Характеристика прыжков и их разновидностей. Открытый урок. Различные виды прыжков. Прыжки в различные возрастные этапы
Реферат на тему:
Характеристика и виды прыжков
Подготовила Ольховская Юлия, 11в
Вступление
- Прыжок в высоту
- Прыжки с шестом
- Прыжки в длину
- Тройной прыжок
- Основы техники прыжков
Вступление
Неотъемлемая часть олимпийских игр и соревнований по легкой атлетике являются прыжки.
Проведите эту деятельность в большом помещении или на открытом воздухе с обозначенными границами, чтобы дети знали, где они могут и не могут двигаться. Перед началом деятельности разбрасывайте скакательные веревки или обручи по всему пространству, чтобы они лежали на полу.
Объясните детям, что они гуляют по лесу и, возможно, придется пересечь ручей или реку. Попросите детей ходить по всему пространству, и когда они приходят к реке, им нужно перепрыгнуть через реку, не намочив ноги. Дети должны работать независимо от своих одноклассников во время этой деятельности. Чтобы помочь детям изучать основы прыжков, учителя должны сначала попросить детей взлететь на две ноги и размахивать руками, когда они прыгают. При посадке дети должны приземляться на два фута, раскладывая ноги на ширину плеч, так что у них есть широкая база поддержки, когда они приземляются. Дайте детям достаточно времени, чтобы передвигаться по всему пространству и прыгать через все реки. По соображениям безопасности предположите, что дети не приближаются к двум гигантским ступеням друг от друга, особенно когда они размахивают руками, чтобы взлететь и при посадке. После 3 - 5 минут прыгающих детей может потребоваться короткий период отдыха до продолжения деятельности. Меняйте активность, прося детей увидеть, как высоко они могут прыгать и как далеко они могут прыгать, путешествуя по реке. Более опытным детям может понравиться вызов хлопать в ладоши, как летать по воздуху, или поворачиваться в воздухе, прежде чем они приземлятся. Какими бы ни были вариации, учителя и дети не должны упускать из виду главную цель высадки в сбалансированном положении. Не чувствуйте себя ограниченным только прыжком через обручи или прыгающие канаты. Это может быть отличная интеграционная деятельность в классе и может иметь множество вариаций. Например, попросите детей рисовать или рисовать собственные реки на больших листах бумаги. Наденьте детские рисунки на пол и притворитесь, что класс отправляется в путешествие. Когда дети добираются до разных рек, разбросанных по всей комнате, они должны качать руками и прыгать через реку, высаживаясь с другой стороны, не падая. Учителя могут также захотеть интегрировать эту идею с книгой, которую они читают детям о реках или о том, как люди путешествуют. Более опытным детям может понадобиться задача взлета с одной ноги и посадки на двух футах, или прыжки с одной ноги и посадки на одну ногу. В центре внимания все равно должны быть одни и те же качающиеся руки, когда прыгайте и садитесь, не падайте.
- После посадки дети должны перейти и перепрыгнуть через следующую реку.
- Особое внимание следует уделять приземлению на обе ноги одновременно, не падая.
- Подчеркните посадку на балансе, не упав.
- Удостоверьтесь, что они нарисовали рыбу, деревья и другие предметы в реке.
В легкой атлетике есть 4 вида прыжков: прыжок в высоту, прыжок с шестом, прыжок в длину и тройной прыжок.
1. Прыжок в высоту
У древних немцев был популярен так называемый королевский прыжок через несколько стоящих рядом лошадей. А у некоторых племен, населяющих Центральную Африку, издавна и по сей день основным событием народных празднеств остаются состязания по прыжкам в высоту с разбега. На олимпийских играх в Древней Греции, олимпийцы бегали, метали диск, прыгали в длину, боролись, состязались на колесницах, проводили кулачные бои, но ни разу за все 293 олимпиады не прыгали в высоту. Первое упоминание о спортивных соревнованиях по прыжкам в высоту относится к XIX веку.
Адаптация для учащихся с ограниченными возможностями
Учителя могут использовать это время, чтобы наблюдать за навыками прыжков и посадки детей и записывать их прогресс в направлении достижения контрольных показателей в этой области. Дети с особыми потребностями, которые не ограничены движением, не должны испытывать небольшие трудности в этой деятельности. Дети, которые имеют ограничения на передвижение, все еще могут участвовать, но в зависимости от уровня способностей каждого отдельного ребенка учителям может потребоваться держать руку ребенка, чтобы помочь им приземлиться на ноги, не падая.
Прыжки в высоту обязаны своим происхождением не столько легкой атлетике, сколько гимнастике. В немецких гимнастических обществах спортсмены включали в программу своих выступлений наравне с такими снарядами, как кольца, брусья, конь, перекладина, и прыжки в высоту. А прыгали тогда с прямого разбега двумя ногами вперед.
