Приговорка божья коровка. Календарный фольклор для детей. Приговорка - это стих о животных
Еще одна группа жанров — календарный детский фольклор — связана уже не с игрой; эти произведения — своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр — заклички, песенные обращения к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами: к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.
Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.
Заклички для детей
Ветер, тучки погоняй!
На дворе уж теплый май,
Рожь посеяли - растет,
Только дождик не идет!
Ветер, ветер, ветродуй,
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы!
Жаворонушки весенние,
Прилетайте!
Й весну-красну
Зазывайте!
В гости к нам скорей
На житье-бытье,
На согрев земли
Ясным солнышком,
Теплым солнышком-
Колоколнышком!
Речка-красавица,
Чиста водица!
Пусти нас остудиться,
Поплавать, помыться!
Дорожка, дорожка,
Пожалей наши ножки,
Не петляй, не крути,
Не путай пути!
Выйди, выйди, выгляни,
Порадуй нас,
Утреннее солнышко
В рассветный час!
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
Ты, туман молочный,
Не тумань мне очи,
Не тумань окошко,
Покажи дорожку!
Уж ты, солнышко, вставай!
Утро доброе встречай!
Одари теплом и светом,
Шлем поклон тебе за это!
Уж ты радуга-дуга!
Убери свои рога!
После дождичка грибного
Ждем мы солнышка родного!
Приговорки
К заклинкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик!» (чибис). К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
"Ах, какая наша пчелка работящая!"
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча - нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
Птичка-птичка - соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет веселей!
Лягушка, лягушка,
Надуй брюшко,
Скажи "Ква-ква"
Ты весной, березка, дай напиться сока,
Чтобы детки малы стали еще краше,
А тебе, березка, все поклоны наши!
Ты, пшеничное наше полюшко,
Радуй, радуй нас спелым зернышком!
Урожай собрать нам позволь сполна,
Золотое зерно ссыпать в закрома!
Уж ты, заинька, скок-скок,
Уж ты, беленький хвосток!
Ты не трогай, не дери наше деревце,
Нашу яблоньку, нашу девицу!
Расцветет весной краше всех она,
Соберем большой урожай сполна!
Рожь и пшеница,
Хотим вам поклониться!
Детский календарный фольклор - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связанс образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связанный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимствуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одаривание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам.
На телят, на жеребят И на маленьких ребят.
Кабы нам колядок -
На недель десяток!
Говорком: Здравствуйте!
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. Например:
Купала, Купала!
Где ты летовала?
Летовала я в лесочке,
Под ракитовым кусточком,
Под лазоревым цветочком,
Под шелковым платочком.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками:
Масленица - полизуха!
Полизала детей,
И сама - на плетень.
Полизала сыр и масло,
А сама и погасла.
К наиболее распространенным, активно бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички.
Заклички (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Там твои детки
Кушают конфетки.
А тебе не дают,
Всем ребятам раздают.
Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, » настоящее время они отражают непосредственное общение четей с природой и переплетаются в их творчестве с игровыми элементами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладанием в напевах интонационного зова, клича, а также настойчивого утверждения многократно повторяющихся коротких секундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора - приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Приговорка божьей коровке:
Божия коровка!
Полети на небко,
Принеси нам хлебка:
Плюшек, сушек,
Сладких ватрушек.
Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:
Мышка, мышка,
а горошку!
Вылей воду
На дорожку!
Редкостны приговорки птицам, приговорки, напеваемые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разнообразны как ни один музыкальный жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Порой в характере исполнения приговорок слышатся отголоски древнейших заговоров, заклинаний.
Древнейший музыкальный язык календарных песен сохраняет специфические особенности архаического мелодического склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живыми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать говорком.
Как естественные формы развития речи ребенка.
Скороговорки
Вставай, Архип, петух охрип.
У Перши в верше два ерша.
У воза овца, на возу пуд овса.
У Сашки в кармашке
Шишки и шашки.
Курочка сера, пестра.
Уточка с носа плоска.
В росы покосы косой косят.
Косарь покосы запокопрокосит.
На горе, на пригорке
Егорка в ермолке.
На полице в коробице
Полкаравая и поляница.
