Когда ребенка ставить на. Во сколько ребёнок начинает вставать на ноги. Упражнения, укрепляющие ножки ребенка
Многие родители деток возрастом от 6 месяцев наблюдают возрастающую потребность во внимании у своих чад. Поскольку ребенок этого возраста еще не может передвигаться самостоятельно, производителями детских товаров было придумано приспособление под названием Ходунки.
Раньше 6 месяцев сажать ребенка в ходунки НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!Передвигающееся на колесиках приспособление для обучения ребенка до 1 года ходьбе и поддержания его в горизонтальном положении – это детские ходунки. Для опоры внутри имеется поддерживающее мягкое сидение.
Они позволили юному исследователю получить долгожданную мобильность, а взрослым разгрузить руки. Заболтивые родители начинают задавать вопросы опытным мамам, педиатрам и просто в интернете ищут информацию о том, когда можно начинать сажать ребёнка в ходунки? Как раз в этой статье рассмотрены основные моменты, на которых взрослым стоит акцентировать внимание.
Противопоказания к пользованию
- Наличие пониженного или повышенного ножек у детей. Устройство сконструировано таким образом, что малыш в основном передвигается на носочках. Рекомендуется тщательно регулировать ходунки и обувать малышу легкую обувь для лучшей постановки стопы.
- У ребенка опрелости или др повреждения кожи в местах соприкосновения с ходунками.
- Ребенок имеет признаки рахита.
- У ребенка нарушена функция опорно-двигательного аппарата.
Нужно помнить!
- Ножки должны стоять ровно;
- Одевайте ребенку на ножки сандалики;
- Отрегулировать ходунки по росту ребенка.
Когда можно использовать
Современные педиатры остерегаются давать точные сроки, поскольку развитие каждого ребенка идет в собственном ритме. Поэтому решая для себя, во сколько месяцев начать использовать ходунки, стоит учитывать совокупность следующих факторов.
- Самое главное, это чтобы ребенку было минимум 6 месяцев! Оптимальный возраст когда можно попробовать малыша посадить в ходунки 7 — 8 месяцев ! Это обуславливается физической готовностью мышц, помогающих ребенку поддерживать тело в вертикальном положении. Ребенок должен уметь подниматься на ножки возле опоры или с помощью взрослых.
- Как только малыш сможет самостоятельно сидеть, не заваливаясь на бочек, вы сразу поймете, что мышцы его спины окрепли и ребенка можно сажать в ходунки. Во сколько месяцев это произойдет — зависит от каждого ребенка индивидуально (~ ).
- Психологическая готовность детей. Ребенок сам своей двигательной активностью и желанием ползать, идти с поддержкой подаст старшим сигнал о готовности к новым подвигам. Если же малыш еще не пополз (), то привыкнув к ходункам, он и вовсе может пропустить эту важнейшую ступень развития.
Поговорим о мальчиках
В виду физических особенностей мальчиков многие родители опасаются их длительного пребывания в ходунках. Они аргументируют это возможностью негативного влияния на формирование мочеполовой системы мальчиков вследствие неизбежного трения промежности, сдавливания половых органов и возникновения опрелостей. Обсуждая тему, когда можно мальчиков сажать в ходунки, ортопеды и педиатры советуют придерживаться общих рекомендаций, ограничив время пребывания малыша в ходунках не больше сорока минут за сутки.
Что же девочки?
Аналогичными вопросами задаются родители всех принцесс. Дело в том, что именно девочки более подвержены риску возникновения дисплазии тазобедренных суставов. Это заболевание опорно-двигательного аппарата усугубляется ходунками, если оно не было ранее диагностировано. Прежде чем решать, со скольки месяцев девочек начинать приобщать к ходункам, стоит уделить особое внимание её физической подготовке. Любая девочка в будущем станет мамой. Потому стоит бережно относится к здоровью её тазовых костей, суставов и позвоночника.
За всеми плюсами и минусами не стоит забывать, что ребенок в ходунках сможет взглянуть на мир с другого ракурса, натренировать способности к координации, быстрее становится самостоятельным и удовлетворяет жажду познания.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Мамам же ходунки обеспечивают передышку.
Как выбрать ходунки
- Основание ходунков должно быть широкое и устойчивое (желательно треугольное).
- Спинка должна быть жесткая и высокая (чтобы избежать неправильной посадки ребенка. Т.к. опорно-двигательный аппарат ребенка еще слабо сформирован).
