Патинирование монет. Признаки и способы нанесения патины на медные монеты Патина на серебряных монетах недостаток или достоинство
В среде нумизматов и кладоискателей обычное окисление поверхности монеты принято называть изысканным словом «патина». А вот химик может сказать, что такое явление ничем не отличается от ржавчины на железе. Однако именно патина придает старинной монете особый шарм, свидетельствуя о ее подлинности.
Красивая патина может сказать о том, что монету хранили бережно и правильно. Но факт остается фактом: монета, покрытая патиной, умирает. Спустя десять тысяч лет монета полностью преобразуется в продукты окисления, слой патины проглотит ее целиком. Правда, процесс этот крайне медленный, и «налет эпох» на монетах очень ценят опытные коллекционеры (неопытные предпочитают монеты с блеском).
При этом не всякий вид патины считается привлекательным. Если патина, например, легла неровными бесформенными пятнами, то рейтинг и стоимость монеты падают.
Виды монетной патины
Серебряная патина
Образуется благодаря небольшому количеству сероводорода в воздухе либо в предметах (бумага, кожаные кошельки, холщовые мешочки) возле монеты. На поверхности серебряного кругляша образуется тонкий слой сульфида серебра. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, зеленовато-голубого вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов обычно черного цвета из-за воздействия серы, которая образуется в результате разложения органики в почве.
Хотя случай с сульфидом серебра - наиболее частый, серебро реагирует не только с серой. Например, реакция с хлоридами, содержащимися в почве, приводит к появлению непривлекательных серых и черных пятен, которые как наросты выступают над поверхностью монеты. Так образуется «роговое серебро».
Иногда серебряная монета патиной обязана металлу, входящему в ее сплав - например, меди. Серебряная монета с медью может покрыться зеленым налетом, с латунью или бронзой - красным или грязно-бурым.
Медная патина
Патина на медных монетах тоже разная. Коричневая или черная вызвана оксидом меди, зеленая - сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, возникает из-за хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. Болезнь заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих!
Золотая патина
Хоть золото и менее всего химически активно, старинные и древние золотые монеты часто содержали в себе примеси. Благодаря этому мы видим патину и на золотых монетных дисках.Так, золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут возникнуть от хранения золотых монет с медными.
Никелевая патина
Никель покрывается патиной незначительной, легкой, по цвету - дымчато-серой,либо бледно-голубой. Иногда бывает слегка золотистый оттенок. А вот радужная патина на никеле, со множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.
Кабинетная патина
Такое понятие, как «кабинетная патина» существует лишь в российском лексиконе. Когда вы слышите это словосочетание, вы сразу можете понять, что монета хранилась в помещении, а не была только что извлечена из-под земли удачливыми кладоискателями. Из истории понятия: «кабинетами» в царской России называли шкафчики для хранения монет, которые изготавливались из ценных пород дерева и отделывались бархатом. Патина в таких «кабинетах» образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались стенки шкафчика.
А что на Западе?
На Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты даже иногда оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.
Искусственная патина
Искусственной патиной можно считать патину, которая наведена за короткое время. Способов ее навести очень много. Практикуется запекание в духовке внутри картофелины, обжиг паяльной лампой, окунание в кислоту, выдерживание в закрытой посуде со спичечными головками (такие монеты отличаются специфическим запахом), окуривание сигаретным дымом, выдерживание в отбеливателе, в содержащих серу химикатах, намазывание серной мазью или йодом.
Есть и другие не совсем честные технологии: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или в дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.
Распознать поддельную патину можно. Ее характерные признаки таковы:
- округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;
- цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
- патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;
- нелепые цвета на серебряных монетах - хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;
- патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
- патина лежит поверх царапин или других отметин;
- патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;
- патина имеет желто-коричневую дымчатую окраску (своим появлением она обязана табачному дыму)
Помните, что искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты, а натуральная может расцениваться как особое преимущество.
Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.
Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.
Прежде, чем рассказать о консервационных мерах, хотелось бы ещё раз напомнить о таком понятии, как оригинальная поверхность. Такого термина в нумизматике и общей практике нет, но существует понятие - патина. К сожалению, это слишком общее определение оксидной плёнки, зачастую не дающее никакого представления о состоянии монеты, а значит и выборе правильных методов консервации. Хотя и принято разделять патину на «благородную» и «не благородную», но частенько именно это утверждение приводит к тому, что сохранившаяся оригинальная поверхность и её детали удаляются, руководясь устаревшими эстетическими понятиями.
Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.
На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.
Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной.
В общих словах на эту тему можно сказать следующее:
1. После извлечения монеты из почвы - не трите и не старайтесь очистить находку, чтобы разглядеть её лучше. Обращаться с находкой нужно предельно осторожно.
2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.
3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.
4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.
5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.
Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.
:!: Важно: нельзя недооценивать разрушительную способность дистиллированной воды. Дистиллированная вода является наилучшим растворителем солей, в том числе и тех, из которых состоит патина. Чрезмерное пребывание монет в дистиллированной воде может привести к необратимым разрушениям. :!:
Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.
Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.
Промывка солей обязательна для всех монет, кроме тех, которые имеют плотную, не повреждённую патину.
Находки, имеющие благородную патину, достаточно просто ополоснуть дистиллированной водой.
Определение сохранности монет
В идеальном случае, металлическая поверхность монеты или вся монета в процессе коррозии преобразуется в минерал, при этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. Возникновение благородной патины напрямую зависит от окружающей среды.
В зависимости от образующегося минерала, цвет поверхности монеты может сильно варьировать.
Вот несколько примеров такой патины:
Патина, имеющая ровную однотонную окраску, больше всего предпочитается коллекционерами. Но, далеко не все монеты имеют такую оригинальную поверхность. Во многих случаях, процесс преобразования металла в определённый минерал происходит не равномерно. В связи с этим, монета приобретает неоднородный оттенок. Такая патина на первый взгляд выглядит не очень эстетично, но именно она является источником информации, а именно носителем рельефа.
Загрязнения и утраты
Если говорить о состоянии монеты, то можно выделить два главных подпункта. А именно, загрязнения скрывающие рельеф (оригинальную поверхность) и утраты. Как уже и говорилось, всё то, что находится поверх оригинальной поверхности, можно отнести к загрязнениям. Но не редко, сами загрязнения и являются источником информации. Так, например, в отложившихся на поверхности продуктах коррозии можно обнаружить остатки органических материалов, будь то старая растительность или остатки кошелька. Кроме этого, загрязнения могут рассказать нам о том, в каких условиях находилась монета в земле, насколько была загрязнена атмосфера в то или иное время, какие удобрения использовались на этой местности, или, где вообще найдена эта монета, а также дать ответы на многие другие вопросы.
Говоря о загрязнениях, то здесь следует отметить два вида: наслоения, образовавшиеся в процессе коррозии и почвенные наслоения. Как правило, оба вида загрязнений присутствуют одновременно.
Вот несколько примеров:
В некоторых случаях загрязнения покрывают толстой коркой всю поверхность монеты, при этом становится совершенно невозможно определить номинал, прочесть надписи или дату. Но всё же, под слоями из продуктов коррозии и почвенных наслоений всегда присутствует оригинальная поверхность несущая многочисленные детали рельефа.
На представленных ниже фотографиях хорошо видно, что под слоем загрязнений можно обнаружить оригинальную поверхность. Вопрос лишь в том, как правильно расчистить такую поверхность и раскрыть все сохранившиеся детали, но к этому мы вернёмся позже.
