Обучение детей дошкольного возраста прыжкам. Дошкольное воспитание
Тепяницкая Ольга Юрьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГБДОУ детский сад № 77 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт:
Санкт-Петербург
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Методика обучения детей дошкольного возраста прыжкам
Дата публикации:
26.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
Методика обучения детей дошкольного возраста прыжкам.
Прыжки имеют большое значение в физическом воспитании
дошкольников. Они тренируют координацию движений ребёнка, оказывают
положительное воздействие на весь организм. При выполнении прыжков
усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и
всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.
Прыжки имеют большое значение для развития у детей прыгучести,
подвижности, ловкости, смелости, выносливости. Прыжки с использованием
зрительных ориентиров развивают глазомер.
Прыжки требуют определенного уровня развития коры головного
мозга. В процессе упражнений тренируются двигательные центры коры,
улучшаются их функции и в связи с этим способность управления
движениями.
У детей первой младшей группы практически отсутствует умение
прыгать и подпрыгивать. Только к середине и концу года ребёнок начинает
подпрыгивать на месте и прыгать вперёд, слегка отрывая ноги.
Для обучения детей подпрыгиванию и прыжкам в длину с места
используются игровые приёмы имитационного характера: попрыгай «как
мячики», «как зайчики». Дети с удовольствием выполняют такие задания.
Они стараются легко подпрыгнуть и мягко приземлиться. Воспитатель
должен обязательно показать, как правильно подпрыгивать и приземляться
(мягко, на носочки).
По указанию воспитателя дети подпрыгивают все вместе, но в
индивидуальном темпе и ритме (8-10 раз).
Детей второй младшей группы обучать прыжкам надо начинать с
подпрыгивания на двух ногах на месте. Следует показать детям, как надо
подпрыгивать и приземляться. Подпрыгнуть можно повыше, если
оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились.
Приземляться следует сначала на носочки, а потом на всю ступню.
Чтобы приучить детей подпрыгивать повыше, детям предлагают
достать предмет – мяч, ленточку, колокольчик, бубен, ветку дерева. Этот
предмет держит воспитатель, регулируя высоту в зависимости от роста
ребёнка. Время от времени надо дать ребёнку достать до предмета, чтобы
поддержать интерес к игре. Предмет надо держать впереди ребёнка, чтобы
он его видел. Если расположить предмет над головой ребёнка, то он будет
запрокидывать голову и в прыжке может потерять равновесие.
Прыжки в длину с места начинают разучивать с перепрыгивания через
линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол.
Затем детям дают задание перепрыгнуть через две линии, начерченные
параллельно на расстоянии 10-15 см одна от другой. Постепенно расстояние
между линиями увеличивают.
Детям показывают, как выполнить прыжок, объясняют, что
приземляться надо на переднюю часть стопы или на носки. Так как дети в
этом возрасте не могут освоить полную координацию движений в прыжке,
внимание на положение рук не обращается.
Для освоения прыжков прибегают к игровым приёмам. Например, дети
прыгают через «ручеек, стараясь не замочить ног», прыгают с «кочки на
кочку», «из кружка в кружок» и т.д. Прыжки может одновременно выполнять
вся группа детей или половина её.
При прыжке в глубину (спрыгивании) высота должна быть небольшой,
так как дети не умеют ещё мягко приземляться. Начинать спрыгивать можно
с высоты 10-12 см.
Необходимо показать и научить детей правильному исходному
положению: ноги расставлены примерно на ширину ступни, колени слегка
согнуты, корпус прямой, руки немного отведены назад, голова поднята.
Детям напоминают, что спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе
ноги сразу, сначала на носочки, и сгибать колени, смотреть вперед, а не под
ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы не было слышно.
В средней группе по-прежнему сохраняются только простые прыжки:
подскоки, спрыгивания и прыжки в длину с места.
Детям показывают и объясняют, что подпрыгивать на месте надо
невысоко, полностью выпрямляя ноги в коленях, приземляться на носки,
слегка сгибая при этом ноги в коленях. Во время подпрыгивания и
приземления туловище надо держать прямо и смотреть вперед.
Подскоки на двух ногах на месте становятся более разнообразными:
вводятся подскоки с поворотами направо, налево и вокруг себя, подскоки
ноги вместе – ноги врозь.
Не имеет значения, за сколько прыжков ребёнок повернулся в нужную
сторону. Когда ребёнок выполняет подскоки ноги вместе – ноги врозь, надо
следить, чтобы он не слишком широко расставлял ноги (не шире плеч). Руки
на поясе или свободно опущены и слегка согнуты.
При подпрыгивании на двух ногах с продвижением вперед (2-3 м), дети
продвигаются частыми легкими подскоками.
При проведении подскоков широко применяются имитации: «как
белочки», «как козочки», «как лягушки» и игровые задания «Возьми
флажок».
При прыжках в длину с места основное внимание уделяется исходному
положению. Детей обучают взмаху рук вперед-вверх во время отталкивания.
Для этого используют следующие упражнения: стоя руки вниз, подниматься
на носочки со взмахом рук вперед; из полуприседа руки опущены вниз и
немного отведены назад выпрямляться, поднимаясь на носочки и взмахивая
руками вперед-вверх.
Детям поясняют и показывают положение тела, головы и ног во время
полета, и во время приземления.
В этом возрасте дети спрыгивают с высоты не более 20 см. Правильное
приземление дети отрабатывают сначала без сочетания с прыжком: просто
полуприседают на носках, ноги на ширине стопы, руки свободно вперед,
спина прямая. Детям показывают что, спрыгивая с предмета, не следует
сильно от него отталкиваться, стараясь прыгнуть дальше. Спрыгивать надо
вниз и только чуть-чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибают ноги.
