До скольки лет носят вечерю. Как правильно носить вечерю. Что носят крестники на рождество крестным. Когда возник обычай носить кутью
Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Кульминацией праздничного приготовления является вечер накануне Рождества - день бдения, молитвы и поста. Святвечер имеет не только глубокие по содержанию церковные службы, но, прежде всего, богат в нашем народе исполненными символикой обрядами и обычаями, некоторые из них восходят еще к дохристианским временам, рассказывает Юлия КОЦАН .
«Время нашего спасения уже настало.
Готовься, вертеп, потому что Дева скоро родит»
(Стихира вечерни Навечерия)
История празднования вечера накануне Рождества Христова восходит еще к первым векам христианства. Канун праздника Рождества имеет отдельное богослужение, называемое Большие, или Царские часы, которые составил Иерусалимский Патриарх Софроний, где в псалмах и чтениях пророков из Ветхого Завета собраны основные пророчества относительно обещанного Мессии. Из святого Евангелия читают события, связанные с Христовым Рождеством, а стихиры воспевают воплощение Сына Божьего, место и обстоятельства Рождества. Во время богослужения Царских часов святое Евангелие лежит на тетраподе как символ Христа, который уже пришел и провозглашает нам Божью науку. Происхождение названия Царские часы объясняется тем, что когда-то в Византии на этом богослужении всегда присутствовали императоры со своим двором. В конце службы в их честь пели отдельно многолетие. День Навечерия завершает Филипповский пост перед Рождеством, поэтому в этот день строгий пост.
Когда-то, еще в дохристианские времена, у наших прадедов в это время был праздник «Корочуна» - день приветствия солнца. «Праздник «Корочуна», - говорит проф. С.Килимник, слова которого приводит в своей книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, - сугубо земледельческий, было вдохновение человека надеждой и верой в счастливый год урожая, приплода скота, здоровья, благополучия и радостной жизни». Наши предки верили, что в декабрьские и январские дни рождается чудодейственная сила, которая переливается в души людей, в землю, в воду, в растения и животных, поэтому так ждали и радостно отмечали этот праздник. Христианство наполнило давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, совершенствования.
Приготовления к Святвечеру
«К Рождеству в Украине готовились еще с лета. Во время жатвы первый, а в некоторых местах - последний сноп хлеба (ржи или пшеницы) оставляли не обмолоченным. В него добавляли также по несколько стеблей других злаков и перевязывали одним, двумя, а иногда тремя перевяслами. Этот сноп вносили в дом в канун Рождества Христова. Называли его по-разному: «дидух», «дед», «коляда» на Волыни, «криль» (король) на Холмщине, «зажин» на Черниговщине, «баба» в Черткове на Тернопольщине», - рассказывают в книге «Обряды и блюда Святого Вечера» Ольга Вербенец и Вера Манько . В некоторых местах «бабой» называли сено, которое также вносилось в дом.
Приготовление к Рождеству охватывало все стороны жизни украинской семьи. Готовилось вдоволь еды, варился мед, изготавливались различные наливки, вишневки, сливянки и т.д. Хозяйка покупала новые горшки, ложки, миски, беспокоилась о новых нарядах для детей и взрослых.
Традиционные в наше время елки в домах украинцев появились преимущественно только в первой половине ХХ в. Сначала их подвешивали к основной потолочной балке и лишь со временем стали ставить на пол. Украшали елку свечечками, орешками, яблочками, медовыми пряниками или домашними пирожными. Обычай украшать рождественскую елку распространился из Германии. Легенда гласит, что традицию украшать деревья в честь Рождества ввел известный богослов-реформатор Мартин Лютер (1483-1546). В 1500 году, накануне Рождества, он, гуляя по лесу, увидел несколько елок, покрытых снегом. Они ярко сверкали в лунном свете и поразили Лютера своей красотой. Вернувшись домой, он поставил маленькую елку посреди комнаты, украсил ее свечами и зажег их.
На Лемковщине и в некоторых районах Львовщины изготавливали так называемых «пауков», символизирующих паутину, которая, по легенде, спасла Христову семью от воинов Ирода. Изготовляли пауков из соломы или из тонких деревянных прутьев или из проволоки, а в местах соединения цепляли цветы, свечи или стеклянные елочные украшения.
К празднику должен был быть наведен порядок и во дворе, и в доме. Все инструменты должны быть на своем месте. Все, что было одолжено, нужно было вернуть домой, но также и самому вернуть одолженное. К праздникам, по традиции, должны быть починены и телеги, и сани.
Блюда, приготовленные на Вечерю
Для празднования Святвечера и Рождества выпекали много разновидностей хлеба, который имел разные названия (корун, крачун, крайчун, керечун, кныш, калач, струцля и просто хлеб) и формы, в зависимости от местности, и выпекался из разной муки, мог быть пресным или скоромным (его во время ужина не употребляли, а просто клали на стол). Рождественский хлеб был символом новорожденного Иисуса, в некоторых регионах к нему добавляли немного святой воды. Обязательным на праздничном столе должен был быть "кныш" - каравай с крошечным хлебцем сверху - для душ умерших. Иногда перед выпечкой этот хлеб обозначали головкой мака или оттиском стакана с обмакнутыми в масло краями. Кныши символизируют единство поколений рода и покровительство-опеку предков.
На Лемковщине и в Галичине посреди стола клали «струцлю» - плетенку, посыпанную маком, которую еще называли «кукелкой». На Подолье выпекали три обрядовых хлеба, которые в Святвечер клали на столе один поверх другого. Нижний (его называли «Хозяином»), пресный, пекли из ржаной муки, второй (назывался «Василий») - из пшеничной, верхний («Иордан»), меньший, - также из пшеничной. «Хозяина» разрезали и ели в первый день Рождества, «Василия» - на Новый год, а «Иордан» - на Крещение. В Козове на Тернопольщине тоже клали на стол три хлеба - два нижние ржаные и сверху - круглый пшеничный калач, в который вставляли восковую свечу. Этот калач был особым, потому что состоял из многих шишек, которые скручивались из полосок теста и плотно укладывались в круглую форму. Считали, что сено под скатертью символизирует конюшню, первый ржаной хлеб - ясли, второй ржаной - колыбель, калач - Иисусика, потому что очень он был сладкий и вкусный.
Обязательно пекли на праздники калачи - круглые обрядовые хлеба из белой пшеничной муки, замешанные на молоке с добавлением яиц. Из двух шаров теста скручивали жгут, из которого формировали круг с дыркой внутри. На юге Подолья калач выплетали из восьми шаров теста. На Черкащине пекут прямоугольный хлеб, который называется «Хозяин».
Обязательно на столе должны были быть пирожки с разной начинкой - капустой, горохом, сливами, вишнями, маком и т.п. Бабушки раздавали их внукам, и каждый должен был запомнить, с какой начинкой пирожок. Говорили, что когда ребенок заблудится, стоит вспомнить с какой начинкой пирожок на Святвечер, и Господь сразу поможет вспомнить дорогу. Отдельно хозяйки пекли хлеб для угощения скота. На Подолье этот хлеб называли «Рожество» и имел очень интересную форму. Делали его из двух шаров теста, которые скручивали жгутом, придавали ему форму подковы, клали на горшок с кутьей.
Чтобы успеть приготовить блюда на праздничный ужин, хозяйка вставала очень рано, в 1-2 часа ночи. Этот ужин, хотя постный, но богатый, потому что имеет аж 12 традиционных блюд. Отсюда его название - Богатая кутья.
Почему на этот ужин готовят именно 12 блюд? Этнографы говорят, что это может быть связано с 12-тью месяцами. В наше время число 12 трактуют как память о двенадцати апостолах Иисуса Христа.
Хозяйка разжигала печь, добывая живой огонь при помощи кусков дерева, или огнива (этот обычай еще до недавнего времени соблюдался на Гуцульщине). В печь клала семь или двенадцать поленьев. Для приготовления блюд набиралась до рассвета вода, ею заливали пшеницу, сушеные фрукты и ставили в печь варить два главные блюда - кутью и узвар.
Между блюдами Святой Вечери на первом месте стоит кутья, или колыво. Это вареная пшеница с медом. Кутья появилась еще в дохристианские времена. С тех пор она сохранила символизм поминального блюда. Пшеница, как зерно, ежегодно оживает, поэтому является символом вечности, а мед - символ вечного счастья святых в небе. Варили кутью в специальном горшке, в котором ничего другого не варилось, или покупали каждый раз новый. В разных регионах кутью готовили по-разному. На Лемковщине варили кутью из ячменной каши (панцаку), поскольку пшеницу в горах не сеяли. Обычай варить пшеницу туда принесли с собой священники и учителя из Галичины, однако этот обычай прижился не во всех селах. В тех селах на Лемковщине, где кутью варили из пшеницы, ее подавали только с медом. Кутью из ячменной крупы также варили на Черниговщине - там ее заправляли только узваром (компот из сухофруктов). В разных местах кутья имела разную консистенцию - она могла быть густой или же редкой, как уха.