Разрушения и утраты
К необратимым разрушениям, которые практически не поддаются восстановлению можно отнести утраты оригинальной поверхности. В данном случае, происходит потеря части или всего рельефа монеты. Разрушение патины может произойти в результате механических повреждений, химического воздействия, в результате изменения внешних условий, перепадов температуры, влажности (когда могут начаться процессы перекристаллизации солей меди в коррозионном слое) или же вымывания водой несформировавшихся слоёв. Сюда же можно отнести разрушения, вызванные неправильным обращением с нестабильной патиной.
Несколько примеров монет, рельеф которых был почти полностью утрачен
Десять пфеннигов 1912 года. Оригинальная поверхность сохранилась фрагментарно. Под слоем тёмной патины находится ярко-красный рыхлый слой куприта. Мощность этого слоя относительно большая.
Общий вид монеты.
Обратная сторона монеты. Утраты.
Если в составе сплава, из которого отчеканены монеты, входит медь или любые ее соединения, то рано или поздно на поверхности металла появится пленка — патина. Она имеет самые разные цвета и оттенки, а ее появление обосновано процессом окисления меди. Ее еще называют благородной ржавчиной, а все потому, что монета в такой оболочке не подвержена коррозии, имеет привлекательный вешний вид. Патина ценится коллекционерами, так как придает собранию неуловимое ощущение старины.
Если монету требуется почистить, но в результате она потеряет патину, не стоит расстраиваться. На помощь нумизматам придет искусственное патинирование , которое можно провести даже в домашних условиях. Теперь нет необходимости ждать долгие месяцы, чтобы патина появилась естественным путем.
Патинирование металлических денежных знаков, содержащих медь
Патинирование медьсодержащих монет возможно тремя способами.
- В первом варианте требуется 20 грамм медного купороса и 5 грамм марганца. Их растворяют в литре воды, а затем нагревают до 90 градусов. Требуется внимательно следить за температурой, не допуская кипения, так как в противном случае результат не гарантирован. В горячий раствор опускают подготовленные монеты, переворачивая их время от времени, чтобы патина наслаивалась равномерно. Нельзя точно сказать, сколько времени вам понадобится для полного патинирования, так как вариантов нужного цвета множество. Кому-то требуется получить монету темно-коричневого цвета, а кому-то достаточно красноватого оттенка.
- Для второго варианта придется заглянуть в аптеку, чтобы купить там серную мазь. Обильно смажьте монету этой мазью и отложите на 3-5 минут. Патина при этом способе образуется очень быстро, почти мгновенно. Чтобы металл не почернел, процедуру лучше проводить недалеко от крана с водой. Как только вы видите, что монета коричневеет, тщательно смойте мазь. Не успели вовремя? Расстраиваться не стоит. Берите вазелин или растительное масло, смачивайте в нем мягкую тряпочку и полируйте монету до требуемого вам оттенка.
- Третий вариант патинирования возможен при наличии гипосульфита натрия, который можно приобрести под видом фиксатора для проявки фотографий с пленки. Слегка подогрейте 10% раствор и опустите туда чистую и предварительно обезжиренную монету на 10-20 секунд. Полученный коричневый оттенок будет не только радовать ваш глаз профессионального нумизмата, но и надежно убережет металл от коррозии. Этот способ можно применять и для патинирования бронзовых изделий.
Патинирование монет с содержанием серебра
- Нанести новую патину на металл с содержанием серебра довольно просто. Для этого вам понадобится аммиак или обычный нашатырный спирт. Отправляйте монету в морозильную камеру минут на двадцать или полчаса. После положенного времени аккуратно берите деньгу за гурт тонким пинцетом и поднесите к открытому флакону нашатыря. На ваших глазах произойдет буквально чудо: монета будет становиться сероватой из-за появляющейся патины. Остановите работу над экземпляром, как только он примет требуемый оттенок.
- Еще более простой способ заключается в использовании… вареного куриного яйца. После того как оно сварится вкрутую, яйцо разрезают и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Под воздействием сероводорода серебро меняет цвет, покрываясь патиной. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие, без пятен от пинцета.