В старшей группе содержание подпрыгиваний усложняется. Дети
совершают дополнительные движения (ноги скрестно; одна нога вперед,
другая назад; с ноги на ногу); прыгают на одной ноге: на месте и продвигаясь
вперед; через линию, веревку боком, с поворотом на прыжке; с
разнообразными движениями рук (вперед, в стороны; хлопки перед собой,
над головой, сзади себя); перепрыгивают невысокие препятствия и т.п. Детей
учат мягко приземляться, сильнее отталкиваться от пола, чтобы подпрыгнуть
выше, задается единый для всех ритм подпрыгиваний.
Продолжается работа над совершенствованием прыжка в длину с
места. Неоднократно показывается и объясняется правильная техника
движений.
Для разучивания некоторых элементов прыжка в длину с места
применяются простейшие подводящие упражнения: стоя на месте без
прыжка, имитируют отталкивание, согласованное с энергичным взмахом
руками вперед-вверх; махом вперед выносят колено, а за ним выбрасывают
и голень.
Упражнения в спрыгивании проводятся чаще всего в сочетании с
другими видами движений: спрыгивание с бревна, доски после упражнений
в равновесии. Высота предметов для спрыгивания достигает 30 см.
Новым видом прыжков, которые осваиваются в старшем возрасте,
являются прыжки со скакалкой. Сначала осваивают упражнения с длинной
скакалкой. Они состоят из пробеганий, перепрыгиваний, прыжков. Сперва
осваивают пробегания. Скакалку равномерно кружат в сторону ребёнка,
сверху вниз. В нижней точке она почти касается земли. Пробегают вслед за
скакалкой, как бы догоняя её.
После пробеганий переходят к перепрыгиваниям. Сначала через
неподвижную скакалку, подвешенную на высоте 3-5 см от земли:
перешагнуть, перепрыгнуть с одной ноги на другую и т.д. Затем через
качающуюся скакалку. И только затем переходят к перепрыгиваниям через
вращающуюся скакалку. Скакалку вращают по отношению к ребёнку вперед
(от лица к ногам). Вбегают, когда скакалка начинает передвигаться к земле.
Прыжки через длинную скакалку проводятся с промежуточным
подскоком или без него.
Прыжки с короткой скакалкой начинают разучивать с кружения
скакалки вперед. Подскок совершают, когда слышат звук удара скакалки об
пол при вращении. Вращение скакалки должно быть непрерывным, без
задерживания её под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко.
Вращение скакалки осуществляется движением кистей; руки держат
вниз и немного в стороны.
Скакалка должна соответствовать росту ребёнка: когда ребёнок встанет
на скакалку обеими ногами, её ручки должны доходить ему до подмышек.
Продолжительность непрерывных прыжков со скакалкой – 1-1,5 минут.
В подготовительной группе дети упражняются в разнообразных видах
подпрыгиваний, достигая легкости и ритмичности движений.
Спрыгивая с высоты (не превышающей 30-40 см) дети учатся попадать
в определенное место.
В прыжках в длину с места продолжается отработка элементов техники.
Содержание прыжков со скакалкой становится сложнее и
многообразнее: бег со скакалкой, вбегание под вращающуюся длинную
скакалку и др.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГБОУ СПО МО
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
Контрольная работа
По «Теоретические и методические основы физического воспитания»
Тема: «Методика обучения прыжкам детей дошкольного возраста»
Студентки 1 курса 1В группы
Уласевич Ирины Петровны
Специальность: 050144 «Дошкольное образование»
Введение
Заключение
Практическое задание
Список литературы
Введение
Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как, все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья.
В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания.
Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.
Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягивается на более длительное время.
Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил. Рассмотрим методы обучения детей основным движениям.
прыжок силовой упражнение обучение
1. Значение прыжков для физического развития ребенка
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.
Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.
2. Характеристика, виды прыжков
Прыжок -- один из видов основных движений -- относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.
Для детей дошкольного возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания с высоты, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега, прыжки со скакалкой.
Техника прыжка состоит из следующих элементов (фаз): исходное положения, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждая предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую: исходное положение помогает правильно выполнить замах (при прыжках с места), разбег (при прыжках с разбега); замах или разбег (подготовительная фаза) создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли (пола). От амплитуды замаха зависит сила толчка. При разбеге развивается большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка и в результате обеспечивает большую дальность полета.
Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега -- одной, более сильной ногой. Сила толчка зависит от размаха или разбега. Разбег и толчок обеспечивают результат выполнения прыжка в целом.
Длина и высота траектории полета, которую описывает общий центр тяжести тела, находятся в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами, и определяются предыдущими элементами (разбег и толчок). Скорость и направление движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия и подготовиться к приземлению. Основная задача при приземлении -- погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.
Прыжки можно разделить на 2 типа по принципу координации:
1. Прыжок толчком двумя ногами - требует симметричной координации ног и рук (то есть действия обеими ногами сразу). 2. Прыжок толчком одной (с разбега) - требует больше перекрестной координации, а при приземлении на две ноги - симметричной.
Для чего необходимо такое разделение?
Дело в том, что при выполнении прыжков с предельным усилием дети смешивают две, в общем-то, противоположные техники, в результате - не могут добиться толкового результата ни в одном варианте. Поэтому следует разделять эти упражнения по времени: например сегодня прыгаем толчком двумя, завтра - с разбега.
С самого начала необходимо требовать четкого выполнения техники, то есть - добиваться четкой координации движений, которая как раз и управляется головным мозгом и формирование которой способствует формированию нейронных связей, следовательно - развитию соответствующих отделов ЦНС.
Рис. 1 Прыжок в длину с места
Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком -- «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад -- в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед -- вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед -- в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление.
Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10--15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.
Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста -- сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед -- вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.
Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.
Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40--50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.
Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60--70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4--6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.
Для детей 6--7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.
Рис. 2 Прыжок в глубину (с невысоких предметов)
Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в характере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении.
Этим видом прыжков дошкольники овладевают очень быстро. Однако следует помнить о том, что неправильное приземление на прямые ноги может привести к травмам и значительному сотрясению организма. Прыжки на твердую опору являются причиной растяжения связок и мышц стопы и ее уплощения. Поэтому приземление должно быть только на мягкую опору (коврик или песок).