Не прибирает Домна дом,
А у Домны дом вверх дном.
Колотил Клим клин,
Колотил, да не выколотил.
Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.
Прокоп полол укроп,
Полол и пропалывал.
Есть Кирилл присел,
Да кисел кисель.
Скирды скирдовали,
Заподскирдовывали,
Да не заскирдовали.
Проросли ростки, повыросли,
Да ростом ростки не выросли.
Дятел дуб долбил,
Долбил, продалбливал,
Да не продолбил
И не выдолбил.
У ворот трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
В семеро саней
Семеро Семёнов с усами
Уселись в сани сами.
У копны копна
С прикопёночком,
Подперта копна
Колоприворотничком.
Говорил Терентий
Про торги да про покупки,
А Терентьиха —
Про крупу да про подкрупки.
Две девицы
Брали водицы
Из криницы —
Поливать пшеницу.
Мечи из печи
Калачи горячи.
Калачи горячие —
Кушают подъячие.
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
Рано коваль встал,
Сталь ковал, ковал,
Сталь перековывал,
Да не перековал.
Павел Павлушку пеленовал,
Пеленовал и распеленовывал.
Бредут бобры
В сыры боры.
Бобры храбры —
Для бобрят добры.
Евсей, Евсей, муку просей,
А просеешь муку —
Испеки в печи калачи
Да мечи на стол горячи.
Бежит боровок,
Белорыл, белоног,
Перерыл весь дворок.
Вырыл рылом боровок —
Ребро да полребра.
У Ерёмы и Фомы
Кушаки во всю спину широки.
Колпаки переколпачены, новы.
Да шлык — хорошо сшит,
Шитым шёлком покрыт.
У перепела и перепёлки
Пять перепелят.
Под горой бугор,
На бугре Егор,
У Егора кол,
На колу колокол.
Заклички
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке,
А на Бабу Ягу —
Лей по целому ведру!
Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Дождик, дождик, пуще!
Чтоб росла пшеница гуще,
Чтоб овёс рос и ячмень —
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь —
Поливай сколько хошь!
Дождик, дождик, лей, лей, лей,
Загони во двор гусей,
Мои гуси у реки,
Их заели жуки!
Свети, свети, солнышко,
На зелёно полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек!
Выйди, радуга-дуга,
На зелёные луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Радуга — дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Солнышко, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенёк,
Опряди кужелёк,
Разгуляй весь денёк!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!
Солнышко, солнышко,
Красное семёнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берёз, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зелёные листочки!
Солнышко, солнышко,
Загляни в оконышко!
Твои детки играют,
Воробышков пугают,
А малину рвут
И нам не дают —
Медведю по ложке,
А нам ни крошки!
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!
Дождик, дождик, посильней,
Загони моих свиней!
Мои свиньи дома —
Лежат на соломе!
Солнышко-вёдрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зелёную,
На грушицу кудрявую,
Берёзку кучерявую!
Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
Буль-буль-буль кипит бульон,
Ох и вкусным будет он!
Приглашаю всех обедать
И буль-буль-бульон отведать!
(М. Дружинина)
Ай да суп!
Глубоко - не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывёт,
Заплывает прямо в рот!
Суп для силача
Если ты не хочешь супа –
Поступаешь очень глупо
И не станешь нипочём
Настоящим силачом.
Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!
Ложкина книжка
Кормят родители малую детушку:
Ложка за бабушку, ложка за дедушку.
Крошка старается, крошка пыхтит –
Только у взрослых такой аппетит.
Ложка за слоника, ложка за зайчика,
За крокодильчика, за попугайчика.
Чуть не забыли про мышку!
Чуть не забыли про мишку!!!
Скушали ложку за доктора детского
И за Серёжку, сынишку соседского,
За воробьишку, за чижика
И за дворняжку Рыжика.
А ещё – за сестрёнку с братиком,
А ещё – за котёнка с бантиком.
А глоточек последний самый –
Самый вкусный – за папу с мамой.
Чашкина книжка
Сжали ручку кулачком,
Взяли чашку с молочком.
Раз – глоточек, два – глоточек,
А потом ещё чуточек.
