Воспитание детей старше 3 лет. Психологические особенности поведения ребенка в три года. Познание мира и обретение навыков
Воспитание ребенка, которому 3 или 4 года значительно отличается от более раннего возраста. Он становится старше, начинает копировать поведение родителей, становится рассудительным, формирует и выражает мысли. Существует целый раздел психологии по воспитанию детей 3-4 лет. Он помогает понять, как правильно вести себя родителям и спокойно перенести этап взросления крохи.
- Особенность возраста у детей
- Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца
- Воспитание ребенка в 3-4 года и психология
- Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка
- Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик
- Правильно-неправильно. 7 советов родителям, по воспитанию детей 3 лет
Особенность возраста у детей
Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Прейер, первый обратил внимание на отличие психологии человека по возрастам. Книга «Душа ребенка», изданная в 1882 г., изменила понимание явления. Даже у маленького ребенка в организме протекает множество процессов, способные повлиять на его поведение, настроение.
Зачастую, у детей одного возраста есть совпадающие черты. В этот период дитя начинает проверять рамки дозволенного, пробуется на роль старшего, активно общается, выражает потребности. Жизнь изменяется: он социализируется, обретает больше навыков общения с разными людьми. Многое, определяет посещение детского сада и прогулки во дворе. Общение со сверстниками может протекать трудно: крики, слезы, драка за игрушки. Но это предсказуемые и неизбежные трудности. Задача родителей ― контролировать, как будет проходить контакт с другими детьми, направлять, учить нормам.
Уже сейчас с ребенком нужно вести взрослый диалог. Общайтесь, как со взрослым. В этом возрасте дети становятся любопытны ― тело позволяет изучать мир, не как наблюдатель, а активный участник. Сложность в том, что ребенок плохо понимает, что представляет опасность. Задача родителей ― стать бдительнее, уберите в помещении возможные угрозы. Конечно, исключить все невозможно. Объясняете малышу, почему какие-то предметы нельзя трогать.
Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца
Родитель облегченно вздохнул, ведь бессонные ночи и смена подгузников осталась позади. Но у ребенка остались в запасе еще фокусы. Расслабляться рано. Этот возраст сопровождается истериками и капризами. Обычно, причины непослушания мало отличаются по полу. Будь то мальчик или девочка, кроха одинаково проверяет границы дозволенности. Относитесь к этому, как к элементарному любопытству. Ребенок испытывает, что ему можно, а не ваше терпение. Пытается выяснить, почему нельзя поступать так, как хочется. Отчего не получится купить, что нравится. Он не знает, что нельзя иметь все и сразу.
Простая таблица, поможет вам понять, почему ребенок закатывает истерики и что делать взрослым.
Причины плохого поведения | Советы по воспитанию ребенка в 3 года, основываясь на психологии |
Нехватка родительского внимания. Ребенок понимает: когда он ведет себя хорошо, к этому относятся, как к должному и не обращают внимание. А вот истерика, точно заставит маму и папу его заметить. | Уделяйте ребенку больше времени. Конечно, для многих работающих родителей задача кажется невыполнимой. Но для малыша даже чтение сказки на ночь, ужин вместе, прогулки на выходных уже будут поводом для счастья. Неправильно, «замещать» любовь игрушками. Они неодушевленные предметы, а малышу нужна ваша ласка и забота. |
Берет пример с других детей. Часто авторитетами в глазах малышей становятся дети постарше или счастливые обладатели множества игрушек. Малыш обращает внимание, как ребенок получает столько новых вещей. Начинает требовать их от мам и пап в такой же манере. | Воспитание ребенка, которому 3-4 года, должно включать установку авторитетов. Образом для подражания должны быть не только родители. Ими могут стать персонажи мультфильмов, детского кино, сказок. Помогите ребенку понять с детства, какие черты характера и поступки хорошие. Выделяйте их на фоне остальных. Комментируйте мультик малышу, акцентируя, на что обратить внимание. Привитые «здоровые» ценности, откладываются в памяти. Ребенок их сможет обнаруживать у друзей. Тогда, образцом для подражания будет человек с хорошими качествами. |