Детей 3--4 лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глубину. Для этого из двух лент (скакалок) выкладывают «дорожку» шириной 20 см на расстоянии 50 см от скамейки или стульчика (высотой 15 см), с которого выполняется прыжок, и предлагают ребенку точно приземлиться на «дорожку». Такое задание требует от детей правильного отталкивания вперед -- вверх. В этом возрасте дошкольники должны овладеть общей структурой прыжка, так как дальнейшее совершенствование его продолжается в следующих возрастных группах. У детей 5 лет прыжок в глубину формируется и совершенствуется в такой последовательности: прыжок со скамейки или какого-либо другого возвышения (высота 20 см); прыжок с приземлением в обусловленное место -- на «тропинку» или лист бумаги (картона) размером 20x30 см, прыжок с высоты 20--25 см с правильным выполнением всех его элементов.
С детьми 6--7 лет навыки прыжка в глубину совершенствуют в различных условиях. Высота его постепенно увеличивается до 30--40 см. При выполнении данных прыжков широко используют естественные условия: спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле; зимой -- со снежных валов и т. д. Постепенно прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.
Рис. 3 Прыжок в длину с разбега
Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5--6 лет. В длину с разбега прыгают таким образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием несколько короче; отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед -- вверх; в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед; приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед -- в стороны.
Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчивого приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6--8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега -- до 10 м.
Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка -- неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.
Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).
Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2--2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.
Рис. 4 Прыжок в высоту с места
Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом согнув ноги (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега -- 10--12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.
Прыжок в высоту с места нелегко дается детям, потому что им трудно преодолевать вес собственного тела и поднять его над землей. Поэтому в младшем возрасте сначала делается прыжок через шнур, палку или обруч, а затем предлагают прыгать через горизонтальную веревочку, высота которой увеличивается от 5-7 до 10-15 см.
Для прыжка в высоту с места ребенок встает на расстоянии 10-15 см от веревочки лицом к ней. Сначала он поднимает руки вперед-вверх и сам поднимается на носки, затем опускает руки вниз-назад, полуприседает и, опираясь на всю стопу, наклоняет туловище вперед. После этого, резко разгибая ноги, делает взмах руками вперед, отталкивается двумя ногами и перепрыгивает через веревочку. В полете обе ноги сгибаются в коленях. Приземляться нужно на носки полусогнутых ног с переходом на всю ступню. Руки выносятся вперед - в стороны.
Когда дети освоят этот прыжок, можно давать задание - прыгать боком. С поворотами направо и налево; толчком двумя ногами с места на различные предметы
Рис. 5 Прыжок в высоту с разбега
По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.
Дошкольникам не рекомендуют приземляться на одну ногу, как этого требуют другие способы прыжков (перешагивание, перекат, перекидной), так как при этом возникает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время приземления. Поэтому прыжок в высоту с разбега согнув ноги является самым приемлемым для детей 5--7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.
В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед -- в стороны. Детей 5--6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку высотой 10--15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги; то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх; прыжок с 3--5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30--35 см с 6-метрового разбега.
На начальном этапе обучения ставится задача -- научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них -- четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).
В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.
Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8--10 м, а высоту -- до 50--55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.
Рис. 6 Прыжки со скакалкой.
Прыжки со скакалкой укрепляют мышцы и суставы ног, внутренние органы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают координацию, ритмичность, ловкость. Быстроту. Глазомер, выносливость.
Упражнения в прыжках со скакалкой вызывают большой интерес у детей 5--7 лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), подтягивают ее за ручки вверх вдоль туловища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.
Вначале скакалку вращают только вперед, для того чтобы ребенок мог ее лучше видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки постепенно ускоряется. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног.
Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1--2 мин). Длительность непрерывных прыжков со скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до 1 мин.
3. Особенности выполнения прыжков детьми разных возрастных групп
Упражнения для детей 3 лет
1. Прыжки на месте на обеих ногах, «как зайчик».
2. Перепрыгивание толчком обеих ног через скакалку (ленту), которая лежит на коврике возле носков ног.
3. Прыжки в обруч с плоским ободом, который лежит на коврике (траве), и выпрыгивание из него.
4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (ширина 20--35 см), который выложен из двух скакалок (лент).
Прыжки в длину с места через ветку, лежащую на земле, канавку или тропинку шириной 25--30 см. Прыжки с бугорков, пеньков высотой 15--20 см. Подпрыгивания на обеих ногах вверх с доставанием веток деревьев и кустов.
Упражнения для детей 4 лет
1. Прыжки на месте на обеих ногах, поворачиваясь постепенно вокруг себя на 360°, руки на поясе.
2. Прыжки на месте -- ноги вместе, ноги врозь.
3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед на 1,5--2 м.
4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 35--50 см).
5. Прыжки в глубину с невысоких предметов (10-- 15 см).
Упражнения для детей 5 лет
1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90° за один прыжок.
2. Прыжки на месте -- ноги скрестно и с ноги на ногу.
3. Прыжки на месте, энергично отталкиваясь обеими ногами и пытаясь достать предмет (шарик, погремушку), подвешенный на 5--8 см выше поднятой вверх руки ребенка.
4. Прыжки последовательно через 2--3 веревочки, которые лежат параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с плоским ободом (3--4-обруча).
5. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед на 2,5--3 м.
6. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 50--70 см), приземляясь на мягкую опору (коврик, песок).
7. Прыжки с бревна (скамейки, куба) высотой 15-- 20 см, приземляясь мягко и устойчиво.
8. Прыжки на обеих ногах через неподвижную скакалку прямо и боком.
9. Прыжки в длину (80--100 см) с разбега 4--5 м.
10. Прыжки в высоту (30--35 см) с разбега 3--4 м.
Прыжки в длину с места через канавку, ветку, шишки и другие невысокие (до 5--10 см) предметы. Прыжки в длину (с холмиков, пеньков, бревна шириной 20--25 см).
Подпрыгивания на обеих и одной ноге с доставанием веток, продвигаясь вперед на 2,5--3 м. Прыжки в длину с разбега через неширокие канавки (40--50 см).
Упражнения для детей 6 лет
1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и 180° за один прыжок.
2. Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до 3 м.
3. Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный на 10--12 см выше поднятой вверх руки ребенка.
4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 70--80 см).
5. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 4 м.
6. Прыжки с высоты 30--35 см (бревно, скамейка, куб) в обозначенное место (лист бумаги или лента, положенная на коврик в 50 см от места отталкивания).
7. Прыжки на обеих ногах через длинную скакалку, которая качается, прямо и боком.
8. Прыжки через короткую скакалку толчком обеих ног и поочередно--на правой и левой.
9. Прыжки в длину (130--150 см) с разбега 6--8 м.
10. Прыжки в высоту (35--40 см) с разбега 4--6 м.
Прыжки в длину с места и разбега через канавку шириной 60--80 см, приземляясь на мягкий грунт. Прыжки в глубину (с пеньков, бревна толщиной 25--35 см) и с продвижением вперед на обеих ногах на расстояние 3--4 м. Прыжки через невысокие (20--30 см) кочки, кустики и другие препятствия.
Упражнения для детей 7 лет
1. Прыжки на месте, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок.
2. Прыжки на месте и с разбега, стараясь достать предмет, подвешенный на 15--20 см выше поднятой вверх руки ребенка.
3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 5 м
4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 90--100 см).
5. Прыжки с высоты 40--45 см прямо и поворачиваясь на 90° (приземляясь боком к бревну, скамейке).
6. Прыжки через длинную скакалку, которая вращается.
7. Прыжки через короткую скакалку произвольным способом.
8. Прыжки в длину (150--180 см) с разбега 8--10 м.
В зимний период, несмотря на некоторую ограниченность движений тепло одетых детей, значительное количество основных движений можно совершенствовать во время прогулок. Они с удовольствием ходят по тропинкам, проложенным в глубоком снегу, или по следам взрослых, стараясь поставить свою ногу на отпечаток, который оставлен на чистом снегу: Чем глубже снег, тем сложнее выполнить эти движения.
Для разнообразия упражнений в равновесии и прыжках рекомендуется ходьба по снежным валам (кучки плотного снега). Ребенок продвигается по ним боком (приставным шагом) или прямо, поднимается на вал, а затем сбегает или спрыгивает с него.
Дошкольники 5--7 лет охотно прыгают через небольшие снежные кучки с места и разбега в высоту (40--50 см) с разбега 6--8 м.
Совершенствуя основные движения в естественных условиях во время прогулок, можно придумать много интересных упражнений и игровых заданий с учетом интересов и физических возможностей каждого ребенка. Творчество взрослых в этом отношении не должно ограничиваться приведенными рекомендациями. Стимулирование двигательной деятельности детей и насыщенность прогулки интересными упражнениями значительно повышают оздоровительную ценность ее и эффективность влияния на физическое развитие дошкольников.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка формируются и совершенствуются основные движения. Изменяется также и отношение к ним. Интерес к самому процессу движений постоянно увеличивается, поскольку с возрастом движения становятся все увереннее и координированнее.
Навыки в основных движениях, сформированные у ребенка до 7 лет, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования их в школе, способствуют овладению сложными и разнообразными видами двигательной деятельности в повседневной жизни.
4. Методика обучения прыжкам детей раннего и дошкольного возраста
Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка -- подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка -- прыжок в длину с места, с разбега и завершают -- прыжком в высоту с места и разбега.
При обучении детей спрыгиванию воспитатель показывает и объясняет, как нужно выполнять упражнение. Сначала детям дается очень маленькая высота (5 см), поэтому не требуется сильного замаха (взмаха) и толчка. Все внимание ребенка обращается на приземление. Затем высота предмета увеличивается (в старшей группе до 40 см) и обращается внимание на движение рук при замахе и толчок, на приземление с прямой спиной и сохранение равновесия после приземления.
Старшим детям предлагают спрыгивать в определенное место, например за линию или в кружок, расположенные на расстоянии 15--20 см от того предмета, с которого прыгает ребенок. Такое задание требует от детей умения соразмерить силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитать точность приземления в определенное место. По мере овладения детьми техникой прыжков с высоты задания усложняются, например: прыгать боком, с хлопками и т. д.
В связи с тем, что детям во многом присуще конкретное, предметное мышление, им непонятно высказывание - прыгнуть как можно дальше или бросить как можно дальше. Им это «дальше» нужно сравнить с конкретным расстоянием. Поэтому ребенку нужно ставить ясную цель.
Можно, например, начинать прыгать с детьми 3 лет с места толчком двумя через обруч 60 см. Это называется - прыгать через лужу. Как правило, больше половины детей поначалу не могут перепрыгнуть такое расстояние. Можно взять другой ориентир (отметить прыгалкой, веревкой, мелом, шарфиком, рисунком на коврике - на что хватит фантазии). Можно допускать временно двойной прыжок на двух - в обруч и из обруча, мотивируя тем, что, прыгнув в лужу, нужно сразу из нее выпрыгнуть. Но тут такая особенность - при занятиях в группе детей можно поставить в пример умеющего прыгать. Если же занятия индивидуальны, то лучше применять доступное расстояние, чтобы ребенок обязательно перепрыгнул.
Прыгать желательно на мягкое покрытие (мат, матрац) на улице - травка, песочек и в обуви.
К прыжкам с разбега можно подходить к 4 годам. Прыгать так же на мат с короткого разбега (3-5 м) через тот же обруч. Обязательное условие - техника: разбег, толчок одной ногой, приземление на две ноги приседая. Нельзя падать на руки, попу и т.д. Постепенно размер обруча увеличивается. Дети любят прыгать.
В дошкольном возрасте, примерно с 5 лет, можно учиться прыгать в высоту. Прыгают в высоту - с прямого разбега способом согнув ноги. То есть точно таким же способом, как и в длину с разбега. Обычно рекомендуют прыгать через натянутую веревочку. Однако дети боятся зацепить веревку и упасть, боятся, когда качается стойка, на которой эта веревка крепится, отсюда - невозможность показать нормальный результат. Лучше соорудить из старых пластиковых бутылок простую пластиковую имитацию кустиков и травы высотой 30-40 см. На улице можно прыгать через кустики. Можно делать и повыше - зависит от результата ребенка. В чем разница? Дело в том, что такое препятствие демонстрирует ребенку безопасность прыжка, даже если он зацепится. Нужно показать, что нога может свободно проходить через эти "кустики". Он перестанет опасаться прыгать и будет проявлять свои способности полнее.
Заключение
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Список литературы:
1. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М: Академия, 2002г. - 320с.
2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М: Просвещение, 1986г. - 280с.
3. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М: Просвещение, 1984г. - 208с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М: Академия, 2001 - 368с
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам через скакалку. Особенности развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной системы у старших дошкольников. Анализ техники прыжков через скакалку.
дипломная работа , добавлен 14.12.2010
Сущность обучения национальным прыжкам. Средства тренировки у прыгунов, специализирующихся по якутским национальным прыжкам и их виды. Анализ нагрузки тренировок у прыгунов и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию силовых качеств.
дипломная работа , добавлен 19.09.2009
Виды якутских национальных прыжков, методика обучения, средства тренировки у прыгунов, силовая подготовка. Опытно-экспериментальное обоснование силовых качеств учащихся, анализ нагрузки тренировок у прыгунов, результаты опытно-экспериментальной работы.
дипломная работа , добавлен 18.09.2009
Виды и сущность прыжков в высоту как одного из видов легкой атлетики. Техника и методика тренировочных упражнений спортсменов 18-19 лет для выполнения прыжка в высоту способом "Фосбери-флоп". Работоспособность двигательного аппарата спортсмена.
курсовая работа , добавлен 22.08.2011
Значение упражнений с мячом. Овладение мячом, подготовка к спортивным играм в разных возрастных группах. Методика обучения упражнениям старших дошкольников. Игры с бросками, ловлей, передачей и ведением мяча. Использование мяча в повседневной жизни детей.
контрольная работа , добавлен 18.03.2017
Виды легкоатлетических прыжков, эффективность фазы отталкивания, циклические и ациклические элементы движения. Угол вылета, постановка толчковой ноги и величина мышечных усилий в момент перевода скорости полёта. Правила организации соревнований.
реферат , добавлен 17.05.2012
Исследование техники прыжков, разбега, движений при отталкивании, способов сохранения равновесия в полете, правильного выполнения приземления. Характеристика достижения наивысшей скорости без потери контроля за своими движениями и излишнего напряжения.
курсовая работа , добавлен 18.10.2011
Техника базовых прыжков на скакалке. Методы достижения высокой скорости и интенсивности прыжков. Комплексы упражнений для поддержки подвижности плечевых и тазобедренных суставов, для укрепления мышц рук и спины. Мировые рекорды по прыжкам со скакалкой.
реферат , добавлен 06.05.2013
Общая характеристика прыжков в длину. Анатомо-физиологические и психические особенности детей старшего школьного возраста (15–16 лет) и их учёт при планировании и контроле занятий. Методика, задачи и средства обучения технике прыжка в длину с разбега.
дипломная работа , добавлен 07.10.2016
Методика круговой тренировки с использованием гандбольных упражнений для развития скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста. Сравнительный анализ развития скоростно-силовых качеств у учащихся заведения среднего школьного возраста.
В старшей и подготовительной возрастных группах (дети от 5 до 7 лет) педагогическая направленность работы педагога с детьми заключается в формировании у них двигательной инициативы и самостоятельности. Это определяет подбор педагогом прыжковых упражнений и технику выполнения прыжков: стимулируются энергичные действия дошкольников, при этом можно практиковать упражнения и соревновательного типа.
Дети начинают понимать взаимозависимость двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем дальше прыгнешь.
При обучении детей данной возрастной группы спрыгивапию с предмета их нужно ориентировать приземляться не просто в круг, а в центр круга (например, «Кто точнее приземлится в круг»). Спрыгивать можно по- разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете и т.д. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия детей, страховка им все же необходима. Поэтому место для приземления надо готовить тщательно. В зале нужен толстый гимнастический мат, а на участке песок в прыжковой яме, который надо обязательно взрыхлять.
В прыжках в длину с места, опираясь на естественное стремление детей прыгнуть дальше, педагогу необходимо стимулировать их на высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать руки, а затем и ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет затруднительны, то лучше прибегнуть к заданиям соревновательного типа; «Кто допрыгнет до зеленого кубика хорошо, до желтого — очень хорошо, а до красного — отлично/»
Наряду с закреплением основ техники простейших видов прыжков в детей в этой возрастной группе начинается обучение прыжкам с разбега в длину и в высоту. Главная трудность в освоении — научиться отталкиваться после разбега одной ногой, а не двумя. Приобретенные из предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появления новых умений и даже причиной падения результатов. Поэтому педагогу нужно позаботиться о создании необходимых условий для успешного и безопасного обучения детей (гимнастические маты — в зале, прыжковая яма с песком или опилками — на участке, умелая страховка и т.д.).
Прыжки с разбега осваиваются детьми на протяжении нескольких занятий. На каждом из них ребята выполняют прыжок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными образовательными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую.
При обучении прыжкам в длину с разбега очень важно вызвать интерес детей: например, «…Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите…» После показа педагог отдельно демонстрирует главный элемент прыжка — отталкивание одной ногой, а приземление на две. Затем идет повторный слитный показ прыжка в целом, после чего педагог поясняет детям, что далеко можно прыгнуть, если у человека хорошо развиты скоро- стно-силовые качества и координация движений. Определив целевую установку занятия, педагог формулирует главную образовательную задачу: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две. Имея такую мотивацию, подкрепленную реальным показом, дети активно включаются в процесс освоения данного вида прыжка.