В хрониках XIX века упоминается имя прыгуна Карла Мюллера из Берлина. По свидетельству очевидцев, он был человеком сильным, ловким и легко перепрыгивал высоту, достигавшую ему до подбородка. Жаль только, что никто не удосужился измерить, на какой же высоте находился подбородок Карла Мюллера.
Дети в инвалидных колясках или те, у кого есть серьезные ограничения на передвижение не смогут участвовать в этой деятельности. Как хорошая «мгновенная деятельность», а также обзор типов прыжков, каждый студент получает одно обруч, помещает его в само пространство на полу и стоит посередине обруча. В вашем сигнале вызовите тип прыжка; студенты должны затем выскочить из обруча, а затем снова вернуться в обруч. Независимо от того, какой тип прыжка они выполняют, они всегда должны оказаться в середине обруча.
Если нужно, продемонстрируйте каждый тип прыжка, прежде чем вызывать его; дать студентам возможность практиковать каждый прыжок, например, два фута и два фута назад; от одной ноги до двух футов и обратно в обруч, используя одну ногу; и даже прыгая через их обруч.
Прыжки в высоту быстро распространялись по Европе. Особенно много их поклонников оказалось в Англии. И там на первых официальных соревнованиях в 1864 году победитель Роберт Мейч прыгнул в высоту на 1м. 67,4 см.
Впрочем, первым мировым рекордом считается другой результат. Студент-медик из Лондона Роберт Гуч в 1859 году преодолел планку на высоте 1м. 70 см. Но дело здесь даже не в высоте, а в том, каким способом Роберт прыгал. В отличие от других спортсменов он делал разбег не под прямым углом к планке, а под острым, сбоку, а в воздухе его ноги двигались наподобие ножниц.
После тренировки прыжки вызовите студентов в группу. Объясните, что теперь они будут использовать эти прыжки в ситуации «игры», и вам нужно будет сначала показать им, как играть. Сначала разбросайте все обручи вокруг игровой площадки, чтобы каждый обруч был достаточно близко к другому, чтобы ученики могли прыгать от одного к другому. Четверо студентов будут выбраны «аллигаторами»; эти ученики будут использовать пенные шары, чтобы нежно пометить студентов. Все остальные ученики будут разбросаны по разным концам, поэтому они не близки к другим ученикам.
«Фосбери-флоп» или «Фосбюри-флоп»
Разбег начинается с маховой ноги. Он должен происходить в быстром темпе и по дугообразной линии. Эта линия больше всего прогнута на последних 3 шагах разбега. После отталкивания толчковая нога очень быстро выпрямляется, причем вертикально вверх. В этой стадии отталкивания спина еще не поворачивается к планке. Маховая нога выполняет мах вверх. Она согнута в коленном суставе, прыгун направляет ее вперед-вверх и внутрь. Благодаря этому прыгун начинает производить поворот спиной к планке. Голова поворачивается через плечо со стороны маховой ноги, против направления движения. После отталкивания расслабленная маховая нога подводится к толчковой ноге, которая также не напряжена. Тело выпрямляется и благодаря этому быстро поворачивается спиной к планке, принимая нужное положение. Резким движением тело устремляется вперед. После этого плечи прыгуна оказываются за планкой и прыгун выполняет над планкой прогибание – мост. Когда таз также пройдет над планкой, тазобедренные суставы быстро сгибаются и ноги выпрямляются. Прыгун падает на спину, ноги прямые.
История развития прыжков
В вашем стартовом сигнале ученики будут прыгать с конечной линии на обруч, а затем переходить с одного обруча на другой. Их цель - достичь другой конечной линии, не мешая «аллигаторы». Аллигаторы могут только отмечать кого-то, у которого нет двух ножек в обручи. Когда обе ноги находятся в обруче, студент «безопасен»; за один раз допускается только один человек.
При пометке аллигатора ученик должен вернуться к своей начальной строке и начать еще раз. Они могут заработать «очко», если при желании они безопасно перейдут на другую конечную линию - они смогут увидеть, сколько очков они могут заработать в каждом «раунде». Периодически останавливайте игру; разрешить каждому таггеру отдавать мяч новому ученику, и все снова начинаются на конечной линии.
Этот способ был изобретен американским атлетом по имени Дик Фосбери, когда ему было 16 лет. В 1968 году на Летних Олимпийских играх в Мексике Дик Фосбери с помощью нового способа выиграл золотую олимпийскую награду, установив новый олимпийский рекорд (2,24 метра). Практически все современные прыгуны в высоту пользуются именно фосбери-флопом.
