 6,93 м.
Семиметровый рубеж в прыжках в длину был преодолен Б. Михальчуком, который в 1952 г. показал результат 7,01 м. В 1955 г. Ю. Аврутин установил рекорд БССР -- 7,06 м, а в 1956 г. В. Иванов прыгнул на 7,16 м. В 1958 г. рекордсменом республики с результатом 7,52 м становится В. Горяев, который до 1961 г. прибавляет к рекорду еще 5 см. В 1967 г. О. Кузнецов показал результат 7,60 м. С 1968 по 1978 г. звание рекордсмена республики удерживал В. Кузьменко, который 4 раза улучшал свой результат (7,69-7,88 м). С 1978 по 1996 г. в таблице рекордов значилась фамилия В. Вельского, участника Олимпийских игр в Москве, который первым в республике преодолел восьмиметровый рубеж. В 1982 г. спортсмен показал результат 8,20 м. Автором рекорда Республики Беларусь на сегодняшний день является А. Гловацкий -- 8,33 м (1996 г.).
Рекорд БССР у женщин -- 4,22 м, установленный в 1928 г., оставался неизменным до 1935 г. Этот результат превысила В. Сергиенко, показав 4,73 м. В 1936 г. 3. Ловецкая доводит рекорд до 4,77 м, но А. Гриневич за короткий срок достигает 4,94 м. В 1946 г. А. Люппен прыгнула на 5,31 м, а через три года -- на 5,46 м. С 1951 г. рекордсменкой республики становится Е. Гурвич (5,52 м), в 1954 г. она показывает результат 5,67 м.
В 1956 г. Т. Лукьянцева прыгает на 5,87 м, через год -- на 5,92 м, а в 1960 г. первой переходит шестиметровый рубеж -- 6,06 и 6,20 м.
Рост рекордов в 1970-е годы связан с именами двух спортсменок -- А. Смирновой и Л. Борсук. В 1970 г. А. Смирнова достигла 6,35 м," а через год -- 6,49 м. В 1976 г. участница XXI Олимпийских игр в Монреале Л. Борсук установила рекорд республики -- 6,60 м.
В течение восьми лет белорусские прыгуньи не могли улучшить этот результат. С 1984 г. началось противостояние двух лучших прыгуний в истории Беларуси -- И. Валюкевич и Е. Белевской. И. Валюкевич вносила четыре поправки в таблицу рекордов, Е. Белевская -- семь. В 1985 г. Е. Белевская первой перешла семиметровый рубеж -- 7,00 м, она же является на сегодняшний день и рекордсменкой республики -- 7,39 м.
История совершенствования техники прыжка в длину показывает, что характер движений определяется тремя факторами: скоростью разбега, мощностью отталкивания, эффективностью приземления.
На Олимпийских играх Древней Греции прыжки в длину выполнялись с гантелями в руках. Вес гантелей достигал от 2,25 до 10 фунтов и более (1 фунт -- 453 г.) Результат во многом определялся активностью маха гантелями. При отталкивании атлет выносил гантели так, чтобы в середине полета руки и ноги были впереди и располагались почти параллельно между собой. Перед приземлением совершалось активное движение руками назад с целью освобождения от гантелей. Тем самым производилось дополнительное воздействие на тело, что позволяло увеличить длину полета.
Греки уделяли большое внимание стилю прыжка, а не рекордам. Этим объясняется практически отсутствие информации о спортивных результатах, показанных ими в этом виде спорта.
В начале современного этапа развития легкой атлетики, который исчисляется с XIX в., спортсмены использовали различные варианты прыжка (исходя из полетной фазы). Здесь имело место выполнение полета как с сильно согнутыми ногами и высоко поднятыми коленями перед собой («согнув ноги»), так и с несколько напоминающими беговые движениями ногами (прототип «ножниц»). Современный вариант прыжка в длину способом «ножницы» приписывается американскому спортсмену М. Принстейну, который продемонстрировал его еще в 1898 г.
В 1930-х годах получил распространение прыжок способом «прогнувшись», возникновение которого связано с именем финского атлета В. Туулоса.
Впоследствии поиск рациональной техники прыжка привел к использованию сальто. Однако, по решению Международной федерации легкой атлетики, этот стиль прыжка был запрещен из-за травмоопасности.
В настоящее время широкое распространение получил прыжок в длину способом «ножницы». Однако часто можно наблюдать исполнение прыжков способом «прогнувшись» и «согнув ноги».