Важно чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Значение имеет каждый элемент организации — это размещение детей, разметка, место педагога, готового подхватить теряющего равновесие ребенка. На следующем занятии, при закреплении данного движения, в зависимости от целевой установки может меняться и образовательная задача, например: Цель — развитие координации средствами упражнений смешанного характера. В этом случае, образовательная задача будет звучать как «Закрепление согласованности движений рук и ног в процессе отталкивания в прыжках в длину с разбега. Когда это умение освоено, детей можно учить отталкиваться, не переступая черту.
Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега, а потому не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Дощечку перед прыжковой ямой следует обозначить более выразительно (флажком, кубиком и т.д.).
Очень важно учить детей правильно разбегаться. Не случайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае, можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: например, «Приготовиться!» — выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; «Можно!» — ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, т.к. требует страховки. Следующий ребенок разбегается, когда гимнастический мат или прыжковая яма свободны. По возможности дети должны стремиться выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, шаги становятся короче, махи рук в направлении вперед-вверх короткие и энергичные.
Не смотря на многообразие подводящих упражнений, при обучении детей основам техники прыжка в длину с разбега они допускают типичные ошибки, представленные в таблице 12.
Таблица 12.
Типичные ошибки детей дошкольного возраста при обучении различным видам прыжков
Типичные ошибки |
В 03] | |||
6 | ||||
В исходном положении низко опущенная голова | + | + | ||
Слабый замах руками | + | + | + | |
Поочередное отталкивание ногами | + | + | ||
Жесткое приземление на прямые ноги | + | + | + | + |
Неустойчивое приземление | + | + | + | + |
Несоразмерность максимального отталкивания с жестким приземлением | + | + | + | + |
Непопадание на место отталкивания | + | + | + |
Аналогично осваивается дошкольниками данной возрастной группы и прыжок в высоту с разбега. Но в нем есть специфические сложности — надо преодолеть препятствие в виде мягкого резинового жгута на прыжковых стойках.
Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям — бегу (в слабой и умеренной зонах мощности) с перепрыгиванием небольших высотой до 30-35 см препятствий. Это могут быть кочки, гимнастическая скамейка или кубы высотой до 20-25 см, мягкий резиновый жгут на стойках на той же высоте и т.д. К подводящим упражнениям можно отнести и прыжки с места через резиновый жгуг на высоте до 20-25 см после толчка одной ногой и приземления также на одну ногу. Те же упражнения следует проделать и с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.
Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.
> Характеристика, виды прыжков
Прыжок -- один из видов основных движений -- относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.
Для детей дошкольного возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания с высоты, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега, прыжки со скакалкой.
Техника прыжка состоит из следующих элементов (фаз): исходное положения, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждая предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую: исходное положение помогает правильно выполнить замах (при прыжках с места), разбег (при прыжках с разбега); замах или разбег (подготовительная фаза) создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли (пола). От амплитуды замаха зависит сила толчка. При разбеге развивается большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка и в результате обеспечивает большую дальность полета.
Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега -- одной, более сильной ногой. Сила толчка зависит от размаха или разбега. Разбег и толчок обеспечивают результат выполнения прыжка в целом.
Длина и высота траектории полета, которую описывает общий центр тяжести тела, находятся в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами, и определяются предыдущими элементами (разбег и толчок). Скорость и направление движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия и подготовиться к приземлению. Основная задача при приземлении -- погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.
Прыжки можно разделить на 2 типа по принципу координации:
1. Прыжок толчком двумя ногами - требует симметричной координации ног и рук (то есть действия обеими ногами сразу). 2. Прыжок толчком одной (с разбега) - требует больше перекрестной координации, а при приземлении на две ноги - симметричной.
Для чего необходимо такое разделение?
Дело в том, что при выполнении прыжков с предельным усилием дети смешивают две, в общем-то, противоположные техники, в результате - не могут добиться толкового результата ни в одном варианте. Поэтому следует разделять эти упражнения по времени: например сегодня прыгаем толчком двумя, завтра - с разбега.
С самого начала необходимо требовать четкого выполнения техники, то есть - добиваться четкой координации движений, которая как раз и управляется головным мозгом и формирование которой способствует формированию нейронных связей, следовательно - развитию соответствующих отделов ЦНС.
Рис. 1 Прыжок в длину с места
Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком -- «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад -- в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед -- вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед -- в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление.
Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10--15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.
Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста -- сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед -- вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.
Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.
Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40--50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.
Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60--70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4--6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.
Для детей 6--7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.
Рис. 2 Прыжок в глубину (с невысоких предметов)
Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в характере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении.
Этим видом прыжков дошкольники овладевают очень быстро. Однако следует помнить о том, что неправильное приземление на прямые ноги может привести к травмам и значительному сотрясению организма. Прыжки на твердую опору являются причиной растяжения связок и мышц стопы и ее уплощения. Поэтому приземление должно быть только на мягкую опору (коврик или песок).
Детей 3--4 лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глубину. Для этого из двух лент (скакалок) выкладывают «дорожку» шириной 20 см на расстоянии 50 см от скамейки или стульчика (высотой 15 см), с которого выполняется прыжок, и предлагают ребенку точно приземлиться на «дорожку». Такое задание требует от детей правильного отталкивания вперед -- вверх. В этом возрасте дошкольники должны овладеть общей структурой прыжка, так как дальнейшее совершенствование его продолжается в следующих возрастных группах. У детей 5 лет прыжок в глубину формируется и совершенствуется в такой последовательности: прыжок со скамейки или какого-либо другого возвышения (высота 20 см); прыжок с приземлением в обусловленное место -- на «тропинку» или лист бумаги (картона) размером 20x30 см, прыжок с высоты 20--25 см с правильным выполнением всех его элементов.
С детьми 6--7 лет навыки прыжка в глубину совершенствуют в различных условиях. Высота его постепенно увеличивается до 30--40 см. При выполнении данных прыжков широко используют естественные условия: спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле; зимой -- со снежных валов и т. д. Постепенно прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.
