Откуда берутся русалки или рассказ о поцелуях в губы. Славянская русалка Откуда у русалок берутся дети
Наверное, нет человека, который бы хотя бы раз не слыхал о русалках, ведь это один из самых распространенных сказочных персонажей. Удивляет, насколько перекликаются русалочьи темы в разных культурах, что позволяет нам говорить об архетипическом значении данного образа, который является продуктом коллективного бессознательного.
Кто такие русалки?
Русалки в восточнославянских поверьях – это женский демонологический персонаж, своеобразная химера (состоящая из несопоставимых частей) или гибрид. Русалка связана со стихией воды, является водным духом. Связь с водой подчеркивается как внешне (самое распространенное представление о русалке –как о полуженщине-полурыбе),так в названии: "русалка" - означает водяную деву. Во многих славянских землях (Россия, Польша, Сербия, Болгария) встречаются родственные этому имени названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь, Русиловка, Ruseca, Ras, Rasa и др. Все это свидетельствует о наличии в них древнейшего корня, служившего для обозначения воды. В санскрите "rasa" - жидкость, влага, вода; у кельтов "rus", "ros" - озеро, пруд; в переводе с латинского "ros" означает "роса" (орошать, росинец - дождь), наше "русло" - середина речного ложа.
Также рассматриваетсяпроисхождение названия "русалка" (в слав. миф) от слова "русый", что означает на древнеславянском "светлый","чистый" .
Типичный атрибут русалки – простоволосость (распущенные волосы), что было совершенно недопустимо в обычных бытовых ситуациях для крестьянских девушек.
Где они живут?
Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, омутов, колодцев, которые считались путем в подземное царство. В зависимости от места обитания, русалки делятся на водяных и морских (живущие в море) По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах..
Основное время русалки проводят на дне реки. Днем они спят, а под вечер всплывают на поверхность.
Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена.
Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело - сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей. Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду.
"Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, кто умер неудовлетворенной, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером."
Откуда берутся русалки?
Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых; ср. варианты названий РУСАЛКИ в разных традициях: «навки», «мавки» (от навь - «души умерших»), «мертвушки». Мавки внешне выглядят как живые, но если мавка обернется к вам спиной, вы увидите ее внутренности, поскольку на спине у нее кожный покров отсутствует. Поэтому их еще называют "не имеющие спины". Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц, с большим клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Если на них брызнуть водой и сказать: "Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа", они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой. Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
В 2007 году в Крыму я приобрела украшение, которое обладает для меня многими смыслами, но в том числе, оно символизирует и русалку:
Сравните также эти изображения с изображением Хель, в скандинавской мифологии - это Хель, повелительница мира метрвых, одна их хтонических чудовищ, дочь Локи и великанши Ангрбоды.Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.
Считалось, что русалками становились:
· девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы,
· утопленницы-самоубийцы
· девушки и девочки, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период),
· либо младенцы, умершие не окрещенными.
· мертворожденные девочки
· украденные русалками младенцы
· Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали РУСАЛКАМИ.
Что они делают?
В описании того, что творят русалки есть много амбивалентности.
Свидетельства их помощи и защиты:
Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов.
Русалки, наравне с эльфами, по древним поверьям, обладали высоким даром мудрости.
Встреча с русалкой могла сулить несметные богатства.
Русалки также известны и своими проказами:
· "сидя в омутах, они путают у рыбаков сети, цепляют их за речную траву, ломают плотины и мосты, заливая окрестные поля, перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им крылья одно за другое так, что птица не в силах их расправить".
· О морских русалках в Астраханской губернии рассказывают, что, появляясь из воды, они поднимают бурю и качают корабли.
· Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.
· Встреча с русалкой могла обернуться несчастьем: Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.
Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам.
"В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь."
Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.
Праздники русалок.
Русалки в славянской мифологии подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.
Спустя 50 дней после Пасхи начинается Троица, вслед за которой начинается русальная неделя, которая идет вплоть до праздника Ивана Купалы. На русальной неделе проводятся русалии - обряды, связанные с проводами русалок. В эту самую неделю русалки становятся особенно активными.
"Появление на берегу русалок знаменует собой не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют."
На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить - все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно.
"Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями."
В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай."