Во время игры вы можете указать различные типы прыжков для учеников или позволить им выбирать свои собственные прыжки. Студенты в инвалидных колясках могут перемещаться между обручами, чтобы быть аллигаторами. Или они могут использовать мешок с фасолью или другой предмет, чтобы положить в обруч, чтобы обозначить, что они в этом обруче. Студенты, которые не прыгают, также имеют выбор, чтобы дать «болотные туфли», которые позволяют им сделать один шаг между обручи перед прыжком в новый обруч. Для этих школ во Флориде эта игра хорошо работает во время исследований истории Флориды 4-го класса, поскольку аллигаторы и их среда обитания также могут обсуждаться на уроке. Для дополнительной задачи дайте старшим ученикам не только прыгать, чтобы использовать их в обруче и выходить из них, но также дать им направление для прыжка. Вы должны уметь наблюдать за студентами, прыгающими во время игры, чтобы убедиться, что они могут правильно выполнить скачок, который был вызван. Полевые советы по событиям для класса физического воспитания: действительно ли наклонные доски действительно эффективны в обучении с длинными прыжками. Наклонные доски и поднятые плоские доски уже давно используются в тренировках с длинными прыжками.
2. Прыжки с шестом
Прыжок с шестом - легкоатлетическая дисциплина, в которой спортсмены соревнуются в высоте прыжка, используя длинные гибкие шесты (в настоящее время шесты изготавливаются из фибергласса или углеродного волокна) для преодоления горизонтальной планки, закреплённой на двух мачтах на значительной высоте (до 6 м и выше). Соревнования в прыжках с шестом проводились уже в Древней Греции, а также кельтами и жителями древнего Крита. Прыжок с шестом среди мужчин является олимпийским видом спорта с Первой летней Олимпиады 1896 года, среди женщин - с Олимпийских игр 2000 года в Сиднее.
Эти учебные пособия получают прыгуны выше в воздухе, потому что они обеспечивают повышенную точку взлета. Но действительно ли эти платы эффективны? Фактически, исследование в Университете Цукуба в Японии доказало, что такие прыгающие средства действительно эффективны и обсуждают причины.
- Использование регулярного взлета.
- Использование 5% наклонных плат.
- Использование наклонной доски 0%.
Мировой рекорд в прыжке с шестом среди мужчин принадлежит Сергею Бубке, 31 июля 1994 года покорившему высоту 6 метров 14 сантиметров. Мировой рекорд в прыжке с шестом среди женщин принадлежит Елене Исинбаевой, 11 июля 2008 года покорившей высоту 5 метров 3 сантиметра.
В 2004 году у наших девушек было две медали - золото Елены Исимбаевой и серебро Светланы Феофановой.
Прыжки в различные возрастные этапы
Слева: прыжки с поднятой плоской доски: прыжки с 5% наклоненной доской справа: прыжки с 5% наклоненной доской. Результаты Отскоки от всех трех досок были значительно длиннее, чем в обычных условиях. Благодаря видео наблюдению было обнаружено, что плоская доска создавала различные эффекты, чем две наклонные доски.
При использовании плоской доски тело поворачивалось быстрее по взлетной ноге, а колено взлетной ноги было менее согнуто при контакте. Эти факторы повысили высоту при взлете. С наклоненными досками, прыгающая нога испытывала меньшее количество нисходящих сил при контакте. Так как нисходящие силы должны быть сначала преодолены до того, как подъем может быть сгенерирован, уменьшение их допускает более высокую скорость взлета. Эта увеличенная скорость была достигнута с небольшим изменением взлетного движения.
3. Прыжки в длину
В начале 20 века проводились также прыжки в длину с места.
Прыжок в длину дисциплина относящаяся к горизонтальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для женщин с 1948 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий.
Тема: «Различные виды прыжков»
Заключение Поскольку длительный прыжок происходит на высоких скоростях, трудно выучить желаемые движения и время с помощью полных тренировочных прыжков. Это то, где эти платы могут быть полезны. Они позволяют прыгунам испытать взлетную и воздушную фазу прыжка со скоростью и высотой, которая приближается к полной попытке.
Поднятые плоские доски на высоте 5 см улучшают способность перемычек поворачивать тело над взлетной ногой, что является одним из способов создания вертикальной скорости. Это также уменьшает сгибание колена взлетной ноги. Было показано, что более жесткое колено снижает количество силы, необходимой для подъема веса тела, что приводит к большей высоте прыжка.
Задача атлета достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега. Прыжки в длину проводятся в секторе для горизонтальных прыжков по общим правилам установленным для этой разновидности технических видов. При выполнении прыжка атлеты в первой стадии совершают разбег по дорожке, затем отталкиваются одной ногой от специальной доски и прыгают в яму с песком. Дальность прыжка рассчитывается как расстояние от специальной метки на доске отталкивания до начала лунки от приземления в песке.
Наклонные плиты с наклоном от 5% до 0% увеличивают время воздуха за счет уменьшения силы нисходящего удара при ударе, что увеличивает вертикальную скорость при взлете. Этот основной урок движения сосредоточен на прыжках, прыжках и прыжках. Узнайте больше о здоровье, прыжках, прыжках, прыжках, движении и физическом воспитании.
- Студенты изучают ходьбу и тропы.
- Ролинг мяча: больше, чем план урока физического воспитания!
- Основное внимание в этом уроке манипулятивной деятельности - это катить мяч.
- Студенты будут катить другие объекты и тренироваться.