- Широкие, и глубокие сидения из непромокаемой ткани. Не слишком жесткое.
- Большие, крутящиеся во все стороны колеса. Чем больше колес тем лучше. Выбирайте ходунки со стопором колес.
- Регулируемая высота.
- Съемная столешница с игрушками, подносом или музыкальной панелью.
Молодые родители, приобретая ходунки, рассчитывают на то, что ребенок научится раньше ходить, сможет сам передвигаться, познавать самостоятельно окружающий его мир, а у них будет немного времени отдохнуть. Оправдываются ли ожидания родителей, так ли уж практичны ходунки, какие последствия от их использования – рассмотрим более детально.
Положительное влияние ходунков на физиологию ребенка: «ЗА» ходунки
- Малыш получает новые положительные ощущения и эмоции, что благоприятно сказывается на его психоэмоциональном развитии.
- Он понимает, что может свободно передвигаться, появляется возможность самому исследовать окружающие предметы, самостоятельно добраться и дотянуться к яркой игрушке, потрогать новые предметы.
- В вертикальном положении ребенок по-иному воспринимает окружающую его обстановку.
- Увеличивается двигательная активность, которая разнообразит движения. В этот период физическая активность положительно влияет на развитие мышления и образование новых связей в коре головного мозга.
- Малыша привлекают ходунки как интересная, увлекательная игрушка, к которой прикреплены передвижные кольца, шарики, звуковые кнопки, погремушки, что развивает и мелкую моторику пальцев и тактильные ощущения.
Конструкция ходунков обеспечивает неплохой уровень безопасности и устроена таким образом, что ребенок не может дотянуться до опасных мест (розетки, плита, посуда на столе). На какое-то время родители смогут «взять тайм-аут», передохнуть или сделать необходимые домашние дела.
Негативные аспекты использования ходунков: «ПРОТИВ» ходунков
- Замедляется развитие двигательных навыков, устойчивости, отодвигается начало самостоятельной ходьбы, т.к. ребенок практически не прикладывает усилий для удержания себя на ногах в вертикальном положении. К тому же, он не ставит ножку на всю ступню, а толкается пальчиками или как бы ходит «на цыпочках», что формирует неправильное положение голеностопного сустава. В ходунках у малыша нет возможности приседать, подниматься, подтягиваться.
- Не совсем правильное положение тела в ходунках отражается на развитии ножных мышц, положении тазобедренных суставов, приводит к преждевременной вертикальной нагрузке на позвоночник, его возможному искривлению и перенапряжению спинных мышц.
- При использовании ходунков у малыша «выпадает» период ползания. Именно в это время укрепляются мышцы всего тела, улучшается координация и согласованность движений. Это естественная подготовка тела к ходьбе.
- Ребенок неуверенно чувствует себя в пространстве, плохо держит равновесие, которое формируется в самой начальной стадии, когда он только еще учится стоять.
- Отмечается негативное влияние на мозжечок, отвечающий за вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве и координацию движений.
- У малыша не в полной мере развивается чувство опасности и самосохранения, он не умеет «правильно» падать, как это присуще детям, что иногда приводит к серьезным травмам. Учась этому в более позднем младенческом возрасте, ребенку все равно придется пройти этап «правильного падения» и осознания опасности от предметов (дверь, межкомнатный порожек, угол мебели и пр.).
- Если положительным моментом можно считать, что ребенок в ходунках не может дотянуться до опасных предметов благодаря их конструкции, то этот же момент является и отрицательным, т.к. в возрасте до года именно через тактильные ощущения (потрогать, взять, ощутить на ощупь) проходит познание свойств предметов и вещей (горячее, холодное, скользкое, тяжелое).
- Ходунки – травмоопасны. Ребенок может передвигаться в них довольно быстро и, несмотря на ограничители, сильно удариться непосредственно о ходунки. Иногда они переворачиваются, натыкаясь на препятствия (дверной порожек, загнувшийся угол ковра) и тогда малыш, вываливаясь из них, может получить травму.
Видео: ходунки ЗА и ПРОТИВ
Влияние ходунков на развитие малыша
Казалось бы, ходунки содействуют физическому и психоэмоциональному развитию ребенка и в то же время множество исследований доказывает обратное.