Прибежал из леса ёжик,
Перелез через порожек.
Хочет ёжик молочка,
Хоть на кончик язычка.
Заглянул бычок в окошко.
– Мне бы тоже хоть немножко.
Мне бы хоть на донышке
молочка Бурёнушки.
Знают ёжик и телёнок,
Что от чашки молока
Прибавляется силёнок,
Округляются бока.
Раз – глоток, два – глоток,
А потом ещё чуток.
Выпьешь чашку молока –
Дорастёшь до потолка.
Я и ложка
Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!
Творог-творожок
Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням – как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик – ам! – и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог – наш дружок!
Зубки укрепляет.
Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем – поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.
Котлетки
Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!
Рыбка-рыбка
Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить –
Быстро-быстро руки мыть.
Куры-куры
Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»
Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа – воду грей!
Варим тыкву поскорей.
Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас –
Мы черешни – ешьте нас!
Зубозаговаривательное
Ложка в маминой руке
как кораблик на реке.
Дует ветер. Мы во рту
спрячем ложку, как в порту.
Наша ложка - самолет -
залетает прямо в рот.
В небе тучи, град и гром.
Сашин рот - аэродром.
А теперь во рту гараж.
Вышла ложка на вираж.
Рот пошире - и уже
скрылась ложка в гараже.
Догоняет мышку кошка.
Кто же мышка? -
Наша ложка.
В ротик-норку поскорей
прячься, мышка, от зверей.
Веселый обед
Кушай, моя крошечка,
Вот первая ложечка.
Кашки вкусной тебе дам,
Ротик открываем – АМ!
С неба машет самолет,
Кто тут, как птенец, клюет?
Ну-ка кушай кашу сам!
Вот вторая ложка – АМ!
Ложка третия в пути,
Крошке надо подрасти.
Три, четыре, пять да шесть! —
Как успел ты кашу съесть?
Выпил сок, целый стакан,
Ай, да мальчик – великан!
Ай, да мальчик – богатырь!
Силы есть на десять гирь!
Кончился обед-игра,
Деточке бай-бай пора.
Чтобы очень сильным стать,
Надо есть, и надо спать!
По девочку, которая плохо кушала
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
- Супик?
- Нет…
- Котлетку?
- Нет… -
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Ничего, мамулечка!
- Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах -
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач -
Глеб Сергеевич Пугач,
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят -
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс.
Кость грызёт дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон -
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет жёлуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало
Любит Мышь…
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
Домовята и каша
За столом кричит Дуняша:
«Не хочу! Не буду кашу!»
Мама с папой:
«Что с тобой?»
Деда с бабой:
«Ой-ёй-ёй!»
Тётя с дядей:
«Съешь, Дуняш!»
Домовята:
«Завтрак наш!»
Но воротит нос Дуняша:
«Надоела эта каша!»
Мама с папой:
«Нагоняй!»
Деда с бабой:
«Ай-яй-яй!»
Тётя с дядей:
«Стыд и срам!»
Домовята:
«Ням-ням-ням!»
Удивляется Дуняша:
«А куда пропала каша?»
Мама с папой:
«Кто же мог?»
Деда с бабой:
«Ох-ох-ох!»
Тётя с дядей:
«Глянь, глазища!»
Домовята:
«Вкуснотища!»
Стала умницей Дуняша:
«По утрам варите кашу!»
Мама с папой:
«Чудеса!»
Деда с бабой:
«Ах, краса!»
Тётя с дядей:
«Молодец!»
Домовята:
«Наконец!
Ух, как ест, вот это дело!
Ложкой вправо, ложкой влево;
Проучили, будет знать!
Быстро в щёлку под кровать».
Творческие возможности подрастающего поколения находятся в прямой зависимости от богатства и разнообразия художественного опыта взрослого окружения. В старину детей с раннего возраста приобщали к обрядовой жизни, которая была тесно связана с хозяйственной деятельностью. Они принимали участие в аграрно-календарных празднествах, сначала в качестве простых наблюдателей, а затем и активных участников. Яркие картины традиционной обрядности, воспринятые глазами ребенка, находим у русских писателей — Л.Н. Толстого, А Н Толстого, С Т. Аксакова, А М Горького, И.С. Шмелева и др.