Другие разновидности русалок
Мавки - славянские мифические существа (у украинцев Мавки, майки, нейки, у болгар навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье). Название это происходит от старославянского навь - мертвец. Мавки - дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги, заводят в болота и убивают.
Лоскотухи (лоскотки)– русалки, которые щекочут до смерти парней и девушек.
Водяницы
Сирены-заманивающие своими песнями и топящие корабли.
Нереиды - Судя по их именам, они - олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды . Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции - вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.
М.Ю. Лермонтов
РУСАЛКА
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка - и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: "На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.
Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит - и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!"
В глазах у нее, ускользая, играет волна,
В зеленых глазах у нее глубина - холодна.
Приди - и она обоймет, заласкает тебя,
Себя не жалея, терзая, быть может, губя,
Но все же она поцелует тебя - не любя.
И вмиг отвернется, и будет душою вдали,
И будет молчать под луной в золотистой пыли,
Смотря равнодушно, как тонут вдали - корабли.
Русалка
В лазоревой воде, в жемчужныхберегах,
Плыла русалка в блеске чудном.
Она глядела вдаль, скользила в тростниках,
Была в наряде изумрудном.
На берегах реки, из цельных жемчугов,
Не возникало трав на склонах.
Но нежный изумруд был весь ее покров,
И нежен цвет очей зеленых.
Над нею догорал оранжевый закат,
Уже зажглась луна опалом.
Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,
Плывя в течении усталом.
Пред ней звезда была меде дымных облаков,
И вот она туда глядела.
И все роскошества жемчужных берегов
За ту звезду отдать хотела.
Русалки
Мы знаем страсть, но страсти не подвластны.
Красою наших душ и наших тел нагих
Мы только будим страсть в других,
А сами холодно-бесстрастны.
Любя любовь, бессильны мы любить.
Мы дразним и зовем, мы вводим в заблужденье,
Чтобы напиток охлажденья
За знойной вспышкой жадно пить.
Наш взгляд глубок и чист, как у ребенка.
Мы ищем Красоты и мир для нас красив,
Когда, безумца погубив,
Смеемся весело и звонко.
И как светла изменчивая даль,
Когда любовь и смерть мы заключим в объятье,
Как сладок этот стон проклятья,
Любви предсмертная печаль!
Владимир Набоков
Русалка
Пахнуло с восходом огромной луны
сладчайшею свежестью в плечи весны.
Колеблясь, колдуя в лазури ночной,
прозрачное чудо висит над рекой.
Все тихо и хрупко. Лишь дышит камыш;
над влагой мелькает летучая мышь.
Волшебно-возможного полночь полна.
Река предо мною зеркально-черна.
Гляжу я - и тина горит серебром,
и капают звезды в тумане сыром.
Гляжу - и, сияя в извилистой мгле,
русалка плывет на сосновом стволе.
Ладони простерла и ловит луну:
качнется, качнется и канет ко дну.
Я вздрогнул, я крикнул: взгляни, подплыви!
Вздохнули, как струны, речные струи.
Остался лишь тонкий сверкающий круг,
да в воздухе тает таинственный звук...
Николай Гумилев
"Русалка"
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны.
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.
Русалка – необычное мифическое существо с человеческим туловищем, рыбьим хвостом вместо ног, белоснежной кожей и чарующим голосом.
Но такой образ появился только под веянием западной культуры. В славянской мифологии у русалок были ноги, и внешне они мало чем отличались от обычных людей.
Версий о том, как появился термин «русалка» довольно много. И разобраться какая из них верная не удается до сих пор. Основные предположения:
- Русалки – водные создания, поэтому они предпочитали селиться вблизи водоемов. Но самое излюбленное их место было русло реки.
- По легендам, у этих созданий красивые длинные русые волосы. И от цвета их локонов и появилось название.
- Термин произошел от Русалий – поминальных дней у древних славян.
Но речные красавицы имели и много других названий. В разных регионах для них были придуманы свои имена.
Их называли нимфами, сиренами, чертовками, вилами. Мавка – та же русалка, но на украинском языке, водяница или купалка – на белорусском.
Что за существо русалка
В давние времена люди нисколько не сомневались в существовании русалок. Но мнения о том, что представляют собой эти создания, кардинально отличались.
В одних областях их считали утопленницами, в других – умершими некрещеными детьми.