Патинирование монет с содержанием бронзы
Как уже было сказано выше, для нанесения новой патины на металл с содержанием бронзы, используют способ на основе гипосульфита натрия. Кроме того, с некоторой долей спеха применяют нашатырный спирт и серную мазь. Нумизматы советуют поэкспериментировать и с обычным хозяйственным мылом, в кашицу из которого помещают монету на 2 недели.
Однако бронзовые монеты лучше всего покрываются благородной ржавчиной естественным путем, под воздействием солнца, ветра, дождя. Всего через полтора-два года они будут иметь ровный и красивый коричневый оттенок.
Итак, патину можно создать искусственно, причем, в некоторых случаях это сделать довольно просто. Однако хочется предостеречь начинающих коллекционеров: в профессиональных кругах любое вмешательство во внешний вид монеты всегда приравнивается к недостатку и существенно влияет на коллекционную ценность экземпляра. Желательно не доводить ваше собрание до состояние, когда бы ему потребовалось патинирование извне.
Помните, что специалист всегда легко, на глаз оценит то, настоящая ли патина защищает металл или оболочка была создана искусственно. Так, оригинальная «благородная ржавчина» обволакивает монеты довольно толстым слоем, надежно покрывая сколы и царапины. А новодел можно процарапать любым острым предметом.
Любая монета с течением времени покрывается естественным налетом (тонкой окисной пленкой), которую называют патиной. Это происходит в результате постоянного контакта поверхности монеты с окружающей средой. Этот налет подобен ржавчине на железе. Разница лишь в том, что на монетах из меди, серебра и др. цветных металлов, в отличие от железа, налет имеет иную химическую структуру, а следовательно и внешний вид, который может как повышать стоимость монеты в разы, так и обесценивать ее. В любом случае, если монета достаточно старая, патина лишь указывает на ее подлинность, придавая ей уникальность и особый шарм, чаще всего, увеличивая ее ценность, за исключением случаев явного разрушения поверхности монеты и деталей рельефа.
Серебряный памятный рубль 1896 года в честь коронации Николая II в состоянии UNC . За время хранения покрылся естественной оранжево-красной патиной, которая значительно увеличивает цену монеты по сравнению с аналогичной, но без патины.
Для начинающего нумизмата монета в хорошей сохранности, покрытая слоем окисной пленки, может показаться испорченной, поблекшей, он бы предпочел взять такую же, но блестящую, в то время как истинный ценитель искусства выберет именно ту, на которой отпечатался ее многолетний жизненный опыт в виде патины.
Серебряный полтинник 1925 годп в состоянии UNC. Обильно покрыт переливающейся радужной патиной. С тоимость такой монеты за счет разноцветного радужного "налета" может доходить до 20000-30000 рублей.
Серебряный полтинник 1925 года в состоянии UNC, аналогичный предыдущему, но практически лишенный следов патины. Стоимость такого экземпляра - около 1000 руб, т.е. в 20-30 раз ниже такого же, но в красивой патине.
Если смыть патину каким-либо чистящим средством - старая монета будет выглядеть как новая, приобретет неестественный блеск для своих, скажем, 100 или 200 лет, в результате чего значительно снизится ее стоимость. Кроме того, после обработки старой монеты с густым слоем патины, на месте окисных наложений могут оставаться достаточно глубокие впадины - каверны, которые могут окончательно уничтожат интерес опытных нумизматов к данному экземпляру.
Бронзовая монета 3 копейки 1938 года до чистки - покрыта толстым слоем окисной пленки и после чистки - видны каверны на тех местах, где располагались наиболее глубокие окисные наложения. Данная монета не является редкой, но на ее примере хорошо видно, к чему может привести чистка таких окислившихся экземпляров.
