Что такое пост для чего он нужен. Почему люди постятся? Особенности богоугодного воздержания
Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).
– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?
– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.
С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом .
– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?
– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто ; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.
Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.
Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.
– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…
– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.
Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.
– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».
– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их» .
Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).
Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»
Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.
Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье .
– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?
– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>
– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?
– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?
Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок , – это уже отречение.
Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».
Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными . Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.
Традиция поста имеет древнее происхождение, о чем свидетельствует Библия. В самом начале бытия человечества ярким примером поста был запрет нашим прародителям на вкушение от древа познания добра и зла в Эдемском саду. Смысл поста для Адама и Евы заключался не только в отказе от определенного рода пищи, но и в послушании Богу.
В дальнейшей библейской истории мы также встречаем многочисленные примеры поста. Известные праведники Ветхого Завета проводили многие дни в посте и молитве. Так, 40 дней постился пророк Моисей перед получением Заповедей Божиих. Пророк Илия перед явлением ему Господа также провел время в 40-дневном посте.
Но не только отдельные люди налагали на себя пост. Жители целых городов проводили время в посте и покаянии. В книге пророка Ионы повествуется о покаянном посте царя и граждан города Ниневии, причем пост налагался на всех без исключения.
Иудеи во времена опасности или общественных бедствий считали религиозной обязанностью налагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи, приносить особые жертвы и усиленно молиться. Архимандрит Никифор (Бажанов) в своей “Библейской энциклопедии” отмечает, что “посты соблюдались евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, т. е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния”.
В Новом Завете говорится, что Сам Христос перед выходом на общественное служение 40 дней постился в пустыне. Ученики Христа - апостолы, многие свои действия сопровождали постом (Деян. 13: 2–3). Важно отметить, что пост является не только древней традицией, но и необходимым элементом духовной жизни верующего человека. Господь Иисус говорит о борьбе с нечистой силой: “сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21)”. Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечает: “Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех”.
Тем не менее некоторые люди считают, что пост в смысле ограничения пищи - дело необязательное, второстепенное, главное же - не говорить неправды или не обижать ближнего. При этом часто ссылаются на слова Писания: “не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека ” (Мф. 15: 11). Подобное мнение встречается нередко, поэтому рассмотрим этот вопрос более внимательно.
Господь обличает лицемерие книжников и фарисеев, которые уделяют чрезмерное внимание своим преданиям. Одним из таких преданий было обязательное умывание рук перед едой, причем строго оговаривалось количество воды, а также его время и порядок. Считалось, что если человек ел неумытыми руками, то он осквернял себя. Исследователь Священного Писания архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: “Соблюдение этих правил считалось настолько важным, что нарушивший их подвергался синедрионом наказанию вплоть до отлучения”. Неисполнение этих преданий книжники и поставили в вину Христу и Его ученикам.
В ответ Господь доказывает, что фарисеи в следовании своим преданиям сами доходят до нарушений заповедей Божиих, в частности заповеди о почитании отца и матери. Дело в том, что книжники разрешали детям отказывать родителям в материальной поддержке, если они объявляли свое имущество посвященным Богу. При этом сам посвятивший мог продолжать и дальше пользоваться собственным имуществом, платя небольшой выкуп в сокровищницу храма. Но за это он считал себя свободным от обязанности заботиться о своих родителях, отказывая им в самом необходимом для их жизни и пропитания. Поэтому Господь, обличая фарисеев в лицемерии, и произносит слова о том, что на самом деле оскверняет человека. Оставшись наедине с учениками, Христос поясняет: “исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть
неумытыми руками - не оскверняет человека
” (Мф. 15: 18–20). Таким образом, Христос не отвергает пост, а обличает лицемерие. Архиепископ Аверкий поясняет: “Фарисеи не понимали разницу между чистотой физической и нравственной, и полагали, что пища, если она нечиста или взята грязными руками, способна нравственно загрязнить человека, делая его нечистым перед Богом. Господь же показывает, что нравственно нечистым делает человека только то, что исходит из нечистого сердца”.
Священное Писание свидетельствует, что “Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней ” (Пс. 23: 1). Апостол Павел отмечает, что “пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем ” (1 Кор. 8: 8). Поэтому мнение об осквернении человека пищей является ошибочным.
О посте же Христос говорит в Нагорной проповеди: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ” (Мф. 6: 16–18). Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что “у древних был обычай помазывать себя во время радости и веселья, как это видно из примера Давида и Даниила”. При этом святитель поясняет, что “Христос заповедует помазывать голову не с тем, чтобы мы непременно делали это, но чтобы тщательно старались скрывать пост - это стяжание свое”. Здесь Господь нас предостерегает беречься “закваски фарисейской, которая есть лицемерие” (Лк. 12: 1).