Бытовало мнение, что русалкой становилась девушка, утопившаяся из-за неразделенной любви. Эта версия очень похожа на теории о происхождении западных водных существ – ундин.
Считалось, что речными обитателями становились все дети, которые умерли во время Русальей недели – поминальных дней в славянской культуре.
Несмотря на многообразие мнений о происхождении этих мифических созданий, люди единодушно считали, что русалки – злобные создания, которые могли убить любого по своему желанию.
Места обитания
В каждой области было свое мнение о том, где живут русалки.
Причем версии часто менялись на совершенно противоположные.
Кто-то, считал, что водные красавицы жили только в реках и озерах, и лишь иногда выходили на сушу чтобы «пошалить».
Другие придерживались мнения, что русалки вполне спокойно живут в лесу и степи, и могут обитать на высоких деревьях, где проводят большую часть своего времени, раскачиваясь на ветвях.
Кроме того, существовало поверье, что с середины весны и до конца лета русалки перебирались в поля.
Особенно им нравились посевы конопли и ржи.
Еще одним излюбленным местом русалок была развесистая, склонившаяся над водой плакучая ива. Здесь они обитали после Троицына дня.
Внешний вид
Однозначного мнения о том, как выглядели русалки, также не существовало. Но в большинстве случаев их представляли красивыми девушками со стройными фигурами и прекрасными лицами.
Волосы у русалок были густыми и длинными, и часто доходили до самых пят.
Цвет копны различался. Одни считали, что у них русые локоны, другие – зеленые или черные.
Они никогда не заплетали косы, и всегда ходили с распущенными волосами и лишь иногда украшали свою голову венками из цветов.
В некоторых областях русалка – безобразная заросшая шерстью и покрытая тиной старуха, с длинными острыми ногтями.
Она вооружена кочергой или ступой. Иногда может быть обмазана смолой.
Такой речной «нимфой» матери пугали непослушных детей, предупреждая, что за шалости русалка может убить их и съесть. В дальнейшем этот образ трансформировался в персонажа сказок – Бабу-ягу.
Еще сильней мнения разделились по поводу одежды созданий. Одни верили, что они, вообще, ничего не носят и, как и все представители нечистой силы, ходят голыми. Но другие же «видели», как речные красавицы надевают белые сарафаны, рубахи, и даже свадебные платья.
Особенности русалок
Речные девы обожают петь, тем более что в преданиях этих созданий наградили красивым мелодичным голосом, способным очаровать и загипнотизировать любого, кто его услышит.
В этом умении русалки были схожи с сирином – существом славянской мифологии, обладающим женской головой и телом птицы, умеющим заворожить и погубить любого человека.
Именно поэтому русалок нередко изображали в виде диковинных птиц с лицами и грудями девушек.
Эти создания, как и вся нечистая сила, умели превращаться в животных.
Чаще всего они становились кошками, собаками, птицами, мышами и зайцами. Но приписывалась русалкам и способность обращаться в неодушевленные предметы. При желании речная красавица могла стать снопом соломы, корягой, небольшим деревцем или кустом.
Считалось, что эти существа редко когда сидят на месте, и любят прогуливаться. Но в отличие от других представителей нечистой силы, могли делать это как днем, так и ночью.
Их можно было встретить на мосту и перекрестке, возле колодца, в огороде и даже в избе за печкой. Особенно они любили посещать дома, в которых жили раньше.
Нередко русалок встречали в бане. Там они с удовольствием мылись и стирали свою одежду.
Но считалось, что в такие моменты их лучше не тревожить, так как русалка могла жестоко отомстить за нарушенный покой.
Речные красавицы умели не только топить своих обидчиков.
Вызвать бурю, дождь и град, или заставить реку разлиться, и затопить пастбища и посевы было для них делом одной секунды.
Способность управлять водной стихией у русалок была связана с их волосами.
По преданиям, локоны девушек всегда были мокрыми, и если они расчесывали их гребешком, то вода лилась с прядей бесконечно.
С русалочьими волосами было связано еще одно поверье. Считалось, если русалка не сможет их долго намочить, то она погибнет.
По народным приметам, речные красавицы плавают в реках и озерах лишь в полдень, час рассвета и заката. Поэтому в эти часы купаться было очень опасно.