Помимо самого факта наличия патины, наиболее важно соответствие ее интенсивности году выпуска монеты. Если перед Вами 10-летняя монета, сплошь покрытая пятнистым грязно-зеленым или даже черным налетом, стоит задуматься, нужна ли она для Вашей коллекции, и, как она будет выглядеть через 30-40 лет. Вероятно, лучшим решением будет взять аналогичную монету, но со слегка заметной патиной или вообще без нее. При этом надо учитывать, что сильно окислившаяся монета может передавать свою «болезнь» другим монетам при совместном хранении в определенных условиях. Именно такие экземпляры можно пытаться подвергнуть какой-либо щадящей обработке, без использования жестких химических и абразивных средств, не опасаясь за потерю ей ценности и возвращая монете первозданный вид, потерянный в результате неправильного хранения.
Серебряная юбилейная монета СССР 10 рублей 1978 года Proof , выпущенная к Олимпиаде 1980г в Москве. Реверс монеты покрылся неравномерным слоем зеленоватой пятнистой патины, вероятно в результате неправильного хранения. Такую патину можно смыть, не опасаясь за потерю ценности данного экземпляра. Как это можно сделать рассказано в отдельной статье .
Надо понимать, что грань между коллекционной монетой, покрытой естественной патиной и монетой, испорченной внешней средой, подвергшейся коррозии, очень тонка. Разница абсолютно субъективна, за исключением случаев явного разрушения монеты химическими веществами, например в результате длительного нахождения в почве, или, напротив, невероятно красивого радужного налета на старинной коллекционной монете, хранившейся в течение десятилетий в специальном «кабинете» из красного дерева.
Медная монета США 1 цент 1911 года в состоянии N , покрывшаяся равномерной зеленоватой патиной.
Серебряный памятный рубль 1898 года в честь открытия памятника Александру II в состоянии UNC. За время хранения данный экземпляр покрылся прекрасной кабинетной патиной.
Приобретая монету с удивительной патиной, всегда держите в голове вариант, что её мог образовать не естественный ход событий, а умелые руки продавца. Существует множество способов наведения искусственной патины. Это может быть глубокий шоколадный оттенок на меди или ровная матовая поверхность на серебре. Мастера работы с монетами, не слишком напрягаясь, накладывают даже патину, сверкающую всеми цветами радуги. И всё же, невзирая на предостережения, большинство нумизматов признаёт, что монета с красивой патиной смотрится куда притягательнее, чем рядовой экземпляр. Поэтому при покупке монеты для собственной коллекции именно вам решать, какой процент стоимости приобретаемого экземпляра станет занимать патина, так радующая глаз.
Здравствуйте, уважаемые читатели. В очередной статье мы расскажем, что такое патинирование монет и как его делать. Чистка и патинирование монет почти всегда связаны друг с другом. Зачастую после процесса чистки мы получаем неестественный блеск монеты или неприятный оттенок цвета. «От начальной цены теперь скидывай половину», - ворчат форумные эксперты, рассматривая ваш только что отчищенный экземпляр. Вернуть монету к привычному виду поможет средство для патинирования монет или наведение патины вручную. Способы патинирования монет зависят от металла, с которым нам предстоит работать.
Теория патинирования
Слово "патина" кажется нам исконно русским, как "старина" или "родина", но оно пришло к нам из итальянского языка. Появляется она благодаря химической реакции, трансформирующей поверхность монеты. На серебре или меди патина смотрится красиво, тогда как патина на алюминиевой монете представляет собой мутную плёнку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене. Пятнистая или частичная патина также не добавляет очарования монете. Поэтому патину, уродующую внешний вид монеты, убирают. Следует помнить, что патина - это часть монеты . Если процессы окисления затронули глубинные слои, то после очистки вместо монеты мы получим тонкую пластину с бесформенными рытвинами вместо рисунка. Но даже неплохо сохранившиеся монеты после чистки могут выглядеть неприглядно. Особенно это касается медных монет, которые обретают режущий взор рыжий цвет. Однако можно вернуть монете вид непотревоженной старины. Для этого служит патинирование - процесс наведения искусственной патины.
