Как избавиться от шепелявости: упражнения. Как избавиться от шепелявости Что нужно сделать чтоб перестать шепелявить взрослому
Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило! Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами
Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!
Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.
Немного о понятии
Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.
Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.
Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.
1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.
Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.
2. Прочь бутылочки и соски!
Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.
3. Вынимаем палец изо рта.
Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.
4. Не давите на ребенка!
Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.
5. Запишитесь на прием к логопеду.
Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.
6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.
Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.
Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:
Цокать языком как лошадка;
Разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;
Придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;
Как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.
Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.
Термин «шепелявость » - это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.
Признаками сигматизма являются:
- Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
- Появление посторонних звуков при разговоре.
Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.
В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.
При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.
Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.
Основные виды нарушений шипящих:
- Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
- Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» - «щуба».
- аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» - «кхарик».
- Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» - «фапка».
- Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» - «мяц».
В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).
Основные виды нарушений свистящих:
- Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
- Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» - «тамолёт».
- Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» - «щабака».
- Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» - «зираф».
- Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.
Причины появления шепелявости у взрослых
- Неправильный прикус;
- Малоподвижный язык;
- Короткая уздечка языка;
- Отсутствие зубов;
- Травма артикуляционного аппарата;
- Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
- Наследственность.
При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.
Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:
- Состояние слуха, в том числе фонематического;
- Подвижность и состояние органов артикуляции;
- Правильность, нормативность произносимых звуков.
Коррекция сигматизма
Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.
Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.
В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.
Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:
17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.
19 лет : Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.
25 лет : Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.
28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.
Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.
Зачастую у детей возникают трудности с произношением шипящих согласных. Вариантов их воспроизведения может быть масса: от замены другими буквами до простого «выбрасывания» из слова. Главная ошибка родителей в этой ситуации – это игривое подражание малышу. Коверкать звуки не стоит, так как такая привычка способна очень прочно укореняться. И чем дольше ребёнок шепелявит, тем сложнее от этого будет избавиться.
К исправлению ситуации желательно приступать как можно раньше, в идеале – когда малыш только начал произносить звуки неправильно. Для этого существуют определённые упражнения, которые вполне можно использовать в домашних условиях.
С чего начать?
Делать зарядку для языка следует правильно. Все упражнения должны выполняться определённым образом, и главное условие – язык следует расслабить. Во время проведения занятий родители должны контролировать правильность произношения. Малышу необходимо постараться привыкнуть не выставлять язык перед зубами и не засовывать его между ними.
Зарядку следует проводить в непринуждённой атмосфере. Когда всё происходит легко и без напора со стороны взрослых, ребёнок чувствует себя спокойно. Уясните для себя – ничего нет страшного в том, что он стал шепелявить, не делайте из этого трагедию и обязательно хвалите малыша при малейших положительных результатах.
Что это у тебя? – Блинчик?
Дети очень любят фантазировать, что позволяет легко превратить любые упражнения для коррекции произношения в игру. Попросите малыша представить, что в ротике у него находится не язычок, а маленький блинчик. Последовательность проведения такой зарядки будет следующей:
- кладём «блинчик» на нижние зубки, слегка выдвинув его вперёд;
- мягко опускаем верхнюю челюсть и постукиваем ею о язык – получается весёлая дразнилка;
- спустя несколько секунд движения прекращаем и даём «блинчику» отдохнуть.
Поверьте, немного фантазии и позитива с вашей стороны, и ребёнок будет делать это с удовольствием.
Как сделать «чашечку»?
Это занятие может вызвать определённые трудности. Для облегчения задачи родители должны постараться максимально точно объяснить малышу, что от него требуется.
- Для начала показываем «чашечку» руками. Складываем ладошки вместе, как бы пытаясь удержать в них водичку. Для чистоты визуализации можно пойти в ванную и набрать воды в руки на самом деле.
- Теперь показываем ребёнку, как сделать эту «чашечку» языком. Пусть малыш повторяет вслед за вами. Чтобы он начал это делать с большим энтузиазмом, можно параллельно произносить шипящие согласные.
- Следите за тем, чтобы ребёнок старался равномерно поднимать боковые стороны и кончик языка.
С первого раза может не получиться. Не расстраивайтесь. Переводите всё в игру, но при этом настаивайте на правильности исполнения.
Как выработать правильный звук «Ш»?
Чтобы малыш стал чётко выговаривать согласный шипящий звук «Ш», необходимо прибегнуть к помощи простейшей гимнастики для губ. Упражнения выполняют так:
- просим ребёнка закрыть ротик и интенсивно пожевать;
- растягиваем разомкнутые губки в улыбке, челюсть при этом не разжимаем;
- складываем губы в трубочку и вытягиваем их;
- в конце поочерёдно делаем трубочку/улыбаемся и с каждым разом увеличиваем скорость.
Не останавливаемся на достигнутом!
Спустя несколько занятий можно увидеть положительный результат. Но на этом останавливаться не стоит. Продолжают упражнения простейшие скороговорки.
Итак, ребёнок стал показывать успехи в произношении отдельных шипящих, теперь согласные звуки необходимо связать с гласными. Можно использовать двухбуквенные сочетания, но эффективней всё же сразу переходить к трёхбуквенным.
- «аша-ашо-ашу»;
- «ажа-ажо-ажу»;
- «аса-асо-асу» и т. д.