Тем не менее, мифические девушки не были лишены благородства. Они никогда не трогали младенцев и маленьких детей. Более того, речная обитательница всегда защитит потерявшегося в лесу ребенка и отгонит от него диких зверей.
Характер и повадки
Так как представительниц нечистой силы чаще всего изображали девушками, то им приписывалась влюбчивость.
Поэтому молодым, холостым и красивым юношам необходимо было опасаться встречи с русалками. Ведь они могли с легкостью загипнотизировать и утащить на дно своего избранника.
Существует немало легенд, по которым мужчина влюблялся в русалку и уходил за ней в подводное царство.
Там он жил в богатстве и достатке, и все его прихоти и желания исполнялись мгновенно.
Но покинуть подводный миру мужчина не мог уже никогда.
Речные красавицы отличались любовью к развлечениям. В хорошем настроении они водили хороводы по ночам, смеялись и пели.
Если кому-то доводилось поймать русалку, то в большинстве случаев она не разговаривала, а только плакала и вытирала свои слезы длинными волосами.
Чаще всего «встречи» с русалками происходили на Русалью неделю, которая шла сразу после праздника Троицы. В это время представительницы этого вида были особенно активными, и часто занимались своими «вредными» делами:
- Выкрикивали мужские имена, чтобы в дальнейшем убить отозвавшегося;
- Щекотали путников до смерти;
- Искали бросившего их при жизни возлюбленного, чтобы жестоко отомстить обидчику.
Поэтому на Русалью неделю было категорически запрещено купаться. Считалось, что душа в этом случае станет проклятой, и ей придется скитаться в виде духа до скончания времен.
Опасность встречи
Несмотря на привлекательный вид, водяные красавицы отличались злобным характером, и, как и вся нечистая сила, приносили вред человеку. И встречи с русалками старались всячески избегать. Ведь нечисть могла:
- Сбить путника с пути;
- Задушить и утопить;
- Защекотать до смерти;
- Превратить в животное или неодушевленный предмет;
- Запутать сети и потопить рыбацкую лодку;
- Испортить мельничные жернова;
- Отобрать молоко у коровы;
- Наслать болезни на людей и скот.
В общем, встреча с русалками не сулила ничего хорошего. Считалось, что по одному их взгляду на человека нападала хворь, он становился вялым, или, наоборот, начинал маяться бессонницей.
Хуже всего было жителям украинских сел. Их русалки отличались особой кровожадностью, и при встрече без труда отрывали путникам голову. Не менее жестокими были и белорусские речные красавицы. Обидчикам они сворачивали голову назад и выдавливали глаза.
Но следует отметить, что «проделки» русалок касались только тех, кто вел неправедную жизнь. Кроме того, существа топили и утаскивали на дно лишь тех пловцов, которые купались в неположенное время, в особом месте или без креста.
Как защищались от русалок
Считалось, что представительницы нечистой силы могут напасть только на одинокого путника. При этом даже поездка на лошади не могла защитить от опасности. Поэтому старались ходить в лес или к реке многочисленной компанией.
Особенно много запретов было на Русалью неделю. В это время старались даже близко не подходить к воде. Невестам, беременным женщинам и кормящим матерям, вообще, не разрешали выходить за калитку. Считалось, что речная красавица может им позавидовать и наслать порчу на младенца.
Так как русалкам было под силу вызвать падеж скота и неурожай, то крестьяне старались всячески защитить свое хозяйство.
Для этого на шею животным надевались специальные обереги. А речным девам старались сделать подношение. Считалось, что их можно задобрить свежим караваем, кусочки которого раскладывались возле ворот и крыльца.
Кадр из фильма «Вий» 1967 г.
Верной защитой от любой нечисти, в том числе и от русалок, всегда было «крестное знамение».
Или более «продвинутые» ритуалы как, например, в повести Н.В. Гоголя «Вий».
Проводился он так: человек рисовал вокруг себя или жилища круг мелом, и крестил это пространство. Еще для защиты надевали крестик не только на грудь, но и на спину.
Но кроме «божьей помощи», против русалок использовались травы.
Считалось что у нечисти «аллергия» на такие растения: полынь, молодой чеснок, любисток, крапиву, хрен, освященную вербу.
Пучки этих растений старались всегда носить в кармане. Кроме того, помогал отвадить лесных и речных красавиц осиновый кол, повешенный на грудь в качестве оберега.