В младенческом возрасте физическое развитие напрямую связано с формированием психики человека. Педиатры и психологи утверждают, что период ползания – важный этап в развитии и формировании психики не только детей грудного возраста, но и в дальнейшей их жизни. Поэтому, желательно не ограничивать ребенку период ползания, при котором организм получает всестороннее естественное развитие.
Ходунки же, якобы предоставляя ребенку относительную свободу передвижения, изучения окружающего мира и свойства предметов, тем не менее, задерживают психоэмоциональное развитие. Такие дети на 2-3 недели позже становятся на ноги и начинают ходить. С одной стороны, у них недостаточно развивается чувство опасности и страха, с другой стороны, они испытывают неуверенность в себе при самостоятельной ходьбе и ищут поддержки родителей. Появляется пугливость, склонность к беспричинной панике.
Педиатры считают, что более целесообразным для правильного физического развития ребенка будет манеж. Он надежно ограничит ребенка от травм, от «несанкционированных» передвижений, одновременно предоставляя ему возможность делать «правильные» движения и не ограничивает физической активности (сидеть, вставать, переступать, держась за бортики, ползать). Выбор остается за вами, родители.
Мнение эксперта: С какого возраста можно использовать ходунки
Любая мама испытывает радость, когда ее подросший карапуз научился самостоятельно стоять. Это очередная важная ступень развития, и кроха вот-вот сделает свои первые шаги. Но стоит ли учить ребенка стоять или он должен научиться этому сам? И в каком возрасте допустимо поставить кроху на ножки?
Большинство врачей не рекомендуют торопить развитие ребенка, а дать малышу развиваться естественно. Как только тело крохи сможет выдержать нагрузку от сидения и стояния, малыш сам начнет осваивать данные навыки. Также нужно понимать, что развитие малыша происходит индивидуально и связано с множеством факторов. К примеру, маленькие и худые детки быстрее учатся вставать на ножки, чем полненькие и крупные.
Мнение Е. Комаровского
Известный врач утверждает, что у каждого ребенка рано или поздно появляется желание стоять и роль родителей в освоении этого навыка заключается только в том, чтобы облегчить и обезопасить процесс. Учащемуся стоять ребенку не нужно надевать обувь, пусть кроха учится этому босиком.
Многие родители с гордостью заявляют, что их малыш самостоятельно встал в 4,5,6 месяцев, а ходить начал в 8,9,10. Комаровский в связи с этим хочет акцентировать внимание на том, что из-за ранней длительной нагрузки на позвоночник у таких деток возможны самые разные проблемы в будущем – искривления, радикулиты и другие.
Ребенок сам должен захотеть стоять и в возрасте до шести месяцев тренировать и обучать его стоянию совсем не нужно. Нет никакой проблемы в том, что ребенок еще один-два месяца будет лежать и ползать.
Стоит ли ставить на ножки принудительно?
Задачей родителей является лишь поощрение физического развития крохи. Заставлять ребенка делать что-либо раньше, чем он к этому готов (как сидеть, так и стоять) – огромная ошибка, способная не улучшить, а напротив, ухудшить его физическое состояние. Поощряйте ползание малыша, а вот сесть и стоять кроха должен обучиться своими силами.
Роль родителей
Что стоит делать родителям:
- Поощрять ползание, поскольку оно укрепляет мышцы и позвоночник.
- Делать упражнения в игровой форме, развивая мышцы малыша.
- Не допустить дефицита витамина Д и кальция.
- Выполнять массаж, поскольку это наиболее полезная стимуляция мышц.
- Часто гулять на свежем воздухе.
- Любить и заботиться, уделяя много внимания.
- Помогать, но не торопить.
Упражнения для поощрения стояния
Многие считают, что для навыка стояния у крохи должны быть хорошо развиты мышцы рук, чтобы малыш смог подтянуться и держаться за опору. В действительности же самыми важными мышцами для освоения вставания и стояния являются мышцы бедер, спины и плеч.
В развитии таких мышц, и, соответственно, в поощрении вставания и стояния, помогут следующие упражнения:
- Когда малыш уже уверенно сидит, вы можете начать упражняться с ним на не полностью надутом фитболе. Посадив кроху на мячик лицом от себя, придерживайте ребенка за бедра и начинайте наклонять в разные стороны. Благодаря таким тренировкам у ребенка будет развиваться способность держать равновесие.