Расстояние от доски отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10 м. Сама линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии от 1 до 3 м от ближнего края ямы для приземления.
Прыжок в длину относится к наиболее консервативным видам спорта. Так 8 метровый рубеж (8.13) у мужчин был впервые преодолен Джесси Оуэнсом еще в 1935 году и по сей день с этим результатом можно выиграть крупные международные соревнования уровня «Гран-при».
В результате этого урока учащиеся должны улучшить свои навыки прыжков, прыжков и прыжков. Лента с магнитофонной лентой с предварительно записанными рутинными обручами5 рулонных ковриков, 4-х сегментная сводчатая коробка2 батуты2 тоннели. Оборудование должно быть настроено до начала урока: базовая схема движения вокруг тренажерного зала и обручи обруча в образовании круга посередине. Предварительно записанная лента используется для всего периода сортировки.
Студенты входят в спортзал и сразу же начинают движение по спортзалу на баскетбольной линии с мелодиями разминки. Рутина включает в себя почти 5 минут чередующейся ходьбы с более интенсивным движением и практикой космической осведомленности, пытаясь сохранить постоянный промежуток от других учеников, пока они ходят, бегают, гуляют, галопом, гуляют, пропускают, ходят, ходят, ходят, прыгают, ходят, ходить. Во время ходячих сегментов студенты выполняют упражнения на руках, ногах и туловища в ритме музыки. Бег, скачет, проскакивать и прыгать осуществляется по определенной музыке для каждого, которую учащиеся узнают, поэтому после нескольких уроков инструкции не нужны. Когда музыка останавливается, ученики продолжают ходить по тренажерному залу, пока не доберутся до назначенных номеров для введения урока. Это позволяет быстро проверить посещаемость. Вкратце представлен новый урок. Учитель демонстрирует прыжок, прыжок, прыжки и просит учеников назвать движения. После введения урока учитель ведет линию учеников вокруг обручей. Поскольку линия простирается вокруг круга пялец, студент шаг, затем прыжок, 2 прыжка в ногу и прыжок с обручем на обруч. Учитель подсчитывает 1, 2, если на 3 все ученики находятся в обручах, класс получает очко. Если на 3 из учеников выходят из обруча, учитель получает очко. Учитель выбирает несколько обручей для каждого раунда музыки, заставляя больше учеников попасть в один обруч и сотрудничать вместе. Хоп от обруча до пялец поднимается на 2 сегмента сводчатой коробки и прыгает прыжок с обруча на обруч, катящийся по наклонному коврику, как карандашный ход, барьер, прыжок на батуте, земля на коврике ползает по туннелю.
- Музыка играет, студенты прыгают.
- Музыка останавливается, студенты попадают внутрь обруча.
- Там может быть более одного человека в обруче.
- Возможно, одна нога в обруче.
Легендой стал прыжок Боба Бимона на 8.90 метра на Олимпиаде в Мехико (1968). До того неизвестный атлет превзошёл предыдущий рекорд мира сразу на 55 см. Этот рекорд был побит Майком Пауэллом в 1991 году на чемпионате мира в Токио и остаётся непревзойдённым и по текущий момент.
Абсолютным, но неподтверждённым рекордом в истории прыжков в длину стал прыжок Майка Пауэлла (США), в одной из попыток финала чемпионата мира 1991 года в Токио, на 8.99 метра. Также зарегистрирован прыжок кубинца Ивана Педросо на 8.96 метра. Эти прыжки не были ратифицированы IAAF как мировые рекорды, ввиду того, что скорость ветра была выше 2 м/с или само измерение скорости ветра производилось с нарушениями.
В 2004 году на Олимпиаде весь пъедестал у женщин в этой дисциплине был наш! Татьяна Лебедева, Ирина Симагина и Татьяна Котова слушали российский гимн - один на троих.
Большого успеха на Олимпиаде в Афинах добилась рязанская легкоатлетка Ирина Симагина. Она выиграла серебряную медаль в прыжках в длину с результатом 7 метров 5 сантиметров, уступив соотечиственице Татьяне Лебедевой. Тренирует спортсменку Олег Константинович Капацинский.
4. Тройной прыжок
Тройной прыжок у мужчин принадлежал к современной олимпийской программе ещё с самого начала проведения Олимпийских игр в 1896 году, причем в Олимпийских играх 1900 и 1904 годов соревнования также проводились в тройном прыжке с места. Первым современным олимпийским чемпионом в тройном прыжке у мужчин стал Джеймс Коннолли. С 1996 года тройной прыжок также стал олимпийским видом и для женщин.
Лучшие прыгуны в тройном прыжке достигают результатов около 18 м (у мужчин) и около 15 м у женщин. Мировые рекорды на данный момент принадлежат Джонатану Эдвардсу (18,29 м) и Инессе Кравец (15,50 м).