Узвар варился из сушеных яблок, груш, слив, вишен. На Тернопольщине его называли сушеницей.
Кроме этих главных блюд, хозяйки ставили варить голубцы, капустняк с пшеном и фасолью, затертый подсолнечным маслом, который на Винничине и Гуцульщине называли «шупеней», горох, борщ постный с карасями, кашу гречневую, пшенную, вареники с капустой, картофелем. Также жарили рыбу, пекли блины из кислого теста (на Подолье), варили блюда с грибами. Голубцы, как правило, делали из заквашенной головками капусты, и начинка у них была разной.
Традиционно считается, что блюд должно быть 12, но их количество и составляющие несколько отличаются - в зависимости от местности и зажиточности семьи. Так, Лемковщина отличалась рядом особых блюд, которые больше нигде не готовили. Например, «бобальки» - продолговатые, посредине утолщенные, раскатанные в руках куски теста, которые варили или пекли и смазывали растертым маком с медом и подсолнечным маслом. Другое блюдо - «киселица» - сегодня совсем забыто. Накануне Святвечера замачивали молотый овес, потом перецеживали этот заквас через сито. Очищенную густую жидкость варили, постоянно помешивая, чтобы не пригорела. Заправляли ее тмином, чесноком и льняным маслом.
На Тернопольщине делали напиток, который назывался «голопас». Его готовили заранее из отвара сушеных фруктов, в который добавляли ржаную закваску или дрожжи, а также карамель.
Пока хозяйка хлопочет в доме, хозяин приводит в порядок двор, поит и кормит скот.
Интересный обычай зафиксирован на Лемковщине. Когда уже все в доме было готово, вся семья шла к потоку и там тщательно мылась ледяной водой, а вытираться спешили домой. Последней шла мыться хозяйка.
Традиция внесения дидуха и приготовления стола
Следующий шаг - традиция внесения дидуха. Хозяин, подняв шапку, перекрестившись, брал дидуха и вязанку сена, а сын - две. Сено при этом раструшивали, а отец приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!»
Медленно и торжественно отец с сыном подходили к дому и становились перед порогом, где их уже ждала хозяйка с кнышем в руках. Входили в дом, и отец говорил такие слова: «Святки идут!» «Святки пришли!» - отвечал после отца сын. «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!» - отвечала мать. Так происходило в Восточной Украине, а в Галичине газда (хозяин) говорил такие слова: «Дай Бог, добрый вечер, эти праздники провести, других дождаться в здоровье, счастье до второго года, на многая лета». Потом семья заходила в дом, крестилась, расстилали вязку сена в углу и ставили на него дидуха, вторую вязку сена клали на стол, а третью - под стол. Во время того, как на пол стелили солому, дети под столом кудахтали: «Кво-кво - завтра Рождество».
На Тернопольщине и Львовщине на стол укладывали сено тонким слоем, хозяйка клала на четыре угла зелье и чеснок. Сверху стелили белую скатерть, а поверх нее часто стелилась вторая.
На празднично накрытый стол клали хлеб, и в нем делали дырку, куда вставляли высокую восковую свечу. На Лемковщине и в Галичине свечу ставили в сосуд, наполненный ярым зерном, которое потом подмешивали к посевному зерну. Зажженную свечу никто не имел права погасить весь вечер и старались зажечь так, чтобы она случайно не погасла, так как это не было хорошей приметой, потому что предвещало смерть кого-то из семьи. После этого хозяин клал в сено под столом топор, косу, серп, часть сохи, часть граблей - чтобы хорошо пахалось, жалось, косилось и чтобы было что жать и косить в Новом году. Только потом хозяин брал горшок с кутьей, а хозяйка - с узваром. Они торжественно несли их на красный угол.