- Поставьте ребенка на стол лицом от себя и посадите его на корточки. Удерживая кроху за бедра, начните немного покачивать его назад и вперед, побуждая подняться на ровные ножки. Если ребенок еще не в силах подняться самостоятельно, значит, мышцы его ног еще недостаточно окрепли.
- Если кроха уже научился вставать у опоры, стимулируйте более частое использование этого навыка, привлекая малыша любимой игрушкой. Усадите кроху на пол рядом с диваном или креслом, а на возвышенность положите игрушку. Ребенок заинтересуется и захочет дотянуться к игрушке, ухватится за опору и встанет. При первых попытках обязательно страхуйте малыша от падения. И не забывайте подбадривать ребенка в его успехах.
Раннее вставание на ножки
Ребенок может начать пытаться вставать еще до освоения навыка сидения (раньше шести месяцев), если у него имеется гипертонус мышц. Если разрешать такому малышу долго стоять, возможна деформация стоп. Отвлекайте малыша и не допускайте длительного вертикального положения, а также непременно поддерживайте под подмышки.
Также советуем вам прочитать статью о том, когда ребенок начинает стоять . Узнаете много интересного и будете подготовлены к этому интересному периоду в жизни малыша.
Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.
Когда дети начинают ходить
Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.
Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.
Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.
Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.
Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.
Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.
Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.
Как ребенок делает первые шаги
Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.
Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.
Когда нужна консультация детского ортопеда
Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:
- Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
- Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
- В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
- Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.
Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.
Выбираем детскую обувь для первых шагов
Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.
Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.
Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».
Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.
Размер детской обуви
Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.
Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.
Основные требования:
- Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
- Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
- Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
- Абсолютно ровная стелька.
- Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
- Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.
Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить
Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:
- Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.
Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.
- Дома ребенок должен ходить по полу босиком.
Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.
При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.
- Детская обувь должна быть с супинатором.
Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.
Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.
Зачем нужны ходунки для ребенка
Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.
В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:
Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.
Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.
Ходунки помогут ребенку научиться ходить
Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.
Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.
Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.
Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.
Ребенок в ходунках не упадет и не ударится
На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.
Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.
Ходунки стимулируют развитие интеллекта
Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.
Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:
Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.
Опасные места в доме для первых шагов ребенка
Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.
В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.
Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.
Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.
Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.
Возможно, вам будут интересны статьи
Точно ответить, во сколько месяцев ставить кроху на ножки, нельзя. Врачи могут указывать усредненные сроки и давать общие рекомендации, но каждый ребенок индивидуален.
Когда можно ставить ребенка на ножки
Торопиться с этим процессом не стоит. Если ребенок здоров, он обязательно пойдет, не важно, будет это в 10 мес. или в 1,5 года. Нет ничего страшного, если он еще некоторое время будет ползать или сидеть.
Когда ставите ребенка на ножки, он должен опираться на стопу, а не на носки
Когда малыш опирается на ножки, на позвоночник оказывается огромная нагрузка. Если мышцы еще слабые, это может привести к искривлению или другим проблемам с опорно-двигательным аппаратом.
Готовность крохи к ходьбе можно определить по таким факторам:
- Наследственность. Необходимо учесть, когда пошли родители. Дети обычно повторяют подвиги мамы и папы.
- Физическое сложение. Худые дети быстрее становятся на ножки, нежели полные.
- Зрелость нервной системы. От состояния ЦНС зависит умение держать равновесие в вертикальном положении. Дети с неврологическими нарушениями идут позже своих здоровых ровесников.
- Фазы развития. Интеллектуальное развитие чередуется с физическим. Дети развиты умственно, могут вставать на ножки позже.
- Мотивация. Когда ребенок понимает, что быстрее добраться до игрушки на двух ногах, нежели на четвереньках, он будет проявлять инициативу.
Правильным будет, если младенец сначала научится ползать, затем самостоятельно сидеть, а потом вставать. Насильно ставить его нельзя.
Во сколько месяцев опирать на ножки грудничка, у которого проблемы со здоровьем
Ребенок с гипертонусом мышц может пытаться встать в полгода, до того, как научиться сидеть. Допускать такого нельзя. Отвлекайте кроху любыми способами, чтобы он сел или лег. Длительное нахождение в вертикальном положении приведет к деформации стоп.
Можно ставить кроху на ножки, начиная с 10 мес. До этого времени обязательно поддерживайте его под подмышками, чтобы он едва касался стопами поверхности.