Доступность наведения патины
Неподготовленному коллекционеру кажется, что для наведения патины надо быть чуть ли не средневековым алхимиком или работать в крупной химической лаборатории. Это не так! Большинство видов патины наводится простыми способами с использованием доступных ингредиентов. Несмотря на то, что патинирование монет является нанесением дополнительного слоя, придающего поверхности экземпляра красивый цвет, дефекты монеты наведённая патина не скроет. Тёмные пятна, рытвины, забоины, подтёки и прочее останутся на месте, только поменяют окраску. По мнению бывалых коллекционеров искусственная патина к цене монеты ничего не добавит. Но патина, наведённая опытными руками, ничем не отличается от естественной, а монета приобретает весьма привлекательный вид в глазах потенциальных покупателей. Процессы наведения патины для разных металлов имеют кардинальные отличия. Проще говоря, универсального метода не существует. Посмотрим на некоторые.
Патинирование медных монет
Способов наведения патины на медь великое множество. Очень популярен метод с использованием марганца и медного купороса. Если есть лишь стандартная упаковка (3 грамма) марганца, то берут 10 граммов медного купороса на пол-литра воды. Если марганец брать в количестве пяти граммов, медного купороса понадобится уже 20 грамм на литр. Раствор нагреваем до 90 градусов. При достижении нужной температуры помещаем в раствор монеты. Следует контролировать температуру, подогревая раствор и периодически переворачивая монеты. Итог: устойчивая к смыванию ярко-коричневая патина. Обратите внимание на ядовитость купороса и примите меры, положенные при работе с отравляющими веществами.
Фиксажем (гипосульфитом натрия) наводят патину на чистые и обезжиренные монеты. В растворе выдерживаем монеты от 10 секунд до полминуты. Извлечённые монеты протираются тряпочкой. Когда монета высохнет, патинирование придаст ей цвет бронзы. Простейшим способом является и нагревание монеты в пламени конфорки газовой плиты, когда подопытный экземпляр становится светло-коричневым. Омеднение тоже является несложным вариантом, хоть и менее популярным. Патинирование монет серной мазью тоже не является сложным способом. Работы необходимо проводить в воде. Натёртая мазью монета получает патину тёмно-коричневого или сероватого цвета. Для осветления после сорокаминутной паузы монета сначала полируется салфеткой, а потом промывается намыленной щёткой. Эксперты не рекомендуют серную мазь, но для экспериментов с простыми способами она вполне подходит.
Патинирование серебряных монет
Серебро советуют патинировать аммиаком (обыкновенный пузырёк нашатырного спирта). На полчаса монета кладётся в морозилку. Фиксируя подопытный экземпляр пинцетом за гурт, удерживаем его от минуты до трёх над открытым пузырьком. Как только монета приобретёт желанный серый цвет. Затем промываем монету в воде и сушим. Для тех, кто не хочет возиться с аммиаком, подойдёт простое куриное яйцо, сваренное вкрутую. Оно разрезается на части и накрывается стеклянной банкой вместе с монетой, поставленной на ребро. Патинирование монет этим способом идёт быстро: изменение цвета видно на глаз. Однако, если цвет вас не устроит, смыть наведённую патину будет непросто.
Когда всё происходит само собой
Если наводить патину на бронзовые монеты , то можно воспользоваться способами, подходящими для серебра. Но существует способ патинирования монет из бронзы естественным путём. Для этого бронзовые монеты должны постоянно пребывать на солнечном освещении. Солнце помогает получить красивую и ровную патину на бронзе за полтора-два года. Конечно, экспресс-методом такой способ не назвать, но и полвека тоже ждать не надо. Возвращаясь к меди, вспомним советы держать очищенные монеты в банке со спичками. Результаты неоднозначны, но на недорогих экземплярах экспериментировать можно. В домашних условиях пробуют патинирование деревом. Определённые породы дерева выделяют танины, способствующие получению "кабинетной" патины .