Рис. 3 Прыжок в длину с разбега
Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5--6 лет. В длину с разбега прыгают таким образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием несколько короче; отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед -- вверх; в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед; приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед -- в стороны.
Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчивого приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6--8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега -- до 10 м.
Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка -- неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.
Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).
Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2--2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.
Рис. 4 Прыжок в высоту с места
Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом согнув ноги (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега -- 10--12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.
Прыжок в высоту с места нелегко дается детям, потому что им трудно преодолевать вес собственного тела и поднять его над землей. Поэтому в младшем возрасте сначала делается прыжок через шнур, палку или обруч, а затем предлагают прыгать через горизонтальную веревочку, высота которой увеличивается от 5-7 до 10-15 см.
Для прыжка в высоту с места ребенок встает на расстоянии 10-15 см от веревочки лицом к ней. Сначала он поднимает руки вперед-вверх и сам поднимается на носки, затем опускает руки вниз-назад, полуприседает и, опираясь на всю стопу, наклоняет туловище вперед. После этого, резко разгибая ноги, делает взмах руками вперед, отталкивается двумя ногами и перепрыгивает через веревочку. В полете обе ноги сгибаются в коленях. Приземляться нужно на носки полусогнутых ног с переходом на всю ступню. Руки выносятся вперед - в стороны.
Когда дети освоят этот прыжок, можно давать задание - прыгать боком. С поворотами направо и налево; толчком двумя ногами с места на различные предметы
Рис. 5 Прыжок в высоту с разбега
По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.
Дошкольникам не рекомендуют приземляться на одну ногу, как этого требуют другие способы прыжков (перешагивание, перекат, перекидной), так как при этом возникает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время приземления. Поэтому прыжок в высоту с разбега согнув ноги является самым приемлемым для детей 5--7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.
В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед -- в стороны. Детей 5--6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку высотой 10--15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги; то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх; прыжок с 3--5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30--35 см с 6-метрового разбега.
На начальном этапе обучения ставится задача -- научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них -- четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).
В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.
Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8--10 м, а высоту -- до 50--55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.
Рис. 6 Прыжки со скакалкой.
Прыжки со скакалкой укрепляют мышцы и суставы ног, внутренние органы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают координацию, ритмичность, ловкость. Быстроту. Глазомер, выносливость.
Упражнения в прыжках со скакалкой вызывают большой интерес у детей 5--7 лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), подтягивают ее за ручки вверх вдоль туловища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.
Вначале скакалку вращают только вперед, для того чтобы ребенок мог ее лучше видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки постепенно ускоряется. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног.
Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1--2 мин). Длительность непрерывных прыжков со скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до 1 мин.
Детям дошкольного возраста доступны разные виды прыжков.
Подпрыгивание - ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания - совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом последующего.
Выполняется подпрыгивание по-разному: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу; в одной плоскости и с поворотом вокруг; может сочетаться с различными движениями рук, а также с их фиксированным положением, например на поясе; перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторону, приземляться можно произвольно или в обозначенное место (квадраты, кружочки).
Прыжки в высоту с места характеризуются энергичным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное движение туловища. Различают прыжок с места вверх (типа "подпрыгни и достань"), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку).
Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком одной с приземлением на обе ноги; направлены прямо, боком, спиной вперед.
Спрыгивание - прыжок с высоты или в глубину. Используется как самостоятельное движение и как двигательное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке.
Прыжок в длину с места выполняется на двух ногах, на одной йоге; в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°.
Прыжки с разбега в длину и высоту.
Прыжки со скакалкой (короткой и длинной).
Прыжок - ациклическое движение. В каждом прыжке различают четыре фазы - поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.
Первая фаза - подготовительная - сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега); вторая фаза - толчок; третья - полет и четвертая - приземление. Прыжки выполняются слитно, единым движением. Однако знание структуры прыжка - важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыжкового упражнения, возраста и двигательной подготовленности детей.
Требования к младшим детям элементарны. Они повторяют действия воспитателя в самом общем виде, а в средней группе необходимо добиваться от детей определенной четкости действий, наиболее характерных для каждой фазы.
Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыжка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега - перекатом с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет надо приземляться с носка, а в направлении на предмет (скамейку, ступеньку) - жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помогает примета: если туловище в фазе полета движется вертикально - приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туловища, - приземление выполняется перекатом с пятки.
Но во всех прыжках приземление должно быть мягким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь.
Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста детей.
В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыжков. Главное внимание педагог должен обратить на обучение отталкиванию. Па первом этапе дети не умеют отталкиваться двумя ногами. Даже на предложение воспитателя попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки) многие малыши выполняют только "пружинку", сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный воспитатель всячески способствует тому, чтобы эти действия повторялись. Они - начало прыжков.
Игровые задания, например "Позвони в колокольчик", "Достань, какой хочешь шар", "Испугай бабочку" и другие двигательные задания с привлекательными атрибутами, вызывают желание действовать. Предметы размещаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удобных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполнение движений без специальных приглашений со стороны воспитателя.
Первоначально детей учат спрыгииванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты - 15-20 см. В этом виде прыжков главное - учить малышей мягко приземляться.
Небольшая высота предметов для спрыгивания - фактор принципиальный. Дело не только в том, что у малышей еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными, а в другом. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя естественно. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать надо на мягкую поверхность, например на поролоновый или резиновый коврик.
Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Бели детей приглашают поскакать, "как зайчики", нужно дать им маски-шапочки, пусть они почувствуют себя "зайчиками". Если места приземления обозначить яркими картинками, то "зайчики" будут многократно прыгать на "капусточку", «птички» - на "ягодки". Никого не придется уговаривать.
Прыжки в длину с места синтезируют приобретенные умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры. Даже от самых маленьких можно добиться элементарной точности действий, особенно если интересно обыграть эти требования: "Не становитесь в ручеек, чтобы не замочить ножки..."