Наперекор взрослым. Реакцию неправильно называть «местью». Это своеобразный ответ на действия взрослых, которые не устраивают малыша. Он пытается дать аналогичный отклик. Пример: отобрали соску, не хотят идти гулять, заставляют принять лекарство. Противодействие: объявляет «голодовку», отказывается спать, разбрасывает игрушки. | Аргументируйте, почему так нужно сделать. Если ребенок остался без объяснения причин, то ему кажется, что плохие в ситуации ― родители. Будто просто так придираются, запрещают, ругают. Не забывайте, хоть чадо уже понимает многое, но еще остается маленьким. Ему сложно справляться с эмоциями. Постарайтесь отвлечь внимание, переключить на другой предмет. Не купили игрушку в магазине? Предложите побыстрее выйти и покормить голубей хлебом, семечками ― они голодные нас ждут! |
Самоутверждение и стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте понимают, что теперь могут делать многое сами. Они рады продемонстрировать навыки, да только родители не дают. Обычно, папы и мамы делают это из лучших побуждений: они лучше знают как сделать правильно, пытаются обезопасить ребенка. Поэтому многое не позволяют, что вызывает «акции протеста» у ребенка. | Позвольте ребенку проявить себя и дать чуть свободы. Пример: есть самому ложкой, хоть одежда и все вокруг станет грязным. Наденьте на чадо детский нагрудник или полотенце. Если он хочет помочь вам навести порядок, то объясните как это делается и поиграйте в игру «повтори за мной». Пусть непоседа выполняет в точности ваши действия: складывает носочки по цветам. Запрещайте делать то, что действительно может быть для маленького ребенка опасно. Объясните причину. |
Захват власти. Ребенок начинает пробовать свои силы на роль лидера. Он задумывается, а почему только взрослые могут говорить что делать? Может и я смогу диктовать свои правила. | В этой области никаких поблажек. Обдумывайте свои решения и не изменяйте их. Малыш с детства должен знать ― ваше решение неоспоримо. Поэтому он не будет видеть смысла в спорах. |
Родитель хорошо знает свое чадо. Обратите внимание, почему ребенок себя так ведет, прежде чем отчитывать. Возможно, он просто устал, болен, сонный. Тогда лучше успокоить малыша, попытаться облегчить самочувствие. Главное, не избаловать в этот период: грани дозволенного по-прежнему должны быть четко обозначены.
Воспитание ребенка в 3-4 года и психология
Основной ошибкой считается «шаблонная педагогика». Уже с трех лет нужно учитывать тип темперамента ребенка. Наблюдайте за реакциями, интересами, поведением. Определите психотип чадо. Универсальных способов воспитания нет. Находите индивидуальный метод, подстраиваясь под особенности. Тогда, в отношениях будет понимание. Для молчаливого, закрытого, активного, вспыльчивого, нетерпеливого ― нужен разный подход. Психология развития детей 3-4 лет, в воспитании имеет весомое значение. Зная, происходящие изменения, родителю проще понимать ребенка.
Основы:
- Теперь у малыша появляется множество вопросов, не игнорируйте их. Отвечайте на понятном языке. Если правда слишком сложная для восприятия, то упростите ответ, раскрыв поверхностно.
- Занимайтесь обучением, обогащайте словарный запас. Плохо заставлять упражняться насильно, когда нет настроения, болеет, переутомился в детском саду. Информация тогда плохо запоминается, а значит пользы нет. Желание развиваться пропадает.
- Сложные жизненные ситуации объясняйте через сказки или в игрушечных спектаклях. Это виды . На примере плюшевых персонажей проще передать реалии жизни.
- Научите просить о помощи. Если плохо получается, он должен знать ― родные готовы помочь. Не будьте строги, не высмеивайте: «Ты надеть носок не можешь сам». Сказав это в шутку, нельзя знать точно, как воспринимает фразу малыш.
- Важно, привить любовь к окружающему миру, людям, животным. Хорошо, если кроха научится бережно обращаться с растениями, питомцами, птицами. Такие дети более спокойны, добры, легче переносят стрессы, знакомство с новыми людьми. Они не агрессивны, эмоциональный фон стабилен.