Технически, тройной прыжок состоит из трёх элементов:
«скачок»
«прыжок»
Прыгун бежит по специальной полосе или дорожке до метки, служащей для отталкивания при прыжке. Эта метка является началом прыжка при замере его длины, и от этой метки начинается выполнение прыжка. Вначале выполняется первый элемент - скачок, при этом первое касание за меткой должно происходить той же ногой, с которой прыгун начинал прыгать. Затем следует второй элемент прыжка - шаг (касание земли должно происходить другой ногой). Заключительный элемент - это собственно прыжок, и прыгун приземляется в яму с песком как при прыжке в длину.
Практически возможны два способа выполнения прыжка: с правой ноги - «правая, правая, левая» и с левой ноги - «левая, левая, правая». Метка для отталкивания при прыжке находится на удалении от наполненной песком ямы как минимум на 11 м. Каждому прыгуну предоставляется 6 попыток для выполнения тройного прыжка.
5. Основы техники прыжков
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: 1) начальная скорость вылета тела прыгуна; 2) угол вылета тела прыгуна. Траектория движения ОЦМ в полетной фазе зависит от характера отталкивания и вида прыжка. Причем тройной прыжок имеет три фазы полета, а прыжок с шестом - опорную и безопорную части фазы полета.
Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.
Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части:
разбег и подготовка к отталкиванию - от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;
отталкивание - с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;
полет - с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;
приземление - с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.
Разбег и подготовка к отталкиванию. Четыре вида прыжка (в высоту, длину, тройной прыжок, прыжок с шестом) имеют свои особенности в разбеге, но также имеют определенные общие черты. Основные задачи разбега - придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания. Почти во всех видах прыжки имеют прямолинейную форму, кроме прыжка в высоту способом «фосбери-флоп», где последние шаги выполняются по дуге.
Разбег имеет циклическую структуру движения до начала подготовки к отталкиванию, в которой беговые движения несколько отличаются от движений в разбеге. Ритм разбега должен быть Постоянным, т.е. его не следует менять от попытки к попытке.
Обычно разбег соответствует таким физическим возможностям спортсмена, которые наблюдаются у него в данное время. Естественно с улучшением физических функций будет изменяться разбег, увеличиваться скорость, количество шагов (до определенного предела), но ритм разбега меняться не будет. Эти изменения связаны с двумя основными физическими качествами прыгуна, развивать которые следует параллельно - это быстрота и сила.
Начало разбега должно быть привычным, всегда одинаковым. Прыгун может начинать разбег или с места, как бы стартуя, или же с подхода до контрольной отметки начала разбега. Задача прыгуна в разбеге - не только набрать оптимальную скорость, но и точно попасть на место отталкивания толчковой ногой, поэтому разбег, его ритм и все движения должны быть постоянными.
Можно выделить два варианта разбега: 1) равноускоренный разбег и 2) разбег с поддержанием скорости. При равноускоренном разбеге прыгун постепенно набирает скорость, увеличивая ее до оптимальной на последних шагах разбега. При разбеге с поддержанием скорости прыгун почти сразу, на первых шагах, набирает оптимальную скорость, поддерживает ее на протяжении всего разбега, несколько увеличивая в конце на последних шагах. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.
Отличительные особенности последней части разбега (подготовка к отталкиванию) зависят от вида прыжка. Общая отличительная черта - увеличение скорости разбега и движений звеньев тела на этом отрезке разбега, так называемое набегание.
В прыжках в длину с разбега и тройном прыжке с разбега при подготовке к отталкиванию происходит некоторое уменьшение длины последних шагов и увеличение их частоты.
В прыжках с шестом при подготовке к отталкиванию происходит выведение шеста вперед и также увеличение частоты шагов с одновременным уменьшением длины шага.
В прыжках в высоту с разбега этот этап зависит от стиля прыжка. Во всех стилях прыжка, имеющих прямолинейный разбег («перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной»), подготовка к отталкиванию происходит на последних двух шагах, когда маховая нога делает более длинный шаг, тем самым снижая ОЦМ, а толчковая нога делает более короткий быстрый шаг, при этом плечи прыгуна отводятся назад за проекцию ОЦМ. В прыжке «фосбери-флоп» подготовка к отталкиванию начинается на последних четырех шагах, выполняемых по дуге с отклонением корпуса тела в сторону от планки, где последний шаг - несколько короче, а частота шагов увеличивается.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Классификация видов прыжков. Обучение технике прыжков в высоту»
Введение
Прыжки – это простой и естественный способ преодоления препятствий, В зависимости от характера этих препятствий и появились прыжки в высоту, длину, а впоследствии с шестом и тройной прыжок.
Трудно переоценить значение прыжков в физическом совершенствовании человека, и особенно в физическом воспитании подрастающего поколения. Прыжковые упражнения необходимы растущему организму, они прекрасно развивают мышцы не только ног, но и спины, брюшного пресса, поясничной области, улучшают нервно-мышечную реакцию, способствуют совершенствованию физических качеств – быстроты, силы, ловкости, не говоря уже о таком специфическом качестве, как прыгучесть. Прыжки развивают глазомер, координацию и точность движений.