Во время выполнения прыжков не следует обращать внимание на положение рук малышей, потому что дети, еще не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Размахивая руками, они будут перешагивать "через ручеек", а не прыгать. Но воспитатель должен показать прыжок правильно, ничего не утрируя: отвести руки: назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении.
Показ дети должны наблюдать сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны.
В средней группе возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют и количественно и качественно усложнить все прыжковые упражнения.
Подпрыгивание на месте проводится с разным положением рук, в том числе детям могут быть предложены задания на координацию движений (однонаправленные действия). Упражнения выполняются и прямо, и с поворотом вокруг. Во второй половине учебного года можно чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных занятий и на утренней гимнастике. Необходимо чаще использовать природное окружение, совершенствовать прыжковые движения в подвижных играх.
В игровых заданиях типа "Подпрыгни и достань" предметы подвешиваются выше вытянутой вверх руки на 15-20 см, что требует от ребенка не только сильного толчка ногами, но и взмаха руками.
Новым и важным этапом в освоении прыжков является называние необходимых действий в каждой фазе движения. Разучивая спрыгивание (например, со скамейки), воспитатель сопровождает свои действия примерно таким объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться: сгибая ноги» слегка наклониться, руки отвести назад, смотреть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув колени. Посмотрите, как это нужно сделать без остановки...» - показ повторяется слитно, воспитатель только называет фазы. В результате дети учатся соответствующим образом реагировать на распоряжения "приготовиться!.., замахнуться!.., прыгнуть!..", необходимые на занятиях.
Стимулирует проявление различных физических качеств задание приземлиться за начерченной линией (не дальше 30 смот скамейки) в круг, квадрат.
Дети должны согласно программе прыгать в длину с места на расстояние до 70 см. Увеличение дальности прыжка в два раза по сравнению с младшей группой требует энергичных действий. Дети учатся сочетать отталкивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед. Поэтому логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с «позы пловца», а с замаха руками спереди, а позднее и сверху - назад с одновременным сгибанием ног.
В старшей группе педагогическая направленность работы с дошкольниками (развитие двигательной инициативы и самостоятельности) влияет на подбор прыжковых упражнений и технику прыжков: стимулируются энергичные действия, часто практикуются упражнения соревновательного типа.
Дети начинают понимать взаимозависимость двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем дальше прыгнешь.
В подпрыгивании активно участвуют руки, причем используются как однонаправленные, так и разнонаправленные действия. В подпрыгивании с продвижением вперед чаще применяется приземление в определенное место - стимулируются сильные, точные и ритмичные движения. Используются задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия, сравнивать их с действиями других детей: "Кто сделает меньше прыжков до...", "Кто быстрее доскачет на одной ноге до...
Со старшими детьми можно использовать все виды прыжков с места в высоту, также зачастую приобретающих соревновательный оттенок: "Кто достанет шар, висящий выше".
Воспитатели практикуют и комбинированные задания, приучающие детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимое от ситуации, например на прыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее. Напрыгивание требует жесткого приземления на всю ступню, спрыгивать нужно мягко на носки. Оба прыжка могут совершаться в одном направлении, можно спрыгивать и назад (спиной вперед), не разворачиваясь.
При спрыгивании нужно уметь приземляться не просто в круг, а в центр круга («Кто точнее приземлится»). Спрыгивать можно по-разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия старших детей, страховка необходима. Поэтому место для приземления надо готовить тщательно. В зале нужен толстый мат, на участке песок в прыжковой яме надо обязательно взрыхлять.
В прыжках в длину с места , опираясь на естественное стремление старших ребят прыгнуть дальше, надо стимулировать высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет затруднительны, лучше прибегнуть к уже полюбившимся детям заданиям соревновательного типа: "Кто прыгнет до зеленого кубика хорошо, кто прыгнет до желтого - очень хорошо, а кто прыгнет до красного - отлично!.."
В старшей группе начинается обучение детей прыжкам с разбега в длину и в высоту . Главная трудность в освоении этих движений состоит в том, что отталкиваться после разбега надо одной ногой. Приобретенные в предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появления новых навыков и даже причиной падении. Поэтому нужно позаботиться о создании необходимых условий для успешного и безопасного обучения (маты - в зале, прыжковая яма с песком или опилками - на участке, умелая страховка воспитателя).
Прыжки с разбега осваиваются на протяжении нескольких занятий. На каждом из них ребята выполняют прыжок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую.
При обучении прыжкам в длину с разбега очень важно вызвать интерес детей: "... Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите..." После показа воспитатель отдельно демонстрирует главный элемент прыжка - отталкивание одной ногой, а приземление на две. Затем повторно показывается слитный прыжок в целом, после чего начинают прыгать дети. Так осваивается первая и главная задача: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две.
Важно, чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Имеет значение каждый элемент организации: размещение детей, разметка, место и поза воспитателя, готового подхватить теряющего равновесие ребенка.
На следующем занятии, когда движение повторяется, можно поставить перед детьми задачу: «Отталкивайтесь сильнее, чтобы прыгнуть дальше». Когда этот навык освоен, детей учат отталкиваться, не переступая черту. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Черту надо обозначить выразительно, а дощечку перед прыжковой ямой тщательно вымыть.
Очень важно учить детей правильно разбегаться. Не случайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: "Приготовиться!" - выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; «Можно!» - ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, так как требует страховки. Следующий разбегается, когда мат свободен. По возможности дети должны выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, пи становятся короче, махи в направлении вперед - вверх короткие и энергичные.
Прыжок в высоту с разбега осваивается дошкольниками аналогично. Но в нем специфические сложности надо преодолеть препятствие в виде веревочки на прыжковых стойках или планку. Кстати, веревочку не привязывать, обеспечить ее натяжение должны пришитые к концам мешочки с песком.
Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям - напрыгиванию с места на маты после толчка одной ногой, прыжкам с места через веревочку, планку, прутик. Те же упражнения следует проделать с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.