Говоря о мере телесного поста, можно обратиться к словам преподобного Кассиана Римлянина. Он говорит: “Крайности с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста”. И преподает нам общее правило воздержания, которое “состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения”.
Прекрасно выразил смысл поста один из пророков Ветхого Завета Исаия. Иудеи обращаются к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?”. Господь устами пророка отвечает им: “Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я» ” (Ис. 58: 3–9). Поэтому подвиг поста ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Божиих заповедей о любви и милосердии к ближнему. Святитель Иоанн Златоуст риторически вопрошает: “Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть?”.
Вот почему пост для христианина должен быть и телесным, и духовным. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.
Подготовил протоиерей Николай Баранов
Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.
Диакон Павел Сержантов
Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.
Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.
Спор об аскезе
На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.
На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.
Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.
Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.
В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».
Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.
Смысл поста на поверхности
Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.
Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:
– Мам, дай попробовать…
– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.
Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.
Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).
Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.
Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.
(церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный». Пост - не диета, и воздержание от определенных видов пищи - не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.
Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост - Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.
Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение - сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.
Пост также выступает свидетельством духовной природы человека - в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек - это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост - простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе - стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост - древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.
Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело - темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело - это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.
Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю - слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью - душевному и телесному.
Православная Церковь выделила специальное время в году, чтобы верующие могли усиленно поработать над собой – очистить свою душу и тело. Такой временной период называется пост. В эти дни христиане усердно молятся, исповедуются и приобщаются к Святым Христовым Тайнам. Предписано также не употреблять в этот момент мясо, яйца, молоко, в некоторых случаях даже рыбу. Такая пища – продукты животного происхождения – называется скоромной. Однако, это слишком короткий ответ на вопрос: что такое пост. Поскольку его традиция гораздо шире общепринятого мнения.
Вконтакте
Одноклассники
История традиции
Как явление и традиция, существовал еще с ветхозаветных времен. Сам Господь Иисус Христос 40 дней постился в пустыне, о чем и сказано в Евангелии. По его величайшему примеру апостолы тоже отказывались от пищи в течение такого же периода времени. Так родилась традиция Великого Поста или Четыредесятницы.
Есть версия, согласно которой сначала православный пост был достаточно кратким, всего 40 часов. Так утверждают некоторые церковные исследователи. Исторические же свидетельства в древних книгах говорят о том, что когда-то, в древние времена, постились около двух суток, а перед Пасхой люди — шесть дней.
Иными словами, эта традиция пришла из глубины веков и претерпела постепенно значительные изменения. Как предполагают церковные ученые, когда-то существовал обычай крещения желающих обратиться в христианство на праздник Пасхи. Перед этим нужно было обязательно долго поститься, чтобы доказать свою потребность следовать Путём Христа на деле. Дабы поддержать дух своих будущих братьев по вере, ограничивали себя в приёме пищи и все христиане общины.
Свидетельства историков
Обычай поститься распространился повсеместно и соблюдался в одно и то же время в течение 40 дней, свидетельства тому пришли к нам из 4 века нашей эры. О чем и повествовал в своих древних книгах писатель Тертуллиан, исповедовавший христианство. Он рассказывал, что в течение дня верующие отказывались от пищи совсем, даже не пили воду. И только вечером вкушали хлеб, сушеные овощи и фрукты. Возбуждающая пища была запрещена полностью, а та, которой питались в эти дни, должна была употребляться весьма воздержанно.
При этом, какое бы то ни было проявление ярких чувств – веселья, радости – было запрещено.
Такой вид поста называли сухоядением и ему активно следовали вплоть до 12 века. Спустя какое-то время нужный спектр продуктов, которые можно было употреблять во время поста, значительно расширился, кроме овощей и фруктов, разрешалось употреблять в пищу рыбу и некоторые виды птицы.
Без крайностей не обходилось, поскольку некоторые христиане стали считать ограничения во время поста самым главным своим предназначением. Другие же отрицали саму обязанность поститься. Такие мнения считались ересью и пресекались.
Традиции прошлого
В дни Великого поста на Руси и в других странах , большинство жителей которых исповедует христианство, обычно прекращались всяческие развлечения, закрывались театры, переставали работать ярмарочные балаганы. Лавки, торгующие мясом, молочными продуктами и яйцами, даже бани переставали на время работать. В судебных заседаниях прекращалось рассмотрение дел. Активно приветствовалась всяческая благотворительность, и даже рабов отпускали на волю.