Во время зимних святок дети исполняли колядки , содержащие благопожелания и просьбы о «подаянии». В южных губерниях России и на Украине долгое время бытовал обряд «посеванья», который совершался детьми в первый день Нового года. Ступив на порог, дети разбрасывали зерно и приговаривали: «Сею-сею-посеваю, с Новым годом поздравляю». Хозяева должны были одарить «посевальщиков» гостинцами. Ритуальные действия с зерном носили магический характер: они призваны были обеспечить богатый урожай в наступающем году.
Особенно активная роль отводилась детям при встрече весны. По древним верованиям Весна представлялась антропоморфным (человекоподобным) существом, которое приносили из-за моря на своих крыльях птицы. В праздник сорока мучеников (9/22 марта) дети насаживали на палки испеченных из теста птиц, которых называли куликами или жаворонками, взбирались на крыши риг и амбаров и, поднимая своих «птиц» как можно выше, пели:
Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Нам зима-то надоела
И весь хлеб у нас поела…
Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, и первая из них жаворонок. Обрядовые действия должны были способствовать скорому приходу весны, которая «запирает» зиму и «отпирает» лето. Песни назывались «веснянками», а сам обряд — «кликать весну». Увидев черных журавлей, летящих в родные края, дети хором вторили их голосам.
Ребятишки создавали свои произведения, опираясь на творческий опыт старших, но руководствуясь собственным вкусом. Бытующие в детской среде заклички, приговоры, присловья невелики по объему, имеют четкую ритмику, богаты звуковыми повторами. Их содержание, как правило, связано со знакомыми явлениями. Разнообразны заклички , обращенные к солнцу, дождю, ветру, например:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко:
Твои дети на повети
Мед колупают,
Деткам бросают.
В наши дни такие песенки, хотя и исполняются «на случай», но уже не связаны с обрядом, они превратились в детскую забаву. Исследователь видит древнюю мировоззренческую основу поэтики закличек, ребенок же воспринимает ее как условно-художественную. То, что Солнце живет в доме, имеет детей-озорников, близко и понятно юным исполнителям. Это дает им возможность окунуться в чудесный мир, родственный сказочному, где стерты границы между реальным и фантастическим.
Особое внимание народная педагогика уделяла воспитанию бережного отношения к живой природе. Писатель Б.С. Рябинин напоминал о существовании в народном быту так называемых детских «запук» — запретов убивать животных, птиц, насекомых. Детей предостерегали: «Синицу не зори (т.е. не разоряй) — дома будет пожар»; «Голубя не убивай — мать умрет». В словаре В. Даля «запуки» толкуются не только как запреты, но как суеверия, пустые предрассудки, между тем в свое время они помогали подрастающему поколению осмыслить право всего живого на жизнь. Одна пожилая женщина сказала Б.С. Рябинину: «Кто животных не любит, у того счастья нет». Приговорки , обращенные к животным, птицам, насекомым, растениям, обязаны своим происхождением «взрослому» репертуару, теперь же дети перенимают их друг от друга. В отличие от исполнявшихся хором закличек такие приговорки были сольными. Подкрадываясь к бабочке, ее уговаривают: «Бабочка-сечка, сядь на крылечко». Взяв в руки улитку, просят; «Улитка, улитка, высунь рога. Дам кусочек пирога». Глухие отголоски веры в сверхъестественные свойства животных находим в популярных обращениях к мыши. Первый выпавший зуб опускают в норку с просьбой заменить его новым.
Мышка, мышка,
На тебе костяной,
Дай мне золотой.
В современном детском быту число закличек и приговорок заметно сократилось. Ушли из обихода некогда распространенные обращения к грибам, пчелам, домашним животным и птицам. Однако появились обращения к рукотворным объектам, например к самолетам. В них можно увидеть нескрываемое восхищение «чудо-техникой»:
Самолет, самолет,
Забери меня в полет.
Встречаются и веселые, озорные стишки:
Аэроплан, аэроплан,
Посади меня в карман,
А в кармане пусто,
Выросла капуста.
Перед нами убедительное свидетельство того, что «чудо-техника» стала привычной.