- Поощряйте вежливость. Научите малыша здороваться, прощаться, говорить спасибо. Напоминайте, если забывает, но не ругайте.
Дочки и сыночки. Принципы развития
Вне зависимости от пола, есть схожие основы развития.
- Развиваем . Она положительно влияет н работу мозга, внимательность и речь. Пример: выкладывать из камушков или семян фигурки, играем в ладушки, массируем ладони с присказкой «сорока-ворона». Разыгрывайте сюжеты сказок с помощью пальчиковых игрушек.
- Разрабатываем артикуляционный аппарат. Протяжно поем по слогам, для губ, языка.
- Делаем зарядку, массажи. Детям бывает скучно делать разминку в одиночку ― присоединяйтесь. Включите заводное звуковое сопровождение. Найдите подходящие видеоролики. Есть специальные программы, посвященные детской зарядке. Ребенку нужно будет повторять движения за ведущим, аниматорами, мульт-героями.
- Развивать ребенка будет правильно в . Это непринужденный способ получить новые знания. Главное, чтобы непоседе было весело. Вам помогут «умные» игрушки, книги, альбомы с заданиями, игры на логику. Обращайте внимание, чтобы они соответствовали возрасту. Слишком сложные упражнения поставят в тупик ― игра уже не будет интересной.
- Улучшаем память. Просим пересказывать что видел на детской площадке, как зовут друзей, героев мультика.
- Приучаем к труду и помощи. Некоторые дети сами проявляют стремление помочь. Если этот момент еще не наступил, то проявите первые инициативу. Начинайте с малых заданий. Всегда благодарите за помощь.
- Прививаем «здоровые» привычки: потягушки, чистить зубы.
- Учим самостоятельно кушать, одеваться, обуваться.
- , если еще актуально.
- Чадо начинает воспринимать себя в соответствии с полом. Поэтому, чтобы не нарушить развитие, покупайте подходящие вещи.
Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка
- Развивайте полезные навыки, которые понадобятся в жизни. Разрешайте помогать на кухне. Пусть это будет банальное складывание чашек по размеру, цвету, вытирать насухо небьющуюся посуду. Позволяйте убираться в доме, поливать цветы.
- Приобретите полезные игрушки, которые облегчат и вашу жизнь. Не придется «воевать» двум хозяйкам за общие предметы. Пример: детская гладильная доска, игрушечный пылесос, набор посуды, кухонный гарнитур.
- Дочка начинает повторять за мамой. Если она до истерики хочет повторить макияж, о пресекайте тактично эти попытки. Разрешайте посмотреть аккуратно содержимое косметички, чтобы удовлетворить любопытство. Объясните: этим пользуются взрослые, для маленьких это вредно. Предложите проявиться творчество на нарисованном лице принцессы, сделать макияж смываемыми маркерами на кукле. Поощряйте желание выглядеть ухоженно: расчесывать волосы, делать прически, носить красивые заколки. Это станет альтернативным решением проблемы с макияжем, который пока под запретом.
Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик
- Прививайте интересы, которые пригодятся мальчику в будущем. Инструменты, названия машинок, активные спортивные игры, солдатики. Прислушивайтесь к мнению сына. Если ему больше интересны мягкие игрушки, это не должно возбраняться или высмеиваться.
- Не заставляйте играть в то, что ему не интересно. Если мальчика привлекает игра в детскую кухню, нравится приготовление блюд, то возможно он будущий шеф-повар. Может он станет примерным семьянином, готовый вкусно накормить близких.
- Берегите мужское начало. Обычно, мальчики хотят проявить себя и продемонстрировать самостоятельность, упорнее, чем девочки. Они не любят, ограничение свободы и выражают ярко протест. Предоставьте больше возможностей проявить себя.
- Не переусердствуйте с безопасностью. Счесанные коленки, падения, ссадины ― неизбежны. Невозможно оградить сына от всех угроз. Такие моменты могут быть больными, но дают бесценный опыт. Мальчик начинает понимать, отчего так произошло. В следующий раз, лучше послушаться взрослых.
Психология изучила основы воспитания ребенка, которому 3 года, и дает советы:
- Не бейте чадо, не шлепайте и . Даже если чаша терпения переполнена. Это самый худший способ наказания. Такие действия наносят моральный и физический вред.
- Любовь ― лучший помощник в воспитании ребенка. Говорите о своих чувствах, обнимайте, проводите время вместе. Кроха должен знать, что он любим и вам нужен.
- Подавайте пример. Ребенок сейчас тщательно вас изучает и повторяет за вами. Ряд проблем в его поведении, можно обнаружить у членов семьи. Поэтому контролируйте себя, избавьтесь от вредных привычек.
- Искореняйте у малыша, пока он еще маленький. Потом справиться с ними будет труднее. Не прибегайте к жестким мерам. Действуйте постепенно, хоть это и займет больше времени. Зато ребенок не будет испытывать стресс.
- Не сравнивайте ребенка с остальными детьми. Он уже выделяет себя, как отдельную личность. Это наносит удар по самооценке и уверенности. Такие дети замыкаются, становятся робкими и безынициативными.
Некоторые родители задумываются, правильно ли запрещать что-либо ребенку. Запрет ― важный воспитательный элемент. Без него малыш вырастет недисциплинированным, ему будет трудно в обществе. Многие запреты накладываются в целях безопасности.
- Не позволяйте ребенку все на свете. Такое бывает у родителей, которым в детстве много чего не разрешали. Они пытаются компенсировать трудность из детства, давая все возможное своим детям. В итоге, ребенок становится капризным и избалованным. В будущем, его ожидает разочарование. Оказывается не все получается так, как хочется. Им трудно перенести такую «новость», ведь раньше не сталкивались со словом «нет».
- Не создавайте 1000 запретов. Такие малыши часто становятся закомплексованными, беспомощными, бояться нового, самостоятельности. Они остро нуждаются в мнении со стороны и оценке окружающих. Пока ребенку только 3 годика, это не кажется катастрофой, но постепенно, от этого будут страдать и родители.
Здравствуйте, мои дорогие друзья. Сегодня тема, которую мы с вами постараемся рассмотреть со всех сторон – воспитание ребенка 3 4 года психология советы. И сразу провокационный вопрос. Скажите, вы довольны собой, как родителем? Вы уверены, что все делаете правильно? И знаете ли вы, куда ведете, когда проводите воспитательные меры? И вообще, вы знаете, как воспитывать?
Подумайте над этими вопросами… А я вам честно признаюсь. Я не всегда собой довольна. Порой, понимаю, как правильно, но все равно, результаты не совсем те, к которым я вела. А в итоге, я снова в самом начале пути. А потому опыт каждого участника нашей беседы бесценный. Буду благодарна за комментарии.
Для начала поговорим о том, насколько это чудесное время – 3-4 года! Посмотрим на это глазами малыша и со стороны его родителей. Потом рассмотрим, какие задачи стоят перед взрослыми, у которых трехлетний карапуз. И что самое важное, научимся правильно относиться к изменениям в поведении малышат.
Самый лучший период для малышей и их родителей
3-4 года можно смело назвать золотым возрастом. Детки уже многое могут, чем невероятно радуют родителей: они разговаривают, самостоятельно перемещаются, очень много и часто повторяют за взрослыми, но уже во многих их поступках проступает характер и сила воли, а их развитие достаточно продвинулось за последние полгода, игры больше напоминают решение непростых головоломок и им все интересно.
Это общая картина. Естественно, малыши разные, и особенности малышей, и их способности на разных уровнях. И все же, если говорить об этом возрасте, то ситуация приблизительно такова. Но есть то, что одинаково у всех трехлеток, это – их восприятие мира, того, что окружаем кроху. И в это время главное понять, каковы потребности детей и как их удовлетворить.
Ответим на один и тот же вопрос с разных точек зрения: что из себя представляет этот ребенок, и какое обучение ему нужно дать, чтобы воспитать качественным человеком.
«Кто я?»
Приглашаю стать на минутку Мэри Поппинс, чтобы суметь понять речь детей и их взгляд на жизнь.
С самого первого мгновения, как только утром кроха открыла глазки, она увидела теплое солнышко, ласковую улыбку мамы, услышала нежные слова. Ему рассказали, как хорошо сегодня он проведет день. И, единственное, что он понял, это, что голос у мамы добрый, значит, все хорошо в семье. Он услышал ключевые слова: «кушать», «гулять», «друг Егорка», «папа». И в его головке проснулись одна за другой картинки. От каждой из них он невольно становится счастливым.
«Кто этот кроха?»
Посмотрим на маленького человечка глазами родительницы. Новый день начинается. Отбросим все хлопоты: накормить, одеть, уложить спать и т.д. Оставим то, что мама ставит сегодня за цель – воспитание самостоятельности. Мама видит, что детка ее все понимает, на все правильно реагирует. А потому решает привить новые знания и умения карапузу.
Похвально, когда у взрослых есть план, программа, по которой они занимаются с детьми. Но на чем она основана? Вы заметили, что сам котенок переполнен эмоциями и чувствами. Он все пропускает через призму: хорошо-плохо. Еще одна основа – ви́ дение мира в образах и картинках.
Решив обучить чему-то трехлетнего кроху, нужно именно это учитывать. То есть, если вы хотите что-то объяснить, то прибегать стоит не к логике и фактам, а к чувствам (больно, пожалеть, весело, хорошо) и качествам (смелый, добрая). Еще одна ваша палочка-выручалочка для родителей в обучении их крохи – сенсорное воспитание (не только говорить, но и давать попробовать, задействовать ощущения малыша и его восприятия).
Немножечко необычно, правда? Возможно, вначале нужно будет что-то изменить в себе и своем подходе, но оно того стоит. И очень скоро даст плоды.
Вот чего никогда не стоит делать, так это думать, что ребенок слишком мал, а потому не стоит «портить» его воспитанием. Или никогда не опоздаем, начнем, когда карапуз в школу пойдет. А сейчас пусть «отдохнет» от нравоучений. Но правильная ли такая позиция? Поговорим!
Ценность качественного воспитания
Что вы понимаете под воспитанием? Угол? Ремень? Нравоучение? Все это относится к наказанию, и никак не соответствует намерению помочь. Нужно действовать в 3 направлениях: обучать, наставлять и исправлять. Чему и как?
- Нравственное. Именно в этом возрасте, когда так понятны свои чувства, можно показать, что и у других людей тоже есть чувства. Их можно огорчить и радовать. Так малыш начинает понимать, что он может действовать в чьих-то интересах, о ком-то заботиться. Это социально нравственное обучение – основа для того, чтобы вырастить кроху ответственным и внимательным человеком.
- Экологическое. Кажется, так сложно карапузу объяснить, что нужно беречь природу. Ведь ему не понять, и что такое природа, и как ее беречь, и зачем это делать. Но именно в 3-4 года и стоит обратить внимание на основы экологического просвещения. Для этого использовать нужно простые и понятные ему истины. Например, водичку нам дают рыбки, чтобы мы умылись и попили. А если много-много взять воды, водички не хватит рыбкам. Жалко рыбок. Вот так девочка или мальчик на первых этапах, думая о рыбках, будет экономить водичку. Подрастет, и мы сможем дополнить эти его познания.
- Патриотическое. Как объяснить карапузу, что это его земля, его Родина, страна и люди – это его сограждане? Это является и частью другого наставления, духовно нравственного. Не поверите, проще простого. Мало того, в это дошкольное «обучение» входят и рассказ о традициях и обычаях нашей страны, и оно взращивает уважение к людям, его соотечественникам. Догадались? Да! Это – чтение. И книги самые любимые у карапуза – народные сказки! Всю нужную информацию от возьмет сам, как губка впитает. Можно только слегка отметить нужные моменты, чтобы сконцентрировать внимание крохи.
- Физическое воспитание. Наверное, для наших детишек это будет самое любимый урок. Вот когда они смогут попрыгать и побегать, сколько душе угодно. А наша задача – направить их энергию в систему. То есть, показать упражнения, и помогать их выполнять.
- Трудовое. Даже совсем маленькие крохи способны что-то самостоятельно сделать. Конечно, это «что-то» должно быть настолько простое, чтобы карапуз осилил. Для этого родители могут заранее подготовиться, найти простое задание и попросить котенка его сделать. Малыш будет счастлив!
Такое многогранное обучение способно привить уважительное отношение к людям, бережное к Земле, гордость за свой народ и страну и привить полезные привычки и навыки.
Остается только найти время для всего этого. И еще немножко для себя, чтобы отдыхать.
Потребности малышей, и как их учесть
Что вы считаете важным в воспитании? Чтобы кроха вас слушалась во всем? Знаете, мой опыт подсказывает, что стопроцентно такого нет и быть не может. Тогда что же важно?
Для меня это – понимание! Я всеми силами стремлюсь понять своего маленького, постичь, в чем его психология поведения. И надеюсь, что тогда ему будет проще меня понять.
Вот так, в любом конфликте, когда малыш не слушается, я точно знаю, что есть для этого причина. Я не знаю пока ее. Но, если я смогу поговорить с крохой, я обязательно выясню, в чем дело. Тогда и ссоры можно избежать. Но что, если карапуз психованный, и не идет на встречу? Нужно ли настаивать, чтобы он поделился своей горе-бедой?
Не спешите. Нужно дождаться, пока карапуз остынет, и его ощущение ситуации будет не таким острым. Вот тогда можно будет и поговорить. Еще лучший вариант — обсуждать все перед сном, вспоминая, что произошло и как нужно было поступить.
Если малыш даже перед сном слишком эмоционально воспринимает разговор, то лучше использовать , в которой этот же конфликт происходит с динозаврами или куклами, любыми персонажами, которые очень нравятся вашему ребенку. И тогда он будет слушать с удовольствием и впитывать то, как они себя ведут, как они решают конфликт, брать их модель поведения. Согласитесь нам, взрослым, тоже иногда не нравится, когда говорят, что мы поступили неправильно. В случае со сказкой — вроде бы не ты делаешь неправильно, а динозаврик. Таким образом вы снимаете эмоциональный блок восприятия информации.
Не забывайте, что доверительные отношения с ребенком строятся именно в этом возрасте. Чтобы ребенок и в школьные годы вам рассказывал обо всех своих проблемах, конфликтах, важно
И еще один важный момент, который учитывают мудрые родители, когда наставляют кроху. Речь пойдет о плоскости, в которой ребенок воспринимает любую информацию.
Вспомните классику. Правильно там сказано, малыша интересует «что такое хорошо, и что такое плохо». То есть, взгляд на мир у крохи окрашен только в 2 цвета: черный и белый. И даже серой прослойки нет. Рано ему видеть другие цвета радуги. Но тем, что маленький человечек так четко улавливает разницу между добром и злом, можно воспользоваться. Легко объяснить, что он огорчил папу или маму, или обрадовал их чем-то, и т.д.
Про истерики в этой статье говорить не буду, так как эту тему мы уже обсуждали в отдельной статье:
Кажется, все самые основные принципы я назвала. Если что забыла, или у вас есть, чем дополнить статью, пишите! Подписывайтесь на новости блога! И я всегда рада видеть, что поднятая мною тема нужна и интересна! Поэтому заходите в блог, читайте и делитесь со своими друзьями!
Ребенок в 3 года проходит революционный рубеж – именно в этот период своей жизни он начинает осознавать себя как отдельную личность со своей волей и желаниями. Для родителей малыш с трех до четырех лет очень интересен – буквально каждый день он делает какие-то открытия, постоянно меняется, учится новым словам и понятиям. Но этот возраст требует от них большой ответственности, потому что в это время формируются основные черты характера и усваиваются правила взаимоотношений между людьми.
Кризис «Я сам»
В возрасте 3-4 лет ребенок часто проявляет упрямство, непослушание, а иногда – даже враждебность. Он испытывает потребность заявить о своей индивидуальности, отстоять право на осуществление выбора и принятие решения. Не зная, как это сделать, он противопоставляет себя взрослым, желая показать свою самостоятельность. Как себя должны вести родители?
- Постараться физически ограничить ребенка от всего, что с большой вероятностью может вызвать конфликт – убрать с поля его зрения соблазнительные, но неполезные или недоступные для ребенка предметы или развлечения (сладости, аттракционы, игрушки, которых вы не можете себе позволить).
- Следует избегать излишней категоричности и принуждения. Дайте ребенку как можно больше свободы, чтобы он почувствовал уверенность в себе.
- При необходимости в чем-то отказать или что-то запретить нужно объяснить малышу определенные правила, которых всегда нужно придерживаться.
- Не позволяйте манипулировать собой. Желая добиться своего, дети могут закатить истерику, громко плакать и топать ногами, со злостью бросать вещи или даже проявлять агрессивность. Нельзя поддаваться на эти провокации – нужно мягко научить ребенка, что чего-то ему еще нельзя, а что-то – нужно вежливо попросить.
- Нужно стараться так формулировать свои просьбы к ребенку, чтобы он понимал, что их выполнение принесет ему удовольствие. Например, не требовать «немедленно ложись спать», а объяснить, что если он сегодня вовремя ляжет спать, его завтра ожидают интересные приключения.
- Конечно же, самое главное, – ребенок в это время, несмотря на показную самостоятельность, нуждается в вашем внимании. Проводите с ним как можно больше времени.
Познание мира и обретение навыков
В 3-4 года малыш жадно изучает мир. Помогайте ему узнать и увидеть как можно больше. Гуляйте с ним, читайте вслух сказки и истории, предоставляйте возможность общения со сверстниками.Для крохи наилучшая форма восприятия информации – это игра. Нужно чутко реагировать на темпы его развития, пытаясь научить его тому, что он еще не умеет, но уже может освоить.
В это время ребенок активно перенимает навыки по самообслуживанию: он уже способен справляться с одеждой, мыть руки, складывать игрушки после игры. Поощряйте его, и он быстро привыкнет к установленному порядку. Показывайте, как лучше выполнить то или иное задание.Малыш изучает также и себя. Он исследует свои возможности, формирует отношение к себе. Взрослым нужно вести с ребенком беседы о нем самом, рассказывать, каким он был раньше, отмечать его успехи.
Стоит ограничить пребывание ребенка перед телевизором или компьютером, особенно перед сном – такая психическая активность может вызвать нарушения сна.
Физическая активность
Следует учитывать особенности развития ребенка в этом возрасте. Он уже многому научился, но его движения еще недостаточно точны, поэтому от него нельзя требовать безупречного выполнения каких-то действий.
Малыш в этом возрасте не должен сидеть длительное время – это может негативно сказаться на его осанке. Гораздо полезнее для него бегать и прыгать, поэтому постарайтесь обеспечить ему необходимую физическую активность.
Когда стоит обратиться к психологу?
Консультация у психолога поможет родителям правильно выстроить отношения с малышом, чтобы он рос спокойным, уверенным в себе и социально адаптированным. При воспитании ребенка в возрасте 3-4 года психология способна дать действенные советы.
Однако бывают ситуации, когда встреча с психологом не просто желательна, а необходима. Если вы заметили, что у ребенка резко изменился характер, появились страхи, кошмары, устойчивое состояние тревожности – заходите в Центр психологической помощи «Инсайт». Опытный специалист определит причину проблемы и подскажет эффективный способ ее устранения.
Ребенок 3 года — психология и особенности поведения. Какой наш малыш в 3 года? Почему он не слушается? На что следует обратить внимание?
Живет бок о бок со своими родителями…Порой совсем незаметно пролетает это время, и вдруг оказывается: что-то упущено, на что-то не обратили внимания.
Исправлять ошибки всегда сложнее, чем не допускать их появления. Поэтому всегда нужно иметь перед собой примерные ориентиры, чтобы контролировать процесс развития малыша.
Что умею, что могу
Трехлетний малыш – это уже начинающая формироваться маленькая личность. Он достаточно чутко реагирует на отношение и поведение взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может превратиться в достаточно серьезную проблему.
Если ребенок 3 года прожил, подчиняясь определенному режиму, не следует менять устоявшийся порядок. Однако переходы от одного режимного момента к другому в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у малыша уже появляются свои представления о том, что он будет делать в данный момент. Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготавливать кроху к смене вида деятельности, предупреждая его: «сейчас поиграем – и пойдем купаться».
При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать ночью не менее десяти – одиннадцати часов, а днем – не менее полутора – двух с половиной. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.
При общении с трехлетним малышом необходимо учитывать, что, вследствие особенностей нервной деятельности этого возраста, ему сложно быстро переключаться от одной деятельности к другой. Поэтому не нужно его торопить и добиваться моментального выполнения всех просьб и указаний. Очень часто малыши, которых все время поторапливают, становятся очень медлительными, так как свыкаются с мыслью о том, что у них все получается слишком медленно.
Большинству трехлеток с большим трудом дается пассивная, малоподвижная деятельность, в частности, ожидание чего-либо или участие в какой-то процедуре, когда взрослый все делает сам (например, одевание сложной одежды). Чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к таким ситуациям, ему нужно давать какие-то задания, предлагать интересные занятия.
К трем годам малыш самостоятельно производит все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами быта. В этом возрасте такие занятия вызывают у него неподдельный интерес, и он готов проявить настойчивость и упорство, чтобы достичь результата. Очень важно не подавить это естественное стремление к самостоятельности, проявить терпение и не вмешиваться в процесс, потому что так ребенок впервые учится преодолевать трудности. Если на данном этапе взрослый берет инициативу на себя, делает все за ребенка, в более старшем возрасте приучить малыша к труду, аккуратности, самостоятельности, бывает очень сложно. К трем годам кроха должен уметь расстегивать пуговицы на рубашечке или кофточке, развязывать шнурки на ботиночках, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.
На третьем году своей маленькой жизни малыш все больше подражает поведению и поступкам окружающих его людей. Поэтому общий уклад семьи оказывает огромное воздействие на формирование его характера и привычек.
Если своей жизни присутствовал при семейных трапезах, наблюдал за поведением взрослых за столом, проблем с обучением его культуре приема пищи не возникает. Обычно к этому возрасту малыш может вытереть губки бумажной салфеткой, надеть и снять тканевую салфетку, выйти из-за стола, вернув стул на место. При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно использует их.
К трем годам окончательно закрепляется навык пользования горшком. Малыш четко контролирует свои физиологические потребности и не забывает предупредить взрослых о необходимости посетить туалет.
Совершенствуются навыки общей гигиены: кроха учится мыть ручки с мылом, хорошо смывает его, вытирает ладошки полотенцем. Помнит, что нужно помыть ручки после прогулки и туалета и перед трапезой.
На третьем году наблюдается ощутимый скачок в развитии активной речи: малыш говорит полноценными предложениями, может рассказать о каком-либо событии, пересказать услышанное, разучить короткий стишок. Обычно он владеет уже всеми частями речи, а словарный запас составляют около полутора тысяч слов.
Развитие речи сопровождается умением давать несложные логические умозаключения по поводу происходящих событий и собственных наблюдений.
Возрастает привязанность к родителям и другим членам семьи, появляется осознанное чувство любви. Общение с близкими становится огромным источником удовольствия, радости. Развиваются более сложные эмоции: умение сочувствовать, жалеть, сопереживать.
Нормальное психическое развитие крохи неотделимо от физического аспекта воспитания.
Совершенству тела нет предела
Если ребенок 3 года не был стеснен в своих движениях, достаточно гулял, играл со сверстниками, его физическое развитие протекало естественным образом. На третьем году наблюдается существенный прогресс:
- малыш уверенно ходит не только по ровной, но и по травянистой, каменистой дорожкам;
- умеет забираться на горки и спускаться с них;
- хорошо перешагивает и перепрыгивает через препятствия, спрыгивает с небольшой высоты;
- ловит мячик обеими руками;
Всему этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, ношение правильной (не стесняющей) одежды, занятия с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую сказывается на характере малыша: он становится уверенней, смелее, сообразительнее, настойчивей.
Для Вашего ребенка.
Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.
Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов
Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.
Проверка родителей на крепость
В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.
Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением
Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.
Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис
В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.
Так же, как взрослый
Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.
Терпение - залог успеха
В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.
Воспитание детей 3-4 лет
Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.
- Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
- Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
- Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
- Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
- Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
- Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
- Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.
Будьте готовы к экспериментам
Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.
Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно
Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).
Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.
Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.
Пополняйте запасы знаний
Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.
Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.