Пока мать ставила блюда на стол, хозяин шел в хлев кормить скот куском хлеба с воткнутым в него чесноком, посыпанным солью, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Символизм этого обычая в том, что скот своим дыханием согревал новорожденного Иисусика. Затем вся семья становилась к общей молитве. Сначала молятся за умерших, а потом за всех присутствующих.
После хозяин смешивал ложку кутьи и всех других блюд с мукой и снова шел в хлев угощать скот, чтобы и тот мог принимать участие в праздновании. Потом выходил во двор, чтобы пригласить на ужин все праведные и не праведные души, солнце и месяц. Приглашение повторял трижды. Не получив ответа, громко говорил: «Если не идете, то чтобы во веки веков не приходили». Хозяин, вернувшись домой, закрывал двери. После этого уже никто из взрослых в этот вечер не мог выходить. На Прикарпатье сохранилась до сих пор традиция перед ужином идти с кутьей и свечой на кладбище и приглашать умерших родственников на совместную трапезу.
Рождественская звезда
Когда на небе появлялась первая звезда, только тогда семья могла садиться за стол после дня строгого поста, во время которого никто не имел права есть, кроме маленьких детей, которым давали немного вареной картошки. Однако перед тем как сесть, каждый дул на место на скамье, чтобы ненароком не придавить души, которые, считалось, на Святвечер приходили в дом.
Начинали ужин с кутьи. Ели все из общих мисок и пили из одной кружки, что символизировало мир и согласие в семье на протяжении года. Отдельные тарелки и ложки ставили только для усопших родственников или для того из семьи, кого не было в этот вечер дома. Неожиданный гость предвещал счастье на целый год, поэтому ему старались угодить. Также считалось хорошей приметой приглашать на ужин одиноких, бездомных и нищих людей. Ужинали долго, и никто не имел права вставать, кроме хозяйки, которая подносила блюда.
В конце ужина отец, а за ним и вся семья вставали из-за стола и благодарили Господа за прожитый год и просили о хорошей судьбе на следующий.
После ужина на столе оставляли кутью, другие блюда, ложки, потому что верили, что ночью умершие придут еще раз на ужин.
В центральной и восточной части Украины после Святвечера существовал обычай носить вечерю дедушке и бабушке (если они жили отдельно), крестным родителям и добрым знакомым. «Нести вечерю» - значит, уважать старейшину, разделять надежду, судьбу, добро, вспоминать умерших.
После Вечери в некоторых регионах молодежь начинала колядовать. Некоторые шли на Всенощное богослужение, которое завершалось праздничной Рождественской Литургией.
В целом традиции празднования Навечерия Рождества носят одинаковый характер по всей Украине, а разница в южных и северных областях объясняется влиянием других культур. Многие из самобытных обычаев утратились или позабылись вследствие массовых депортаций украинцев с их этнических земель или из-за советской атеизации. Вопреки всему, украинцы сегодня по-новому открывают себя для Бога, родных традиций и обрядов.
Традиционным блюдом для Рождественской вечери считается кутья. Это постное блюдо, в состав которого входят зерна ячменя, пшеницы, сахар, несколько видов орехов, мед.
Помимо приготовления, в русском народе существует традиция приносить ее крестным или другим родным, близким людям. Поговорим о том, как приготовить кутью на Рождество правильно, а также по каким причинам ее носят и кому.
Кутья в гости: для чего приносят
Обряд ношения вечери пришел к нам в язычные времена с южной стороны Украины. Основное предназначение традиции — пожелание достатка. Зерно, из которого готовится блюдо считается признаком плодородия, мед — богатство, различные орехи — силу.
Технологию приготовления блюда не назвать легким процессом. Ведь важно помнить, что благополучие — плод, достигаемый с помощью усердия. Следовательно, в древности принести на Рождество в дом тарелку с кутьей считалось наивысшей наградой за трудолюбие, так человек — проявляет уважение.
С приходом христианской веры, традиция потерпела ряд изменений. Основное предназначение осталось, а вот носить ее стали исключительно родным и близким, кровным родственникам, показывая единость семьи. Второе название обряда — «крестный ход».
Кутью всегда приносили в дом крестных родителей, в качестве благодарности, за присутствие и участие во втором рождении малыша, к которому относится процесс крещения. «Спасибо» говорится еще за то, что приняли решение и ответственность молится за ребенка, делать наставления на путь истинный. По этой причине классическое рождественское блюдо вносят именно дети.