Русалки ненавидели железо, поэтому предусмотрительные люди всегда носили с собой иголку. Считалось, что если ткнуть нее в русалку, то она убежит от ужаса.
Дружба с нечистью
Не все боялись русалок. К примеру, девушки могли вполне безопасно с ними общаться. Более того, создания помогали им в любовных делах. Но, правда, за это нужно было платить. Некоторые отдавали бусы и красивые платки, другим же пришлось пожертвовать жизнью ребенка.
Русалка могла стать защитницей обиженной девушки или женщины. Речная наяда выслушивала жалобы, после чего сводила с ума обидчика, или, вообще его убивала.
В северной части Руси было принято «родниться» с лесными и речными девицами. Считалось, что так нечистая сила не принесет вреда.
Для этого украшали лентами молодую березку, водили вокруг нее хороводы, и обязательно делали качели из веток на дереве. Так, русалка могла вдоволь нарезвиться.
Но по окончании Русальной недели, все ленты убирались и проводились проводы нечисти с песнями, плясками и играми у костра. После этих ритуалов речные девы отправлялись восвояси.
Все сказки и мифы всегда имеют под собой какой-то источник – даже если и искаженный с течением времени существования мифа, но он все равно есть. Так и мифы про русалок возникли не на пустом месте.
Посмотрите на эту фотографию.
Что это за существо, которое так похоже на русалку?
Но увы, это не она. Это всего лишь белуха — большой дельфин.
Но согласитесь, уставшие моряки запросто могли бы увидеть в нем русалку? А если предварительно выпили рома, то поклялись бы, что еще и разговаривали с ней…
Итак, мифы…
Первые упоминания о русалках как о существах из плоти и крови, а не богов или их подручных встречаются в исландской летописи Speculum Regale (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе — у нее рыбий хвост, чешуя и плавники».
С развитием судоходства свидетельств стало больше. Так, Христофор Колумб в 1492 году отметил, что у берегов Кубы водятся русалки «с петушиным оперением и мужеподобными лицами». В 1531 году поглазеть на выловленную в Балтийском море русалку имел возможность весь двор польского короля Сигизмунда II, но, к сожалению, недолго — на третий день пленница скончалась.
Так как искусительниц мореплаватели стали видеть все чаще и чаще, мимо подобного феномена не могли пройти святые отцы. В 1560 году им представился отличный шанс поговорить с русалками с глазу на глаз — у берега острова Мандар, возле Цейлона, голландский корабль изловил сразу семерых красавиц. Однако отцы-иезуиты, даже не дойдя до рыболюдей, погрязли в дискуссиях о душе этих заблудших существ, а посему тайна так и осталась тайной. Практическую пользу из пленниц пытался извлечь М. Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа (тогдашнем центре европейской Ост-Индийской торговли). Для этого он вооружился скальпелем и распотрошил всех семерых пленниц, пытаясь докопаться, так сказать, до сути. В итоге пришел к выводу, что русалки не только внешне, но и внутренне полностью похожи на людей. После выяснения этого факта дискуссии в среде лиц духовного сана разгорелись с новой силой, поскольку нужно было срочно выяснить — есть ли у русалок душа и если есть, то уместно ли впредь употреблять их в пищу? Ведь в тогдашней португальской колонии Ангола туземцы за милую душу уплетали пойманных морских людей…
Известный мореплаватель и географ Генри Гудзон (чьим именем названы залив в Канаде, река и пролив), проходя мимо Новой Земли, собственноручно записал в судовом журнале: «Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины… у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.»
Первым, кто занялся увлеченным изучением русалок, стал Израиль. Многие специалисты утверждали, что эти существа обосновались на священных землях. Начало истории пришлось на небольшой пляж в Кирьят-Яме, где была найдена несколькими людьми настоящая русалка.
По отзывам очевидцев женщина в чешуе ежедневно выбиралась вечером на берег на несколько минут. Некоторые приезжие не верили слухам, принимая факт за розыгрыш или отдыхающая туристка.
Но у красивой женщины был виден хвост зеленого цвета. Когда существо заметило, что на него смотрят, оно мгновенно нырнуло в воду, скрывшись в ней. Ранее в этих районах подобное явление не было обнаружено.