Первый неуклюжий шаг вашего крохи - это радостное событие для всей семьи, и, разумеется, самый настоящий успех для крохи. Все ждут этого момента с большим нетерпением. Обусловлено это тем, что в течение первого года своей жизни, новорожденные развиваются очень стремительно. Но стоит брать во внимание, что каждый ребенок обладает своим индивидуальным графиком развития - одни младенцы в девять месяцев уже делают первые уверенные шаги, а другие в год еще не стремятся даже стоять.
Когда грудничка можно ставить на ножки?
Каждый молодой родитель задается вопросом: когда их кроху можно начинать ставить на ножки? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, но можно полагаться на моменты, на основании которых можно делать для себя выводы. Обратите внимание на то, что подавляющее большинство компетентных специалистов убеждены в том, что ранняя высокая нагрузка на позвоночник может послужить развитием негативных последствий, например, деформация позвоночника.
Невзирая на это, все попытки вашего новорожденно самостоятельно садиться или вставать должны поощряться. В течение многих столетий неизменно полезными являются массажи и комплексы физических упражнений, грудное вскармливание, регулярные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, а также безмерная любовь и ласка родителей - все перечисленные факторы способствуют полноценному развитию ребенка.
Что касается ортопедов, то здесь их мнения разделились. Большинство из них убеждены в том, что ребенка можно начинать ставить на ноги не ранее, чем в 10 месяцев , поскольку в этом возрасте тазобедренный сустав и позвоночник достаточно окрепли, чтобы можно было не переживать относительно деформации скелета. Вторая половина полагает, что все попытки трехмесячных детей стоять должны поощряться , поскольку у них на данном этапе сохраняются пошаговые рефлексы.
Довольно часто, когда у грудничка диагностирован гипертонус мышц , он всячески пытается встать раньше, как правило, это происходит на шестом месяце его жизни. Не стоит сильно радоваться столь раннему развитию ребенка, поскольку его организм еще недостаточно окреп для таких нагрузок в результате можно приобрести деформацию стоп в результате высокой нагрузки. Помимо этого, для грудничка это большая физическая нагрузка, поэтому он быстро утомляется, чтобы уменьшить давление на стопы он начинает становиться на цыпочки.
Настоятельно рекомендуем молодым родителям всячески отвлекать своего кроху от стояния, не стоит разрешать ему продолжительное время находиться в вертикальном положении, а наиболее оптимальный вариант - поддерживать кроху за подмышки.
Во сколько месяцев можно ставить ребенка на ножки?
На вопрос когда ответить однозначно нельзя, поскольку, как мы говорили ранее, каждый ребенок развивается в индивидуальном порядке. Готовность малыша к новому положению зависит от нижеперечисленных факторов:
Во сколько месяцев ставить ребенка: массажи и физические упражнения для детей до года
На сегодняшний день разработано большое количество разнообразных лечебных массажей и комплексов гимнастики для детей до года. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим несколько интересных манипуляций для малышей, который придутся молодым родителям, кстати, если они хотят вырастить здорового и развитого ребенка.
Ни один из специалистов, который наблюдает за новорожденным с первых дней его жизни, не может с точностью сказать, во сколько месяцев его можно поставить на ноги. Некоторые родители убеждены в том что уже после первого месяца жизни кроху можно не с полным упором ставить на поверхности, но так ли это? Ответ на вопрос довольно прост, каждый ребенок начнет делать самостоятельные попытки тогда, когда его позвоночник будет готов принимать соответствующие нагрузки, поэтому настоятельно вам рекомендуем не торопить в этом ребенка.
Ортопеды, как правило, обращают внимание родителей на то, что если поторопить события, то это может привести к деформации не только стопы, но и позвоночника, что в дальнейшем может весьма плачевно отразиться на здоровье новорожденного. Средние показатели говорят о том, что ребенка можно ставить уже на десятом месяце жизни крохи. На этом этапе развития его суставы и позвоночник, которые отвечают за движение ног, способны выдержать нагрузку.
Если у ребенка было диагностировано заболевание - рахит, то все попытки встать самостоятельно на ножки должны быть очень ограничены, поскольку в будущем это может привести к искривлению ног. Что касается гипертонуса мышц, то в данном случае ребенок будет стараться раньше присаживаться, а не сидеть. Из-за избыточного напряжения на стопы, они могут подвергаться деформации, в связи с этим ребенку нельзя продолжительное время стоять.