В языческое время данную благодарность ребята показывали повитухам, помогающие им появится на свет. Их считали второй матерью. Но со временем данной обязанностью были наделены кумовья родителей крестника.
Дети — надежда на будущее, символизирующие духовную чистоту. Поэтому важно поздравлять не только крестных, но и остальных родных людей. Первыми пробуют кутью — дети, а только потом остальные родные.
Готовится постное, вкусное и благородное блюдо в Сочельник перед Рождеством, а приносить вечерню необходимо после заката солнца 6 января.
В древности традиционную закуску употребляли не только люди, но и домашние животные. Процесс вскармливания проходил по определенным правилам, ведь животное прирученное человеком считалось символом богатства, успеха, благополучия.
Конечно, в современном мире столь странные обычаи не проводят, а также были внесены поправки и в дату угощения кутьей до вечера 7 числа.
Как правильно приносить кутью
Встреча детей с кутьей на пороге должна проходить со следующими словами «Христос рождается», а дети в ответ говорят «Славим его». После официальной церемонии взрослые раздают ребятам конфеты, печенья и другие угощения, а в замен получают кутью.
Конечно, подарки могут быть разнообразными, необязательно сладости. Но важно помнить, что обмен сладким в вечер Сочельника свидетельствуют о пожеланиях друг другу благополучия, достатка и процветания.
Соблюдать обычаи важно, даже в том случае если вы не любитель сладких продуктов. Итак, рассмотрим несколько важных правил вручения вечери:
- В первую очередь тару с кутьей отдают крестному — главе дома, после которого постное блюдо переходит к хранительнице очага — крестной.
- Съедают закуску по столовой ложке, а после ставят на середину праздничного стола, для пробы другими членам семьи.
- Встречать Рождество требуется в семейном кругу, по этой причине на данный праздник гостей не зовут.
Но если все же позвали гостей, то засиживаться им не стоит. Ведь встречаться Рождество требуется в узком семейном кругу, плавно завершая постное время.
Как приготовить кутью
Сделать постное блюдо можно из любой крупы, зерна. Классическим вариантом считается применение зерен пшеницы, предварительно истолченных в чаше с чистой водой для отделения плевел. Но в разных регионах, люди используют и такие крупы, как: ячмень, перловку, рис, гречу, овес.
Рассмотрим несколько вариантов того, как правильно варить кутью на Рождество.
Традиционный рецепт из пшеницы
Для приготовления потребуется подготовить:
- вода — 800 мл;
- зерна пшеницы — 400 г;
- мак — 200 г;
- орехи — 1 стакан;
- изюм — 0,15 кг;
- натуральный мед — 60 г;
- сахарный песок по вкусу;
- курага, чернослив по желанию.
Зерна промыть, залить требуемым количеством жидкости. Поставить на плиту, прикрыть. После закипания нагрев уменьшить, варить до готовности пшеницы. По необходимости добавлять горячей жидкости. Важно, чтобы крупа получилась рассыпчатой.
Мак выкладывают в небольшую емкость, заливают кипятком, накрывают и оставляют в таком виде на 3 часа для набухания. Слить жидкость, а готовый ингредиент перетереть до выделения белого молочка. Для ускорения процесса в него добавляют немного сахарного песка.
Готовый мак соединить с продуктом пчеловодства, измельченными орехами, изюмом. Заливают крутым кипятком, оставляют на 5-8 минут и заправляют готовую крупу. Перемешивают, выкладывают в красивую тарелку и подают на стол.
Из пшенной крупы
- сахар — 200 г;
- корица (порошок) — 2 ч.л.;
- пшенная крупа — 400 г;
- вода — 800 мл;
- изюм белый — 200 г;
- мед свежий — 100 г;
- миндаль — 200 г.
Сухой виноград выложить в тарелку, залить крутым кипятком, оставить на 30 минут для разбухания. Процедить через сито.
Пшенную крупу хорошо промывают, варят 10-15 минут до полуготового состояния. Слить оставшуюся воду, добавить новую 400 мл. Продолжить приготовление до готовности. Важно, чтобы жидкости не было и каша при этом не подгорела.
Орех замочить в холодной воде на 4 часа. Слить, измельчить в блендере до однородного состояния.
В тару с кашей добавить изюм, корицу, сахар по вкусу. Перемешать, выложить в красивую тарелку. Перед подачей на стол полить измельченным орехом.