Если ребёнку так делать трудно, то первую гласную можно опустить. Несмотря на то, что данная зарядка называется скороговоркой, уделять внимание стоит не скорости произношения, а артикуляции. Пусть малыш повторяет за вами. Главное – чёткость проговаривания.
Родители, обратите внимание!
Если ребёнок начал неправильно произносить шипящие, то решить проблему поможет только ваша настойчивость и своевременное решение этой ситуации. Желательно пройти осмотр у ЛОР-врача и убедиться, что у малыша нет проблем с пазухами носа и аллергии, которые могут мешать ему свободно дышать с сомкнутыми губами.
Если ваш ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти, то постарайтесь искоренить эти привычки. Именно они могут быть основными провокаторами шепелявости. Упражнения принесут свои плоды только в том случае, когда язык «научится» и «привыкнет» находиться в правильном положении.
Чтобы малыш начал говорить правильно и чётко произносил шипящие, необходимы непринуждённая обстановка и ваша безграничная любовь. Никогда не показывайте, что это какой-то дефект. Дети очень остро реагируют на негативное поведение со стороны родителей и могут почувствовать себя неполноценными. А от этого во многом зависит их дальнейшая социализация. Любите, заботьтесь, и всё обязательно получится!
Как перестать шепелявить и научиться правильно выговаривать свистящие и шипящие звуки? Как избавиться от шепелявости и разговаривать чисто и свободно?
Давайте поговорим на тему “шепелявить это как” и “что делать, если ты шепелявишь”.
Что такое шепелявость?
Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.
“Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.
При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.
В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:
“Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.
Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.
Причины шепелявости
Почему люди шепелявят? Каковы причины шепелявости?
Это могут быть:
- Нарушения в работе речевого аппарата, например, атония языка или неразвитая уздечка. В результате происходит сбой артикуляции, и звуки искажаются.
- Неправильный прикус и проблемы с зубами. Отсутствие передних зубов делает речь свистящей, а внятно выговорить звуки “ч”, “щ”, “ж”, “ш” не представляется возможным.
- Сильный стресс и длительное нервное напряжение. В этом случае нарушается тонус мышц, и это негативно сказывается на ясности произносимых слов.
Резкий испуг может стать причиной того, что ребенок начал шепелявить в 4 года, хотя до этого говорил правильно.
Почему человек шепелявит? Причины ясны. Тогда возникает логичный вопрос: а что с этим делать:
- как убрать шепелявость;
- как перестать шепелявить подростку;
- как избавиться от шепелявости у взрослого?
Методы коррекции
Проблема разрешима. Но надо постараться!
Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.
И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.
Упражнения для разработки артикуляционного аппарата
У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.
Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.
Как перестать шепелявить подростку и взрослому?
С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.
Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.
Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.
Скороговорки — наше все!
Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.
Скороговорки — классика коррекционной работы с дефектами речи.
Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.
Если вас волнует вопрос как перестать шепелявить на букву “с”, можно поупражняться с отдельными словами. Слова для шепелявых с буквой “с”: коса, сосна, насос, ананас, сорока, сыр, ссора.
Дыхательные практики и массаж
В арсенале действенных методов по выправлению такого дефекта речи как шепелявость достойное место занимают массаж и дыхательные упражнения.
Бывает, что человек шепелявит, а это — результат сбившегося от волнения дыхания. В этом случае дыхательная гимнастика восстанавливает его ритм, нормализует носовое дыхание и успокаивает нервную систему.
Артикуляционный массаж нормализует мышечный тонус, тем самым устраняя нарушения нормальной работы речевого аппарата.
Как видите, все не так безнадежно — проблема с шепелявостью решаема!
Поставленная цель: научиться говорить красиво, свободно, с удовольствием, достижима, если идти к ней пусть и маленькими шажками, но терпеливо и настойчиво.
Вот несколько историй из логопедической практики о том, что речь можно и нужно тренировать в любом возрасте:
Заключение
Ну, и напоследок. Если вы задаетесь вопросом о правильности написания шепелявить или шипелявить, то правильный ответ — шепелявить.
Несмотря на то, что однокоренных у этого слова много, все они начинаются с безударного слога “ше”, поэтому правописание слова “шепелявый” следует запомнить.
А чтобы это слово перестало быть для вас актуальным, ваше желание решить эту проблему должно соединиться с силой воли и терпением. И тогда все вам будет по плечу!
Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.
- Снятие напряжения
Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.
- «Чашечка»
Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж».
- «Непослушный язык»
Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.
- «Блинчик»
Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.
- «Пробка»
Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.
- «Разговор с закрытым ртом»
Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно.
- Установка звука «ш»
Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего. Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык.
Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев. Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам.
Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом. Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения.
Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.
Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед. Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4-5 раз.
- «Косарь»
Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря, широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7- 8 раз.
- «Пилим дрова»
Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую), двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова. Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35-40 секунд.
- «Паровоз»
Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад, проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35-40 секунд.
- Скороговорки
Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками.
— Для отработки звука «ч»
Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки.
«У нас в печурочке золотые чурочки».
«Чудак под диванчик прячет чемоданчик».
Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».
— Для восстановления звука «ш»
Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку.
«Кукушка кукушонку купила капюшон».
Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».
— Отрабатывайте звук «щ»
«Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет».
По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка.
- Упражнения для дыхания
Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор.
Чтобы оценить свои успехи от занятий по исправлению произношения, сделайте голосовую запись.
Проконсультируйтесь у логопеда и подберите курс для тренировки речи, с учетом индивидуальных причин шепелявости.