Я считаю, что велика роль прыжков и в воспитании необходимых подростку и юноше морально-волевых качеств – смелости, решительности.
1. История развития прыжков
Соревнования по прыжкам в длину входили в программу Олимпийских игр Древней Греции как один из видов пентатлона (пятиборья). В наше время прыжок в длину входит в программу любых легкоатлетических соревнований.
Прыжки в высоту появились в Европе в начале XIX в. Соревнования по прыжкам с шестом впервые были проведены в Англии в середине прошлого века. Родиной тройного прыжка считается Ирландия, где первое соревнование по этому виду легкой атлетики состоялось во второй половине XIX в. Все эти виды прыжков входят в программу современных Олимпийских игр.
2. Классификация видов прыжков
В легкой атлетике есть четыре типа прыжков: в длину, в высоту, тройной прыжок и прыжок с шестом. Первые два прыжка выполняют без промежуточной опоры. В тройном прыжке имеется две промежуточные опоры. В прыжке с шестом спортсмен использует движущуюся опору – шест.
В зависимости от вида препятствия прыжок выполняется в длину или высоту. Каждый из прыжков имеет варианты, которые выполняются различными способами. В любом из видов прыжков различают фазы разбега, отталкивания, полета и приземления. Если в прыжках в длину, высоту и с шестом – одноразовое отталкивание, то в тройном прыжке спортсмен отталкивается трижды, совершая три последовательных прыжка («скачок», «шаг» и «прыжок»).
3. Прыжки в различные возрастные этапы
В первых классах школы программа не предусматривает обучение прыжкам как легкоатлетическим упражнениям, но знакомство с отталкиванием, напрыгивание на различные предметы, перепрыгивание через них, игры с элементами прыжков занимают на уроках физической культуры значительное место, положительно влияя на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия. Уже здесь необходимо знакомить детей с простейшими доступными им формами прыжков.
В V-VI классах учащиеся начинают осваивать прыжки в длину способами «согнув ноги», в шаге, в высоту – «перешагиванием» с прямого и бокового разбега. Параллельно с этим они практикуются в преодолении вертикальных препятствий высотой до 50 – 80 см и горизонтальных препятствий длиной до 1,5 – 1,7 м.
В VII классе учащиеся совершенствуют выполнение прыжков в длину b высоту спортивными способами, изучают разбег, отталкивание.
До 13 – 14 лет различия между мальчиками и девочками при обучении прыжкам в ряде случаев во внимание не принимаются. Однако с этого возраста необходимо учитывать особенности развития девочек, так как они начинают уступать мальчикам в скоростно-силовых качествах.
В VIII–IX классах продолжается обучение прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги» (движения рук и ног в полете) и прыжкам в высоту – «перешагиванием» (переход планки и уход от нее). В условиях школы с образовательной целью, а в ДЮСШ с целью тренировки и спортивного совершенствования можно приступать к начальной подготовке в тройном прыжке, строго придерживаясь принципов постепенности и доступности.
В старших классах учащиеся совершенствуют спортивные способы прыжков, устанавливают наиболее удобный индивидуальный разбег, полученные прыжковые навыки применяют в усложненных условиях. В ДЮСШ юноши и девушки в этом возрасте в итоге освоения рациональной техники и достижения достаточно высокого уровня скоростно-силовой подготовленности готовятся к выполнению в прыжках нормативов спортивной классификации.
4. Техника прыжков в высоту
Прыжки в высоту – естественный и широко распространенный вид физических упражнений. Он характеризуется кратковременными мощными мышечными усилиями взрывного характера.
При любом способе прыжка в высоту основные его фазы – это разбег, отталкивание, переход через планку и приземление. Отечественная школа прыжков а высоту рассматривает прыжок как «сложное упражнение, состоящее из нескольких разнородных двигательных структур, характеризующееся переходом от циклических движений в разбеге к ациклическим в фазах толчка и полета» (В. Дьячков). Для современной техники прыжков в высоту характерны значительная скорость разбега, мощность отталкивания и рациональный переход планки с низким расположением ОЦТ тела спортсмена,
Разбег и отталкивание. Задача разбега – приобретение прыгуном необходимой горизонтальной скорости и подготовка к толчку. Угол разбега зависит, прежде всего, от способа прыжка. При «перекидном» наиболее выгодный угол – 25 – 35°. При «перешагивании» и «перекате» он превышает 35 – 45°, а при прыжке способом «волна» равен 75 – 90°. На начальных этапах обучения используется более острый угол разбега – 15 – 25°. Надо иметь в виду и то, что чем быстрее будет разбег и длиннее полет, тем под более острым углом к планке должен будет разбегаться прыгун.
Во всех способах прыжка (рис. 1) разбег должен быть прямолинейным, а ступни ставиться вдоль линии разбега без разворачивания носков наружу. Лишь в способе «фосбери» разбег выполняется но дуге. Спортсмен начинает разбегаться перпендикулярно к планке, а затем на 3 – 5-м последних шагах разбега по дуге забегает боком к ней. Длина разбега обычно не превышает 7 – 9 беговых шагов (11–14 м). В прыжках способом «фосбери-флоп» разбег должен обеспечивать приобретение спортсменом необходимой скорости к моменту отталкивания. Для начинающих и школьников длина разбега сначала не будет превышать 5 шагов. Разбег в 3 шага применяется на тренировках и носит учебный характер.
Скорость разбега зависит не столько от способа прыжков, сколько от уровня скоростно-силовой подготовленности спортсмена, его способности мощно выполнить толчок на той или иной скорости разбега. Наибольшую скорость достигают спортсмены, применяющие способ «фосбери».
Начало разбега имеет несколько вариантов. Наиболее распространенный – спортсмен ставит одну ногу сзади, а вторую спереди, у контрольной отметки. Другой вариант – обе ноги поставлены рядом на одной линии. Наконец, некоторые прыгуны начинают разбег с подхода, т.е. делают несколько ускоряющихся шагов и начинает собственно разбег в тот момент, когда наступают на контрольную линию.
Существенное значение имеет ритм разбега. Скорость разбега должна непрерывно нарастать, достигая наибольшей величины к моменту отталкивания. Техника разбега характеризуется широким выносом ног вперед, с упругой, активной их постановкой на грунт. Лишь разбег прыгунов, применяющих способ «фосбери», мало чем отличается от обычного спринтерского бега и разбега прыгунов в длину. Скорость разбега нарастает параллельно с увеличением длины шага.
В конце разбега, за 2 – 3 шага до отталкивания, делается вторая контрольная отметка, С нее и начинается подготовка к толчку, или, как принято говорить, ко входу в толчок. Длина последних шагов увеличивается за счет широкого выноса вперед свободной ноги. Нога ставится на грунт с пятки. Самый длинный – это предпоследний шаг, последний несколько короче. Естественно, что длина последних шагов у школьников значительно меньше. Однако и у них нужно добиваться указанного выше соотношения предшествующих толчку шагов.
Последние шаги определяют успешность отталкивания. Третий от толчка шаг – по существу переходный от предварительной к завершающей части разбега. Он выполняется быстрее предыдущих шагов. Нога ставится на грунт с пятки. Наклон туловища уменьшается. Второй шаг с маховой ноги предопределяет успешный вход в толчок. Именно здесь таз как бы подводится под плечи, туловище принимает вертикальное положение, а нога мягко сгибается в колене. ОЦТ тела снижается. Руки через стороны отводятся назад.
После прохождения прыгуном момента вертикали широким беговым движением от бедра вперед посылается почти полностью выпрямленная толчковая нога, которая ставится на грунт с пятки, немедленно переходя на всю стопу. После короткого периода сгибания в коленном суставе толчковая нога начинает разгибаться. Отталкиванию способствует разгибание туловища и маховое движение свободной ноги и рук. В момент окончания толчка, за которым последует отрыв спортсмена от грунта, толчковая нога и туловище выпрямлены, руки и маховая нога подняты вверх.
Прыгуны, как правило, применяют одновременный параллельный мах руками, предварительно отведенными назад. Маховое движение рук выполняется локтями вперед и заканчивается на уровне плеч – головы. В начале маха нога движется вверх от бедра. Вслед за этим вверх выносится голень и нога, распрямляемая частично или полностью. При хорошей подвижности в тазобедренном суставе возможно выполнение маха полностью выпрямленной ногой. Однако при современных значительных скоростях разбега даже у лучших прыгунов наблюдается выполнение маха согнутой ногой.
Определение места отталкивания зависит от угла разбега и способа прыжка. Чем острее угол разбега, тем ближе место толчка к планке и тем благоприятнее условия для выполнения вращения в полете (для способов «перекат» и «перекидной»). Все сказанное о разбеге и отталкивании относится ко всем способам прыжка, кроме «фосбери». Помимо своеобразного проведения разбега, он отличается от других способов и характером отталкивания.
Полет и приземление. Движения спортсмена в полете зависят от применяемого им способа прыжка. «Перешагивание» (рис. 2) – наиболее простой для освоения способ, который применяется на начальных этапам обучения и с которым чаще всего имеет дело преподаватель физической культуры в школе. Разбег выполняется под углом 35 – 45 0 , а отталкивание в 50 – 80 см от планки. Прыгун находится боком к планке и, выполняя толчок дальней от ямы для приземления ногой, делает затем широкий мах свободной ногой и руками. Во время взлета толчковая нога некоторое время свободно опущена вниз, а затем, сгибаясь коленом вверх, подтягивается к планке. Туловище занимает вертикальное положение, а в конце взлета несколько наклоняется вперед – внутрь. Руки опускаются вниз по обеим сторонам планки. Движения перешагивания заключаются в том, что маховая нога энергичным движением опускается вниз за планку, а толчковая, разгибаясь в колене, переносится через планку с поворотом наружу. Туловище при этом поворачивается к толчковой ноге.
Приземление выполняется на маховую ногу боком к планке. При переходе через планку чрезвычайно важно избежать опускания плеч назад, ибо это приведет к снижению центра тяжести и затруднит перенос ног через планку.
Способ «перекат» (рис. 3) непосредственно предшествовал появлению «перекидного» способа прыжка. Разбег в «перекате» выполняется под углом 35 – 45°, а отталкивание в 80 – 100 см от планки ближайшей к ней ногой. Прыгун совершает энергичный мах свободной ногой и, ложась боком на планку, подтягивает к ней толчковую ногу. Тело прыгуна уже в отталкивании получает импульс к вращению вдоль планки. Подтягивание к груди толчковой ноги и опускание за планку маховой ноги одноименной руки способствует усилению вращения. В результате этого вращательного движения по продольной оси спортсмен поворачивает грудью вниз и приземляется на толчковую ногу и руки.
Переход прыгуном планки имеет ряд вариантов. Наиболее эффективный – так называемый «нырок», когда спортсмен быстро сгибает тело в тазобедренных суставах, как бы ныряя головой и плечами за планку. Приземление заканчивается перекатом в правую сторону туловища при отталкивании левой ногой).
В прыжке способом «перекидной» (рис. 4) разбег выполняется под углом 25 – 35°. Некоторые прыгуны применяют и более острый угол разбега. Отталкивание выполняется в 60 – 100 см от края ямы для приземления. «Перекидной» прыжок – это дальнейшее развитие способа «перекат» и имеет с ним много общего. Отталкивание выполняется ближней от планки ногой. В основе дальнейших движений лежит последовательный перенос через планку маховой и толчковой ног в положении лежа животом к планке.
Успех в «перекидном» способе прыжка зависит в первую очередь от толчка в сочетании с движением маховой ноги, которая, увлекая за собой правую сторону тела, способствует его вращению и переходу в горизонтальное положение. Таким образом, основа перехода планки в «перекидном» способе прыжка – это продольно-поперечное вращение тела с переводом его в положение грудью вниз в сторону планки,
После отталкивания важно не ложиться преждевременно на планку, а полностью использовать образующуюся за счет толчка и маха подъемную силу. Заканчивая толчок, прыгун какое-то время как бы тянется вверх. Вслед за этим он активно посылает к планке правую ногу и плечо, лишь постепенно переходя в горизонтальное положение. Вращению способствует правая рука (если отталкивание выполняется левой ногой), которая движется более активно и с более широкой амплитудой, чем левая.
В тот момент, когда правая рука посылается за планку, а туловище вращается поперек нее, толчковая нога подтягивается к телу и сгибается в коленном суставе. Маховая нога вытягивается вдоль планки. Прыгун поворачивает таз по продольной оси и, отводя толчковую ногу коленом в сторону – вверх, перекатывается через планку. Преодолению планки способствует «нырок» головой и верхней частью туловища. Приземление происходит на правое плечо с переходом на спину. Возможно и мягкое приземление на руки и маховую ногу с последующим перекатом на плечо и правый бок.
Для способа «фосбери» (рис. 5) характерен дугообразный разбег и переход планки спиной при поперечном расположении тела прыгуна. Преимущество способа заключается в относительной простоте перехода планки и возможности лучшего использования горизонтальной скорости при отталкивании.
Уже начало разбега отличается большей, чем обычно, скоростью. По технике и ритму он несколько напоминает разбег прыгуна в длину и начинается под углом 65 – 76° к планке. Толчок выполняется без обычного для «перекидного» способа опускания ОЦТ тела незначительно выставленной вперед ногой, что позволяет прыгуну более рационально использовать полученную в разбеге горизонтальную скорость.
Отталкивание происходит, когда спортсмен после забегания боком к планке на последних 3 – 5 шагах оказывается расположенным к ней боком. Он поворачивается затем спиной к планке и как бы ложится на нее, прогибаясь в пояснице. При переходе тазом планки тело прыгуна сгибается в тазобедренных суставах, а ноги подтягиваются.
Подготовленности у студентов специализирующихся в спортивных играх (волейбол). В специальной физической подготовке испытуемые показали такой же уровень развития физических качеств, что говорит о взаимосвязи общей и специальной физической подготовленности. На третьем этапе исследования проводилось повторное тестирование (по прошествии одного года тренировок). В итоге повторного тестирования мы...
... – третий после Гетеборга-2006 (34) и Хельсинки-1994 (25). Тот же количество наград в тотале было в Мюнхене-2002 (24). Если анализировать подготовку российской сборной по видам легкой атлетики, то результаты будут далеко не равнозначными. Что касается женщин, то стоит отметить замечательное выступление на крупнейших соревнованиях четырехлетия "слабой" половины российской сборной. Даже в...
Гармоничного развития личности. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. ГЛАВА 2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 2.1 Подвижная игра, ее значение Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятельность, ...