Каким должен быть преподаватель вуза. Каким должен быть идеальный преподаватель? Понимание того, что учитель оказывает услугу
Просто профессия или все же призвание? Давайте разберемся, что представляет собой по-настоящему хороший преподаватель английского языка . Преподаватель, способный передать свои знания и проконтролировать, чтобы они были поняты и приняты учениками, способный увлечь за собой в мир новых знаний, сделать из обычных занятий нечто феерическое, интересное, способный превратить обычный учебный класс в место, куда хочется возвращаться снова и снова.
И почему просто «хороший » преподаватель, почему не «идеальный »? Потому что идеала не существует, он недостижим и в этом вся его прелесть. Идеал, это свет, к которому, как мотылек, человек может лишь стремиться на пути своего самосовершенствования. Возможно, вы найдете для себя идеального преподавателя (что будет просто замечательно!), но для вашего друга или подруги он может показаться не столь безупречным. Потому что методики обучения и критерии оценки у всех разные, кому-то по душе строгость и порядок во всем, а кому шоу, сюрпризы и увлекательные беседы в непринужденной атмосфере. Тем не менее, есть некоторые особенности и качества, которыми должен обладать каждый преподаватель, претендующий на наше звание «хорошего ».
Но для начала необходимо отметить, что преподавать, это все же призвание. Один из наших студентов, достигнув уровня «intermediate», решил, что ему хватит знаний, чтобы немного подтянуть в английском своего младшего брата (забегая вперед, для старта знаний бы ему хватило). Но попробовав объяснить простейшие грамматические конструкции и базовые правила, наш студент столкнулся с каменной стеной непонимания. Не потому, что братик был глуп или не хотел ничего слушать – даже наоборот, хотел! Однако выяснилось, что обучить чему-то совсем не так легко, как казалось на первый взгляд. Наш студент, примеряя профессию преподавателя (пусть и на любительском уровне, но все же), в течение недели пытался учить своего брата так, как на учили его самого. Использовал те же учебники, упражнения, пытался копировать манеру и методики наших преподавателей – все без толку. Не будем гадать, чего ему не хватило – терпения, фантазии, харизмы, энтузиазма, познаний в психологии или чего-то еще. Но не хватило. И тогда наш студент по-настоящему оценил навыки и профессионализм преподавателей ACE, и сказал им спасибо. А брата заниматься привел к нам.
Эта история из жизни, и она наглядно демонстрирует, что преподавать – в первую очередь призвание, а потом уже знания и опыт. Однако, кроме расплывчатого «призвание», хороший преподаватель должен обладать определенными навыками и качествами. Мы решили кратко сформулировать их. Итак, хороший преподаватель – это прежде всего:
- Тонкий психолог
Он знает, когда нужно быть строже, а когда можно дать студентам расслабиться и даже немного «повалять дурака». Он без труда может создать комфортную, непринужденную и творческую атмосферу в классе, помочь раскрыться тем, у кого самостоятельно это не получилось. В процессе вашего обучения он сможет найти и поддерживать равновесие между кнутом и пряником, без крайностей, достигая гармонии.
- Сильная личность.
Он должен быть лояльным, но обладать своими убеждениями, позицией и индивидуальностью. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда студенты приходят заниматься к конкретному преподавателю. Это не значит, что другие хуже, это значит, что студент ценит личностные качества определенного преподавателя, они ему близки, ему комфортно. И студент хочет учить язык именно в этой атмосфере и именно с этим человеком.
- Терпеливый и отзывчивый человек
Преподавание и терпение – понятия смежные. Усвоить новые знания с первого, второго и даже с третьего раза получается далеко не у всех. Преподаватель должен легко относиться к этому, учитывая особенности своих учеников. Он должен проводить работу над ошибками, разнообразить способы подачи информации и уж ни в коем случае не кричать и не злиться на студентов.
- Профессионал с глубокими знаниями английского языка
Понимание и чувство языка играют важную роль. Даже если преподаватель не является носителем языка, он должен научиться чувствовать английский язык, проникнуться им, усвоив и пропустив через себя его тонкости, ментальные и культурные особенности.
- Это вечный энтузиаст с огоньком в глазах
Он по-настоящему любит свою работу, ему доставляет радость делиться своими знаниями с другими, обучать их. Радость при виде успеха своих учеников – совершенно особое чувство. Грамотный специалист всегда сумеет вселить в студентов оптимизм и веру в свои силы, но никогда не станет вводить в заблуждение, обещая недостижимые результаты в невероятные сроки.
- Это практик!
Хороший преподаватель не станет мучить вас ненужной теорией, сделав упор на том, что вам действительно пригодится в реальной жизни. Если вам нужны профессиональные термины, то на специальных программах American Club of Education вас научат профессиональной лексике, и это будет та лексика, которая актуальна на сегодняшний день. Если вы выбрали курс разговорного английского , то это будет настоящий «spoken language », со всем сленгом и наиболее полезными фразовыми глаголами, устойчивыми выражениями, и т.д.
Преподавать – это в первую очередь призвание. В некотором смысле с этим действительно нужно родиться. Опыт и знания – факторы, безусловно, важные, но приобретаемые. Талант обучать и искреннее желание это делать приобрести практически невозможно. Мы желаем, чтобы на протяжении всего вашего обучения вам попадались только хорошие преподаватели , среди которых вы в итоге найдете идеального для себя. А чтобы упростить вам задачу в American Club of Education работает команда опытных менеджеров, которые направят вас к учителям в соответствии с вашими пожеланиями и уровнем знаний. Ну а нам пора прощаться. Успехов вам в обучении, дорогие друзья! Good luck!
Современный преподаватель - это, как уже говорилось, человек, осуществляющий деятельность по обучению, воспитанию, развитию потенциала студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в управлении кафедрой и других видах организационных работ.
Студенты нуждаются в преподавателе, обладающем личностным авторитетом, политической зрелостью, развитыми организаторскими способностями, высокой культурой поведения, хорошим знанием предмета и умением увлечь своими знаниями.
Можно также добавить, что на деятельность и результаты работы любого преподавателя оказывают влияние на студентов его темперамент, характер, тип личности, выбранные им технологии и методики обучения.
Быть примером для студентов в одежде, поступках, словах, частной и общественной жизни очень непросто. Нельзя забывать, что если студенты усомнятся в нравственных качествах преподавателя, если они перестанут верить его словам, если станут подозревать его в нечестности, он не сможет быть для них авторитетом.
Общая интегративная модель качеств преподавателя может быть представлена как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации следующих сфер деятельности:
Ведение учебного процесса;
Методическая работа и повышение личной квалификации;
Воспитательная работа среди студентов;
Научная работа;
Управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность;
Личная жизнедеятельность преподавателя.
Ведущую роль в структуре качеств преподавателя играет его профессиональная компетентность, которая включает в себя шесть групп качеств: 1)высокий уровень знаний и умений по специальности (сферы обучения), 2) методическая культура, 3) культура научной деятельности, 4)информационная культура, 5)культура воспитательной деятельности, 6)культура нравственных отношений. Каждый из этих групп опирается на конкретные по содержанию первичные качества.
1. Высокий уровень знаний по специальности . Знание психологии и педагогики, способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий, понимание концептуальных основ предмета, его места в общей системе знаний и в учебном плане подготовки специалиста, в сочетании с качествами творческой, активной личности необходимы педагогу в его непосредственной деятельности по обучению студентов.
Хорошее знание предмета является наиболее важным для преподавателя: без знания структур и взаимосвязей учебного материала нарушаются правильный выбор учебных целей и содержания, стратегий преподавания, прояснение непонятного на подходящих примерах и сравнениях, да и сами эти структуры и взаимосвязи.
2. Методическая культура преподавателя формируется на основе владения им педагогическими технологиями, методами, формами, приемами обучения, а также умений определять конкретные педагогические задачи, разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов, планировать и проводить учебные занятия разных видов (лекционные, семинарские, лабораторные), управлять учебной деятельностью студентов.
Иногда человек, обладающий глубокими знаниями, удивляется, почему студенты не понимают, из чего следуют сделанные им научные выводы, не воспринимают излагаемый им материал. В чем причина подобной неудачи? В неумении объяснять, в незнании методики преподавания, приемов обучения. Мы считаем, что методы обучения – это душа учебного занятия, а содержание учебного предмета – средство формирования личности студента как будущего специалиста.
Знания можно передать обучающимся и сделать их интеллектуальным достоянием, а не балластом лишь в том случае, когда изучаемый материал вызывает живой интерес, доступен, понятен, заставляет задуматься, искать собственные решения. В этом - методическая культура преподавателя.
3. Культура научной деятельности преподавателя . Особенность труда преподавателя вуза состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении ученой степени, звания. В этом творческом процессе преподаватель должен руководствоваться не только личными интересами, но и интересами кафедры и привлекать к научной работе студентов.
Научная деятельность предполагает владение навыками исследовательского труда: знание методов исследования, сбора и обработки информации, видение результата исследования, определение актуальности и необходимости исследования, использования результатов научных исследований в учебном процессе; включение результатов исследования в содержание обучения, привлечение студентов к научным исследованиям, организация работы студенческих научных кружков. И здесь особенно необходимы развитое логическое мышление, умение выделить главное в разных источниках, установить логические связи между рассматриваемыми объектами.
4. Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе последних событий в сфере профессиональной принадлежности, для чего весьма важны умение «добывать» новые знания и владение способами обработки полученной информации. Кроме того, для преподавателя необходимо освоение области новых информационных технологий, осмысление их сущности, возможностей применения и реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы.
Признаками информационной культуры педагога являются:
Стремление в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям информационного общества;
Понимание роли и возможностей информационных технологий в развитии общества и системы образования;
Умение конструировать и использовать новые информационные технологии и их средства в профессиональной деятельности;
Владение информационными технологиями и их методиками.
5. Культура воспитательной деятельности . Важнейшей составляющей в модели качеств преподавателя, характеризующей его как профессионала, является его умение быть воспитателем, т.е. знать формы и методы воспитательного воздействия, уметь определять цели и задачи воспитания, создавать необходимые условия для реализации целей воспитания.
Необходимое условие успешного труда преподавателя - его умение владеть словом. Речь должна быть эмоциональна, хорошо восприниматься, преподаватель должен увлечь своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и при необходимости мгновенно перестраиваться. Преподаватель должен обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, если у него хорошо поставлен голос, он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на чем сделать акцент, как лучше выразить мысль, делать обобщения и выводы.
Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого надо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять вместе со студентами, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.
6. Нравственные качества преподавателя . Поскольку высшее образование предполагает становление у студентов социально одобряемых нравственных ценностей, преподаватель сам должен быть носителем и выразителем этих социально одобряемых ценностей, занимать активную социальную позицию.
Известная истина: «Лечить, судить и учить можно только с чистыми руками» напрямую относится к деятельности преподавателя вуза.
Этика предписывает преподавателю быть справедливым в оценке способностей и поведения студентов и коллег, ровным в обращении, принципиальным, внимательным, тактичным и благожелательным.
Местоимение "ты" неуместно в обращении преподавателя к студентам: ведь студент не решится обратиться к преподавателю также, поэтому попытка преподавателя поставить себя этим обращением на один уровень со студентом чаще всего воспринимается студентом как демонстрация превосходства преподавателя.
Привязанность же студента к необходимости сдавать экзамен тому преподавателю, который по расписанию читает лекцию для его потока или учебной группы, заставляет его "не портить отношения" с преподавателем, высказываться на занятиях так, как это требует преподаватель, несмотря на несогласие с его точкой зрения.
Вред взаимоотношениям наносят самоуверенность и зазнайство, категоричность, нетерпимость к критике, неуважение к личному достоинству студентов, их профессиональному авторитету, грубость.
Но знания норм морали и поведения недостаточно, важны желание действовать в соответствии с ними и системная тренировка навыков этического поведения.
Можно выделить две группы первичных нравственных качеств преподавателя : 1) духовные качества и 2) культура поведения . Духовные качества должны подразумевать порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скромность, независимость, достоинство, милосердие. Поведение преподавателя должны отличать гуманность, вежливость, терпимость, уравновешенность, чуткость, внимательность, доброта, тактичность, приветливость, располагающий к себе внешний вид.
Успешная педагогическая деятельность немыслима без такого важного качества, как организаторские способности . Зачастую хорошо подготовленный конспект учебного занятия с учетом всех методических требований не удается реализовать: студенты отвлекаются, переговариваются, занимаются своими делами. Почему? Причина проста: преподаватель не смог организовать их. Развитие в будущем педагоге организаторских способностей - обязательное условие подготовки к профессиональной деятельности.
Организаторские качества включают три подсистемы качеств : 1) умение контактировать с людьми, 2)умение организовать коллективную деятельность и 3) авторитет.
Деловые качества включают две основные группы качеств: 1) умение стратегически мыслить и 2) динамизм повседневной деятельности.
Умение мыслить стратегически предполагает наличие высокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи, видеть и учитывать перспективу, ставить и формулировать задачи, выделять главное, предвидеть последствия принимаемых решений.
Модель тактики деятельности включает такие первичные качества, как стремление к самовыражению, деловая активность, оперативность, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, самообладание, инициативность, гибкость, ориентированность на результат, наличие здравого смысла, умение увязывать планы с реальными условиями.
Таким образом, сфера деятельности и перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать преподаватель(См. Приложение № О преподавателе), довольно широк:
Понимание концептуальных основ предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в учебном плане;
Знание возрастных, социальных, психологических и культурных особенностей обучающихся;
Обладание знаниями, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы;
Знание сущности процессов обучения и воспитания, их психологических основ; методов педагогических исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
Знание путей совершенствования мастерства педагога;
Знание технологии обучения, методов формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
Умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность, планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;
Умение отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
Умение создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей учения, развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Преподаватель приобретает эти знания и умения в процессе подготовки к педагогической деятельности и постоянно их совершенствует. Довольно часто педагогическая составляющая квалификации преподавателя вуза считалась второстепенной по отношению к научной. Отсутствие педагогического образования приводит к тому, что проблемы обучения преподаватель решает интуитивно, без опоры на методику преподавания.
Как видим, профессиональная готовность преподавателя не исчерпывается только приобретением фундаментальных теоретических знаний; требуются педагогические умения, стремление развивать творческий потенциал - свой собственный и студенческий, настрой на соответствующую деятельность, умение использовать свои личностные возможности в решении педагогических задач в конкретных условиях.
Учебный процесс на всех ступенях обучения создает много сложных и трудных проблем, требующих от педагога постоянного, обоснованного и рационального их решения. Верно это положение и для высшей школы. Более того, здесь оно усугубляется тем обстоятельством, что преподаватель высшей школы сочетает в себе ученого-специалиста определенной профессиональной области и педагога. Так что количество проблем у преподавателя высшей школы только увеличивается, и все они требуют решения на основе глубокого знания и понимания многосложного процесса обучения студентов.
Каким должен быть идеальный преподаватель?
Идеальный преподаватель развивает в студентах умение мыслить. И должен ему запомниться на всю жизнь. Вы никогда не думали, что жизнь несправедлива? Мы приходим в университет и получаем от профессоров и преподавателей множество советов, как стать успешным студентом, получать только отличные оценки и стать прекрасным специалистом. Но почему-то они не спрашивают нас, какими должны быть преподаватели, с точки зрения студентов. Статья на вашем мониторе – ответ на этот вопрос.
Идеальный преподаватель слушает мнение студента.
Для него важно не только отработать положенные часы, но и понять, что же именно хочет узнать его, по сути дела, клиент – человек, который платит деньги за возможность присутствовать на лекции или семинаре (даже если за него платит государство). Он готов изменить материал не из-за смены госстандарта, а по просьбе обучающихся.
Идеальный преподаватель не страдает профессиональным маразмом.
Эта болезнь с одинаковой вероятностью может постигнуть и молодого ассистента, и заслуженного академика – и выражается она в позиции «Я знаю о предмете все, и пусть попробует кто-нибудь поспорить». Настоящий мастер преподавательского дела готов учиться вместе со студентами и изменять свои научные позиции. Он допускает наличие у студента собственного мнения и толерантен даже к ошибочным высказываниям.
Идеальный преподаватель вкладывает в дело душу.
Если посмотреть видеозапись его лекции без звука, может показаться, что он просит у врачей спасти жизнь собственного ребенка или умоляет присяжных не обвинять его в убийстве – в словах идеального преподавателя присутствует страсть, огромное желание научить студента всему, что он знает сам. Герой этой статьи никогда не будет общаться со студентами так, будто через десять минут заснет прямо за своим столом.
Идеальный преподаватель живет в цифровой эпохе.
Не готов служить делу образования тот человек, кто не желает проверять присланные по электронной почте курсовые, не в состоянии подготовить к лекции слайды в PowerPoint, а для расчетов вместо Excel призывает пользоваться калькулятором. Этот сотрудник вуза имеет такое же право там находиться, как ЭВМ 1978 года выпуска.
Идеальный преподаватель развивает в студентах умение мыслить.
Все, что он скажет на занятии, устареет через несколько лет. Никогда не потеряет актуальность только полученный студентами навык размышлять и самостоятельно находить решения. Преподаватель, который не учит мыслить, не учит ничему.
Идеальный преподаватель прекрасно знает свой предмет.
Звучит банально, но... Вы никогда не видели доктора психологических наук, который не в состоянии успокоить зал и с обиженным видом уходит на середине лекции? Или профессора кафедры риторики, который читает материал таким голосом, что уже в середине зала ничего не разберешь? Студент должен видеть доказательство того, что перед ним профессионал, а не человек, который занимает преподавательскую должность потому, что ни на что более не способен.
Я безмерно счастлив, что в своей студенческой жизни учился у «нормальных» преподавателей, которые в большинстве своем отвечают многим из описанных черт. А, может, я просто не замечал их высокомерия и вредности. Желаю и вам учиться только у истинных Мастеров!
Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:
- Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
- Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
- Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».
Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, - значит отстать от жизни.
Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети - другие. Они живут в , у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.
1. Уважение к детям
Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт - значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.
Уважать ученика - значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.
2. Толерантность
Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.
Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены , как взрослые, и могут мыслить свободно.
Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.
3. Понимание того, что учитель оказывает услугу
Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель - это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!
4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами
Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».
5. Чувство границы
Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.
6. Понимание своей миссии
Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).
7. Самокритичность
Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.
8. Самоирония
Способность быть несерьёзным и шутить над собой - необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в .
Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.
Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.
А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.