Рецепт рождественской кутьи из риса
- вода — 400 мл;
- мармелад — 150 г;
- рис — 200 г;
- соль — 1/2 ч.л.;
- мед натуральный — 50 г;
- изюм — 3/4 стакана.
Крупу промыть, выложить в кастрюлю, залить водой. При сильном нагреве варить 4 минуты, после установить средний — 7 минут, а на слабом — 4.
Прикрыть, оставит на четверть часа для набухания. По итогу, рис получается рассыпчатым, мягким.
Изюм ополоснуть, запарить крутым кипятком, оставив на 10 минут. Процедить через сито.
Мармелад мелко нашинковать. Добавить вместе с изюмом и медом в рис. Перемешать, выложить в подходящую тарелку, подать на стол.
Совет! Для более улучшенного вкуса рисовую крупу, разрешается варить в смеси молока и воды. Так, она не только хорошо развариться, но и придаст блюду более изысканный сливочный вкус.
Правильная подача постного блюда
После приготовления кутью требуется выложить в глубокую красивую тарелку. Для того чтобы не испортился оригинальный вкус, мед рекомендуется добавлять непосредственно перед подачей на стол. А как украсить рождественскую кутью?
В качестве украшения сверху можно посыпать измельченным орехом, изюмом, мелко тертым шоколадом, конфетами и мармеладом. В основном закуску не украшают, так как сочетание продуктов придают ей особый внешний вид.
Кутья не только полезное, но и вкусное блюдо, приносящее радость, уважение, благополучие. Соблюдая все традиции, в вашей семье всегда будет звучать детский смех, а горечь и ненастья пройдут стороной.
Как правильно приготовить фаршированные перцы в кастрюле
Фаршированные перцы - довольно распространенное блюдо, причем многие хозяйки готовят его даже к праздничному столу. И сегодня мы расскажем вам…
Как правильно приготовить шампиньоны на костре
На природе можно готовить не только мясо на костре, но и шампиньоны. И сегодня мы предлагаем несколько простых и оригинальных…
Как приготовить кабачки в кляре
Единственное, что останавливает меня от поедания кабачков в кляре ежедневно - то, что готовятся они в масле и имеют пусть…
Как приготовить свекольные котлеты
Чаще всего котлеты готовятся из мясного фарша. Но для разнообразия меню хозяйки приловчились готовить это блюдо из фасоли, грибов, моркови…
Как приготовить Оякодон с курицей - рецепт с фото пошагово
В Японии Оякодон готовят везде: и дома, и в ресторане, и в различных забегаловках. У нас же пока это блюдо…
Как приготовить ленивые манты
Если у вас большая и голодная семья, которая требует вкусный и сытный обед - ленивые манты придут на выручку любой…
Рождество Христово - один из самых больших христианских праздников. К сожалению, в современном мире многие забывают, что именно предполагает празднование этого дня. Сегодня на Рождество люди накрывают богатый вкусностями стол, крестные навещают своих крестных родителей, дарят подарки и т.д.
В то же время служители церкви напоминают: Рождество - это, прежде всего, празднование рождения сына Божьего, и в этот день нужно постараться приблизиться к святости. В светлый праздник Рождества нужно обязательно уделить время молитве, духовному очищению.
В этот день столы вовсе не должны ломиться от деликатесов и обилия алкоголя. Конечно же, это не означает, что нельзя собираться за праздничным столом. Застолье, общение с семьей и друзьями - это хорошо, но желательно обойтись без «фанатизма», так сказать. Злоупотреблять едой и спиртными напитками на Рождество все же не стоит.
Взаимные угощения крестных и крестников
В Рождество, а точнее, с 7-го по 14-е января принято носить вечерю своим крестным родителям . Крестники, по традиции, несут своим духовным родителям угощения - вечерю, за что крестные дарят им подарки.
Вместе с праздничной вечерей, в дом крестных родителей приходит Божья благодать. Нести вечерю крестным - означает выказывать им свое уважение, разделять с ними судьбу, добро, надежду, благополучие на целый год вперед.
По традиции, вечеря включает в себя кутью, пироги (пирожки), конфеты, фрукты, орехи. Конечно же, сегодня эти рождественские традиции немного изменились, вечеря и праздничный стол стали более «богатыми». Крестники несут крестным уже не куличи с пирогами, а полноценный праздничный ужин.