Русалку в древних мифах всегда отображали в одном образе – прекрасной молодой девушки с чешуйчатым хвостом. Это существо может иметь пару ног, а хвосты не только подобны рыбьим, но и дельфиньим, а в некоторых случаях и змеиным.
Русалка забирает человеческую жизнь для продолжения своей молодости. С этой целью она выходит на берег, поет песни и ожидает жертву. Наиболее часто наблюдаются у небольших рек и озерах.
Российский фольклор считает девушку незаменимой спутницей водяного. С 2012 года Кирьят стал местом обитания большого наплыва туристов. Предлагается премия человеку, который хотя бы на фотографии принесет доказательство появления русалки. Но до сих пор прекрасная дева не попала в объективы камер.
За все время были найдены тысячи очевидцев этих дивных созданий. Например, мужчина, занимающийся выловом рыбы, во время нахождения в океане, отчетливо слышал странные звуки, доносившиеся со дна.
Люди, находившиеся в тот момент на палубе отмечали, что это было пение русалки. Девушки настолько красиво пели, что трое из команды попытались прыгнуть с корабля на голос.
Рядом с берегами Антарктиды несколько людей в разное время наблюдали существ, отдаленно похожих на русалок. У японцев подобное явление с рыбьим хвостом называется «ningen». Но в данном случае в японских водах присутствует существо менее похожее на человека по причине сильной бледноты. Их тело более худое и вытянутое, а хвост удлиненный.
В Средневековые времена возле таинственного английского замка Orfold в Суффолке поймали настоящего водяного. Существо сразу было перенесено в королевский музей, где ему предоставили все условия для существования, но водяной вскоре сбежал.
Согласно сказаниям полу человек не произнес за все время ни слова, а его единственной едой была рыба.
В Диведе одновременно более десяти людей увидели прекрасную девушку, которая купалась в море. Сначала ее приняли за странную туристку, купающуюся во время грозы, но затем заметили выступающий из-за спины хвост. Этому происшествию практически 200 лет, но о нем до сих пор все знают.
Еще одним случаем, связанным с появлением русалки можно считать Зимбабве около 15 лет назад. Работники, находящиеся на водохранилище, вынуждены были бросить свою работу по причине населявших водоем русалок, от страха мужчины больше не возвращались на проклятое место. Этот случай получил популярность в виде отчета, опубликованного в местной прессе.
Рождение детей русалок
Не стоит забывать о том, что каждую мифологию подтверждали реальные факты. Существуют разные виды мутации плода, например порфирия — реальный вампиризм в человеке. Но еще и другой, не до конца изученный — синдром сирены, что также внесло свои суеверия на счет русалок.
Синдромом сирены (сиреномелией) является аномальное эмбриональное развитие, при котором у ребенка в утробе сращиваются ноги. После рождения это имеет разный вид: конечности срастаются полностью на всю длину, или же частично.
Бывают случаи, когда младенец появляется на свет с одной громадной ногой, которая делает его похожим на русалку. Если вовремя не провести операцию, и не разделить сросшиеся конечности, младенец умрет.
Взрослые люди, которые имеют синдром сирены, даже после хирургического вмешательства не способны передвигаться, но они хорошо и свободно себя чувствуют в воде.
Один из симптомов болезни – чрезвычайное пересыхание кожи, что приносит дискомфорт, а иногда и боль. Поэтому человек вынужден постоянно увлажнять свою нижнюю часть.
Отмечается, что женщин рождается втрое больше с этим диагнозом, чем мужчин. Ученые переводят между легендой и научным объяснением параллель. Возможно одна из девушек с синдромом сирены находилась отдаленно на берегу, а когда увидела других людей, испугавшись насмешек, сбежала.
Морские сирены. Лубок. 1866 год New York Public Library
Русалка литературная
В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».
Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии
Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?
Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год Иллюстрация к сборнику Габриэле д"Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»
Женщины с ногами, но без лиц
Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.
Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.
Русалочка. Иван Билибин. 1937 год Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту. Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.
На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).
Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.
После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.
Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин
Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.
Шутовка с гребнем
В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.
При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней
И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.
Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год
Некрасивая русалка
Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи. Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет. Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам. В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.
Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи
Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.
Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.
Русалочья болезнь
У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».
Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год Государственная Третьяковская галерея
Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин
Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX-XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.
На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.
Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.
Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века. Ирина Бобылькова
То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки.