Семьи в разных странах мира презентация. Разработка урока оркс " семья и семейные ценности в различных религиозных традициях". Семьи Северной Америки
Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 12 Г. Астрахань
Слайд 2
СЕМЬЯ…
Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцов,Любовь дочерей и мам.Любовь свою дарим вам!...
А.В. Сидорова
Слайд 3
Китайская притча: «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Слайд 4
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Слайд 5
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте..
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Слайд 6
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,
и МИРА тоже».
Слайд 7
Семейные праздники
Слайд 8
Семейное творчество
Слайд 9
Семейный отдых
Слайд 10
« Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин»В.В Маяковский.
Слайд 11
Спецификой семейного воспитания являются
-«многомерность» жизни семьи,
Широта и многогранность влияний,
Условия, которые создаются членами семьи.
Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.
Слайд 12
СЕМЬЯ – ЭТО:
- и трудовой коллектив,
- и моральная опора,
- и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
- и пространство для отдыха,
- и школа доброты,
- и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
- мораль и вкусы,
- манеры и привычки,
- мировоззрение и убеждения,
- характер и идеалы…
Основы всего этого закладываются в семье.
Слайд 14
В семье
ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.
Слайд 16
В семье
складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном
отношении к материальным и духовным ценностям.
Слайд 17
с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Урок ОДНКНР "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.
Цели:
Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.
Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.
Ход урока
Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).
Организационный момент.– Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся друг другу и начнем работать.
Мотивация.
– В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?!
Просмотр сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
–Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле, несчастны.
2.2. Определение темы и целей урока
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
( о семье)
Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, в православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга. Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны.
Запишите тему урока на своих рабочих листах.
- Перед вами на столах лежат таблица «Фиксация знаний»
Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать»
Я знаюЯ хочу узнать
Я узнал
И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме???
А в графу «я хочу узнать»???
Какую роль семья играет в жизни человека.
Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?
Настоящая, идеальная семья, какая она?
2.3. Синквейн «Семья»
-
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте в своих рабочих листах синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.
(
ответы детей)
-
Для чего же человеку нужна семья???
(
ответы детей)
Кластер «Задачи семьи»
- Молодцы, а теперь
давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы.
Пожалуйста, ваши ответы.
(
ответы детей)
– Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
–Обратите внимание на сходство определения семьи в этих религиях.
–.
Все три религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.
И я предлагаю вам сейчас выяснить, совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиозных культурах?!
Для этого я прошу помощи у наших экспертов, т.е. тех ребят, которые заранее получили задание, рассмотреть как относятся к семье люди православные, люди, которые исповедуют ислам и люди, которые исповедуют буддизм.
А все остальные ребята, по ходу выступления наших экспертов, в своих рабочих листах запишите в таблицу основные ценности семейной жизни в представленных религиях. Вы также можете пользоваться выдержками из Евангелия, Учения православной церкви, Сунны Пророка Мухаммеда и Учения Будды о семье, которые лежат у вас на партах.
Семья в православной культуре .
Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Семья в исламской религиозной культуре.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие . Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
- Спасибо за ваше выступление, Молодцы!!!
– Совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиях? Давайте сравним.
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
-
Ребята, какой же мы можем из этого сделать вывод???
Вывод:
Семья – это свято для всех!
Физминутка
Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»
- Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. У вас на парте есть домик вашей семьи. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.
Список №1
.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.
Список №2
.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.
Список №3
.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.
Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.
Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»
Давайте посмотрим, какая же у вас семья???
Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.
А сейчас вернемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока???
Рефлексия
- У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. И они выбраны нами не случайно
–
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.
(клип "Гимн семье")
Домашнее задание
Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся – это_________________________________________________ Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи.
Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр. 13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф. 19:6).
В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.
В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную».
Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.
Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец - Бог.
В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина - источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) - положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача - воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье - посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости.
Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. Вмусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.
Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.
В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.
С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).
Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.
Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования-подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыиуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье.
С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.
К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей.
У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница - старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.
К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.
На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.
Чтение и обсуждение притчи.
(слайд 13)
(слайд № 14)
(Приложение № 1)
- Как вы считаете, почему? (Семья - это свято для всех)
- (слайд № 15)
- (слайд № 16)
1. «Золотое слово»
2. «Тренажер»
Вставьте пропущенное слово
Распределите понятия на две группы:
относятся к слову «род»
не относятся к слову «род»
3. Слайд-шоу
4. Интерактивные модели
Семья в древнем Риме
5. Иллюстрации
Родовой герб Багратионов
Родословная Пушкиных
Семья на катке
6. Контроль
Закрепление изученного:
(слайд № 17)
Уважайте родственников.
Почитайте родителей. И т. д.)
Рефлексия.
Нарисовать свою семью.
(слайд № 18)
(слайд № 19)
- Что самое интересное было в уроке?
О чём вам хочется рассказать друзьям?
Мы семья.
Моя семья - моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.
Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.
В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.
Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября - День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!
Домашнее задание. (слайд № 20)
Темы презентаций по выбору:
- «Традиции моей семьи»
- «Герб моей семьи»
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Семья и семейные ценности" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Александровского района Оренбургской области
«Каликинская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по предмету
« Основы религиозных культур и светской этики»
Тема:
«Семья и семейные ценности»
с. Каликино
модуля «Основы светской этики»
курса ОРКСЭ
МБОУ «Каликинская ООШ»
Александровского района Оренбургской области.
Тема: «Семья и семейные ценности»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Цель урока: формирование понятия семья и семейные ценности.
Задачи урока:
Конкретизировать с учащимися понятия семья и семейные ценности,
подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных
религиозных культур совпадают.
Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять
существенное, обобщать; способствовать развитию
коммуникативных качеств, умению работать в группе.
Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным
ценностям и традициям представителей разных культур.
Виды деятельности: просмотр видеоролика и его обсуждение,
работа в группах с источниками информации, упражнение
«водоворот», чтение обсуждение притчи; устные рассказы
детей о традициях своей семьи, составление
сборника семейных заповедей, упражнение «ассоциация», сбор материалов для презентаций.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, презентация, диск « Основы светской этики»,
работы учащихся.
Этапы урока | Ожидаемый результат |
|
1.Организационный момент | Монолог учителя | Мотивация к учебной деятельности Концентрация внимания |
2.Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания. | Учебный диалог, | Проверка степени усвоения ранее изученного. Выполнение домашнего задания. Формулировка учащимися темы урока. |
3.Микроитог | Учебный диалог | Готовность к восприятию нового материала |
4.Изучение нового материала | Работа с новым понятийным аппаратом: этика, культура, мораль, нравственность. Показ презентации. | Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока. Сформированность представлений по теме урока |
5. Физминутка (1 мин) | Упражнение на расслабление мышц. | Здоровьесбережение |
6.Первичное осмысление и закрепление материала. | Учебный диалог Самостоятельная работа по пособию учебника. Творческие работы учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы | Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока. Закрепить общеучебные умения и навыки на материале этого урока |
7.Домашнее задание | Работа с родителями | Активизация позиций родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе. |
8. Подведение итогов. | Рефлексия: | Заряд положительных эмоций. Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы. Умение работать с понятийным аппаратом. |
Ход урока.
Вступительное слово учителя о семье:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой милой всем земле!
Тема нашего занятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что их объединяет, почувствуем тепло и заботу своих близких.
Запись темы урока в тетради.
Актуализация знаний:
Просмотр видеоролика.
Давайте посмотрим что такое «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?
Упражнение «Ассоциация».
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
Если семья – это постройка, то какая..
Если семья – это цвет, то какой…
Если семья – это музыка, то какая…
Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
Если семья – это название фильма, то какое…
Если семья – это настроение, то какое…
I Открытие детьми новых знаний:
Кто из вас знает, что представляет традиционная семья в различных религиозных культурах? (слайды)
Где записаны законы создания и жизни семьи? (в священных книгах)
Как они называются? (фотографии священных писаний на слайдах)
Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой») (слайд 12)
Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)
Чтение и обсуждение притчи.
Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения,
соединяя в себе мудрость и простоту.
Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду. (слайд 13)
Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ». (слайд № 14)
Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)
Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)
Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).
Давайте составим общие семейные ценности. (слайд) (слайд № 15)
А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)
Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.
Работа с диском «Основы светской этики»
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики» (1 CD)
1. «Золотое слово»
Отчего у человека сердце болит?
Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике
2. «Тренажер»
–вставьте пропущенное слово
–распределите понятия на две группы:
дружба народов, закон и право, любовь к предкам, нравственные ценности отцов, семейные традиции, любовь к природе.
Укажите предложения, которые относятся к проявлению любви в семье
3. Слайд-шоу
Семья на картинах русских и зарубежных художников
4. Интерактивные модели
Семья в древнем Риме
5. Иллюстрации
Герб Голенищевых-Кутузовых- Толстых
Родовой герб Багратионов
Родословная Пушкиных
Семья на катке
6. Контроль
Что предполагают нравственные отношения в семье?
Что обозначает фамилия человека?
Когда в семье люди доверяют друг другу, то это…?
Что обычно изображают на родовых и семейных гербах?
Закрепление изученного:
Работа в группах. Составьте семейные заповеди. (слайд № 17)
(Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей. И т. д.)
Рефлексия.
Нарисовать свою семью.
В конце занятия мне бы хотелось подарить вам свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)
Свеча символизирует свет домашнего очага, свет добра, истины. (слайд № 19)
– Что самое интересное было в уроке?
– О чём вам хочется рассказать друзьям?
В конце урока я прочитаю вам стихотворение.
Мы семья.
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.
Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.
В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.
Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!
Домашнее задание. (слайд № 20)
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, подобрать материал для презентации о своей семье.
Темы презентаций по выбору:
- «Традиции моей семьи»
- «Буду помнить подвиг прадеда» (выполнено, см. приложение)
- «Герб моей семьи»
- « Мое генеалогическое древо»
Приложение № 1.
Семь в исламской религиозной культуре.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в иудейской религиозной культуре.
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в православной культуре.
Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
Приложение №2
«Отчего у человека болит сердце»
Пятилетний Витя играл в саду. Упал на колючку и занозил руку. Колючку Витя сразу же вытащил, но из ранки пошла кровь, и от боли мальчик заплакал.
Ему захотелось пожаловаться, и Витя прибежал к маме.
Мама, мама, - услышала она.
Когда мать увидела кровь на руке у Вити, её лицо побледнело, из глаз закапали слёзы.
Мама... мама... - прошептал мальчик. - Почему ты плачешь? Что у тебя болит?
У меня болит сердце, - сказала мать, прижав к груди сына.
А почему же у тебя не идёт кровь? - спросил мальчик. - Где же твоя ранка?
Неужели ты не знаешь, дитя, отчего бывает ранка в сердце? - спросила мать. - Неужели ты не знаешь, отчего у человека болит сердце?
Глаза матери стали тревожными и строгими.
Слишком долго ты остаёшься ребёнком, сын, - сказала мать. - Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.
Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»
«Высказывания о семье»
Любовь - самое утреннее из наших чувств. (Б. Фонтенель.)
Любовь - это всё, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем по- ч мочь другому человеку. (Э. Роттердамский.)
В семейной жизни самый важный винт - это любовь. (А.П. Чехов.)
Во всяком возрасте почитай родителей. (Екатерина Вторая.)
Любовь к родителям - основа всех добродетелей. (Цицерон.)
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (е В.Г. Белинский.)
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. (В.Г. Белинский.)
Один отец значит больше, чем сто учителей. (Д. Герберт)
Индивидуальное задание «Собери пословицу»
Семейное согласие | не страшны и тучи. |
Семья в куче | всего дороже |
Где мир да лад | и сам будешь там. |
Корми деда на печи | без родни не живет. |
Любовь братская | там и божья благодать. |
Русский человек | союз христианский |
Правильный ответ:
Семейное согласие всего дороже.
Семья в куче – не страшны и тучи.
Где мир да лад, там и божья благодать.
Корми деда на печи: и сам будешь там.
Любовь братская – союз христианский.
Русский человек без родни не живет.
Урок по курсу: Этика и психология семейной жизни
Семья в различных культурах
(Россия и Англия)
Лисина Екатерина Михайловна,
учитель
Критерии (признаки, на основании которых формируется оценка качества объекта).
- Время вступления в брак
- Состав семьи
- Воспитание детей
- Семейные традиции
- Ценности
- Общение…..
Информационное поле.
Английская семья - это группа близких родственников, которым приятно оправдывать своё стремление к индивидуализму и уединению тем, что они иногда собираются вместе.
Семья представляет англичанину роскошную возможность вести себя так, как ему хочется, а не так, как полагается. Но, если не считать ежегодных отпусков и праздничных дней, члены семьи отнюдь не горят желанием проводить много времени вместе.
"Традиционная английская семья"примерно такова: работающий папа, сидящая дома мама, на которой папа женат, и их 2-4 ребёнка. Однако это, к сожалению, далеко не норма: 30 процентов родителей не заключают брак, 10 процентов детей воспитываются только одним родителем (из которых 10 процентов отцы), и два брака из каждых пяти заканчиваются разводом. Две трети разведённых вступают в новыё брак, а две трети тех, кто развёлся и со своим вторым супругом, женятся (выходят замуж) в третий раз. После чего большая их часть успокаивается - возможно, в связи с полным брачным изнеможением.
Родители на Рождество и на день рождения заваливают своего ребёнка подарками, а в остальное время стараются сдерживаться да и вообще предпочитают предоставить воспитание детей кому-то другому.
Для маленького англичанина стать взрослым значит достигнуть великих вершин: у взрослых ведь куда меньше обязанностей и ответственности, чем у детей.
Разослав детей по школам, англичане вполне могут посвятить себя настоящей деловой жизни, с которой, по их мнению, ни слишком юные, ни слишком старые совладать просто не в состоянии.
Русская семья.
Настоящая русская семья - это крепкая дружная община, в которой мужчина является основным кормильцем, а женщина хранительница очага, отвечающая за хозяйство, воспитание детей и за порядок в доме.
Несмотря на то, что мужчина в семье - это хозяин и жена должна ему подчиняться во всем, в русских семьях практически всегда царило равноправие, когда супруги жили в любви и согласии, воспитывали своих детей.
Русские женщины всегда отличались трудолюбием, и даже если день их с раннего утра был заполнен домашними заботами, у них всегда хватало времени на себя, на своих детей, родителей и своего любимого супруга.
Многие молодые супруги в России живут вместе со своими родителями, если нет возможности построить собственный дом. Многие семьи приобретают жилье рядом с домом своих родителей, для того чтобы быть ближе к ним. К советам родителей в России дети прислушиваются всегда, потому что старшее поколение всегда мудрее и никогда не скажет того, что будет неправильным.
Семейные праздники в России всегда отмечаются очень широко, и на них собирается вся большая семья. Любовь к детям - это особый разговор, потому что рождение каждого ребенка встречается очень шумно и весело.
Чем больше детей, тем больше благополучия в семье и даже если в семье всегда не хватает средств на проживание, новый ребенок всегда является желанным. Ведь есть родные и близкие, которые могут помочь в трудную минуту.
Для детей в России делается все возможное, для того чтобы они выросли достойными своих родителей, и чтобы они могли найти свой путь в жизни. В каждой семье родители очень серьезно обсуждают будущее своих детей и свои возможности, которые позволяют воспитать детей так, чтобы не было стыдно.
Вывод, что и в русском, и в английском языковом сознании образ «семьи» ассоциируется с теми людьми, которые ее составляют. «Семья» занимает важное место в жизни представителей обоих наций и ассоциируется с универсальными представлениями о защите, заботе, любви и т.д.
Еще одной чертой сходства можно признать то, что и в России, и в Англии работа стала отнимать у людей все больше времени, оставляя на семью иногда только выходные. Для детей делается все возможное, для того чтобы они выросли достойными своих родителей, и чтобы они могли найти свой путь в жизни. В каждой семье родители очень серьезно обсуждают будущее своих детей и свои возможности, которые позволяют воспитать детей так, чтобы не было стыдно.
Вычленение главных черт сходства или различия.
- Время вступления в брак.
- Возраст матери при рождении ребёнка.
- Проживание семьи (молодая семья проживает одна - семья проживает с другими родственниками (бабушки, дедушки…)
- Место жительства семьи (дом, квартира)
- Характер (гостеприимство, открытость - уединение, замкнутость, закрытость)
- Воспитание детей (демократичность - строгость)
- Обучение детей (общеобразовательные школы - частные школы -пансионаты)
- Помощь бабушек и дедушек.
- Природа (сады - дачи для выращивания урожая)
- Досуг, развлечение...