«Современная» вечеря - это запеченная утка или курица, картофель, салаты, колбасы, рыба, торт, вино и т.д.
Что должно быть на рождественском столе
Сегодня многие путают Святой вечер и Рождество Христово. Вечер 6-го января - это Святой вечер , канун Рождества. Начинается Святой вечер с восходом первой звездочки на небе.
В этот день христиане еще соблюдают рождественский пост, и вся пища на столе должна быть, по правилам, постной.
По традиции, в Свят вечер вся семья собирается за домашним праздничным столом, на котором должно быть 12 блюд (желательно, постных). Число 12 в данном случае символично - это и двенадцать месяцев и двенадцать апостолов Христа.
Считается, что каждое блюдо из двенадцати, стоящих на столе, нужно непременно попробовать.
Праздничный рождественский стол застилают белой скатертью, сверху ставят зажженную свечу. Можно также поставить на стол вазочку с вязанкой необработанных колосьев (их надо собирать еще летом).
По традиции, еду для рождественского стола нужно приготовить заранее. Обычно хозяйки занимались приготовлением праздничных блюд с самого утра, чтобы к вечеру все уже было готово.
Садиться за стол в Святой вечер можно не раньше, чем на небе взойдет первая звезда. Перед тем, как приступить к еде, нужно прочитать молитву.
Главное блюдо на столе в Святой вечер - это праздничная «богатая» кутья. Делается эта обрядовая еда из пшеницы, изюма, мака, орехов, с добавлением меда и узвара (компота из сухофруктов).
Помимо кутьи, традиционными блюдами на Святой вечер являются:
Постный борщ или капустняк (хотя сейчас первые блюда редко выставляют на праздничный стол),
Постные голубцы с кашей,
Рыба жареная, соленая (сельдь),
Блюда из грибов,
Узвар (компот),
Гороховое пюре или каша,
Вареники или пирожки с разными начинками (без мяса),
Заливная рыба,
Рагу овощное,
Блины, папмушки, калачи,
Салаты (как правило, винегрет).
Праздничный стол на Рождество, 7 января, отличается куда более разнообразным набором блюд. Пост 7 января заканчивается, поэтому на рождественском столе, как, впрочем, и на вечере крестных с крестниками, постная еда уступает место скоромной.
Традиционными блюдами на Рождество и вечерю являются:
Картофель,
Запеченная утка или курица,
Жареный поросенок,
Домашняя колбаса, кровянка,
Голубцы с мясом,
Буженина,
Холодец,
Жаркое,
Сало,
Вареники, пирожки с мясными начинками,
Салаты,
Компот и т.д.
Веселого Вам Рождества Христова!
Традиционное блюдо Рождественской вечери имеет много разных названий, но большинству людей оно известно как Кутья.
Это постное блюдо, готовящееся из зёрен пшеницы и ячменя в виде каши, с добавлением сахара, орехов, мёда и других ингредиентов.
Помимо приготовления кутьи, существует также традиция носить её крестным и другим кровным родственникам, а также просто близким людям.
Но, к сожалению, сегодня далеко не все знают, когда носят кутью и как правильно это делать. При этом стоит отметить, что традиция является достаточно популярной, а оттого необходимо узнать о ней более подробно.
Почему носят кутью и когда это правильно делать
Несмотря на то, что обряд ношения вечери является православным, пришёл он с юга Украины, ещё со времён язычества.
Главным посылом данной традиции остается пожелание благополучия, так как зерно, из которого готовится кутья, символизирует плодородие, мёд олицетворяет богатство, а грецкие орехи – могущество.
Но при этом сама процедура приготовления блюда не относится к легким, отчего напоминает людям, что благополучие, как и любые плоды, достигается только при помощи усердного труда.
Таким образом подношение вечери проводилось для тех людей, которые своим трудом заслужили определённое уважение.
С приходом христианства традиция была немного изменена, но основной принцип сохранился прежним – желание благополучия, богатства и могущества.
Ношение вечери называют ещё «крестным ходом», потому что кутью принято относить близким и кровным родственникам, как символ единения семьи. Причём в первую очередь это касалось крестных родителей, которых благодарили за то, что те присутствовали на втором рождении ребёнка, каким считается обряд крещения, и приняли на себя ответственность молиться и духовно наставлять ребёнка на путь истинный.
Именно поэтому кутью должны носить непосредственно сами дети.
В дохристианский период подобную благодарность дети оказывали повитухам, которые фактически помогали появиться младенцу на свет, а потому считались второй матерью. Но постепенно эту роль переняли на себя кумовья по отношению к родителям крестника.
Помимо этого нужно помнить, что дети являются символом духовной чистоты и надежды на лучшее будущее. А потому крайне важным является поздравление детьми, помимо вторых родителей, и остальных своих родственников.
Также по этой причине традиционно первыми приготовленную кутью должны попробовать дети, а затем и все остальные члены семьи.
Кутью готовят в Сочельник, перед Рождеством, поэтому вечерю носят после захода солнца 6 января.
В древние времена праздничным блюдом кормили не только родственников, но и домашний скот, но не просто бросая еду, а специальным ритуальным способом, так как животные являлись одним из главных символов благополучия.
Но сегодня подобные ритуалы уже не проводятся, а ещё, помимо 6-го января, допускается ношение кутьи и вечером 7-го числа. Хотя в Рождество пост уже заканчивался, а так как кутья все-таки блюдо постное, то его и готовили именно на Сочельник.
Как готовить настоящую Кутью
Сегодня существует множество рецептов кутьи, но все они разделяются на три вида блюда:
- богатая – которую готовят в канун Рождества,
- щедрая – праздничное угощение на Новый Год?
- голодная – на Крещение.
Соответственно, их этих вариантов только богатая может использоваться для крестного хода.
Для того, чтобы приготовить традиционную кутью, необходимо взять крупу из зерен пшеницы или ячменя. Но сегодня также можно использовать гречку, рис, овес, перловку и любой другой ингредиент по вкусу для приготовления каши.
Традиционный рецепт кутьи на Рождество
Если готовить кутью по традиционному рецепту, то на один стакан пшеницы потребуется по сто грамм изюма, грецкого ореха и мака, а также две столовых ложки меда.
Зерна должны быть хорошо перебранные, без мусора, поэтому, если понадобится, придется перебрать их вручную.
Затем залить холодной водой и оставить как минимум на 2-3 часа, а возможно и на всю ночь, пока зёрна не набухнут. Но при использовании шлифованной пшеницы данное замачивание не требуется.
Для того, чтобы сварить пшеницу, необходимо взять два стакана воды на шлифованную и три на обычную. Процесс варки лучше осуществлять в толстостенной или чугунной кастрюле, до тех пор, пока пшеница полностью не размякнет.
Мак нужно варить примерно 10 минут, затем тщательно процедить, дождавшись, пока стечёт абсолютно вся вода.
Изюм хорошо промыть и залить кипятком, после чего продержать так в течение 20 минут и ополоснуть.
А орехи поджарить на сковороде и порубить ножом на мелкие кусочки. После этого перемешать и добавить к ним мёда.
Популярная кутья из риса
Но более популярной сегодня является кутья на Рождество, сделанная на рисе, тем более, что готовится она проще, нежели пшеничная.
Для этого на стакан риса используется полтора-два стакана воды, которую нужно сначала довести до состояния кипения, затем засыпать рис и варить в кастрюле с закрытой крышкой порядка трёх минут на сильном огне, после ещё шесть минут на среднем и в заключении три минуты на маленьком. После этого ещё 12 минут подержать крупу в кастрюле, не открывая крышки, чтобы рис как следует пропарился.
Узвар - необходимый атрибут кутьи
Также кутья заправляется узваром, который, по сути, является компотом.
Для приготовления необходимо промыть сухофрукты, затем засыпать их в холодную воду и уже вместе с фруктами довести до стояния кипения.
Что касается отваренных сухофруктов, то небольшую часть из них можно, измельчив, добавить в блюдо.
Как украсить кутью
Когда блюдо будет приготовлено, кашу выкладывают в глубокую тарелку.
Важным моментом является то, что если варилась обычная пшеница, то мёд заливается в кашу прямо перед подачей на стол или перед походом к родственникам. Потому что если мёд окажется в каше слишком рано, то оригинальный вкус кутьи будет испорчен.
Украшать данное блюдо особенно не приходится, так как оно само по себе считается красивым. Но современные кулинары для того, чтобы придать кутье ещё более привлекательный вид, сверху укладывают кусочки орехов, цукатов, разноцветных драже, посыпают тертым шоколадом.