Нынешние правила, что пришли из глубины веков, предписывают соблюдение поста обязательным для всех. Нарушение поста здоровым человеком, не имеющим каких-то особых противопоказаний по состоянию здоровья, будет осуждаться.
Не приветствуются и те христиане, которые впадают в крайности, начинают придумывать для себя новые постные дни и считают употребление мяса в христианские праздники делом греховным.
Обязательно ли поститься
Господь Иисус Христос проповедовал о том, что соблюдение поста – это дело духовное , предназначенное для того, чтобы обрести душевный мир и успокоение, гармонию и равновесие чувств. Человек в такой период наполняется очень тонким и глубоким чувством благоговения перед Богом. Поэтому православный пост – это серьезная внутренняя работа души, которую нельзя выставлять напоказ перед всеми. Если кто-то будет пытаться таким образом произвести некое впечатление на окружающих людей, показать публично, насколько он «глубоко верующий» человек, давать ложные обещания, то это не принесет ему блага.
Православный пост посвящается исключительно Богу, с радостным и искренним порывом. Это смирение перед Всемогущим, искоренение гордыни. Человек в такое время будет отдавать себя полностью во власть Самого Господа и уповать только на его милость. Лицемерие при этом становится бессмысленным и никогда не приведет к той высокой цели, которой и посвящаются дни поста.
Для чего нужен пост
Смысл поста , как предписывает церковь, — это обретение очищения духа и тела от страстей земных, от негативных проявлений своего «я», раскаяние в неблаговидных поступках и покаяние, прощение зла другим, борьба духовная с ненавистью скорее внутри, чем снаружи.
Люди постились всегда перед свершением какого-то важного духовного события в их жизни. Для христиан это нужный период, когда человек сам делает шаги навстречу Богу, чтобы прийти к определенному этапу в своём духовном развитии. Это не просто «период голодания» перед праздничным застольем, а многогранная и упорная работа над собой. Именно такой православный пост будет угоден Богу, когда человек искренне и усердно будет стараться изменить себя к лучшему. Его молитвы от сердца в такой момент обязательно будут приняты Господом, который будет давать человеку силы и помогать совершать добро на этой земле.
Сегодня каждый сам решает по вере своей, стоит ли ему поститься. Никто не заставит человека ограничивать его в чем-то против его воли. Однако церковь рекомендует соблюдать пост, нужный каждому христианину, чтобы сократить для себя путь к Богу.
Нужно отметить особо, что не все люди в состоянии поститься , часть находится в таком положении, когда строгое ограничение в пище может нанести ущерб здоровью. Поэтому православная церковь учитывает столь важнейшее обстоятельство и никогда не настаивает в соблюдении поста для людей, которые не могут этого сделать в силу своего физической слабости. По предписанию отцов церкви, официально разрешено не соблюдать его следующим людям:
Медицинские работники несколько расширяют этот список. Ограничение в пище могут позволить себе далеко не все. При определенных заболеваниях нельзя нарушать предписанную диету, это может повлечь серьезные нарушения здоровья, порой, невосполнимые. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от ограничений в пище во время поста людям, имеющим следующие заболевания .
- Онкологическим больным;
- Диабетикам;
- Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- Больным с нарушениями желудочно-кишечного тракта;
- Людям, страдающим остеопорозом;
- Тем, кто занимается тяжелым физическим трудом;
- Тем, кто проживает в суровых климатических условиях;
В любом случае, если человеку будет поставлен серьезный диагноз, необходимо, прежде чем принять решение ограничить для себя принятие пищи во время поста, обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.
В Библии сказано , что человек должен уяснить для себя главное: соблюдение поста духовного гораздо важнее поста телесного. Человек в дни поста должен пребывать в целомудрии, смирении, посвящать своё время молитвам, приобщиться к Таинствам Христовым, причаститься. Ограничение в пище – это только один из аспектов этого особого периода времени.
Насколько должен быть строгим период поста – это, согласно церковным правилам, устанавливает для себя сам человек, предварительно посоветовавшись со своим духовником. Если православный христианин чувствует себя грешным и желает очиститься от груза, что лежит у него на душе, то ему нужно соблюдать более строгую традицию поста.
Как правильно соблюдать пост?
Для очищения тела и укрепления духа физически здоровые люди во время поста должны соблюдать пищевое воздержание. Всего существует пять видов поста:
Только здоровый человек может отказываться от приема пищи. Люди со слабым здоровьем, пожилые, дети и подростки могут применять только первый из указанных пунктов ограничений.
Суть не в том, чтобы просто не есть мяса или рыбы. Главное – это ограничение своих вкусовых пристрастий , своеобразная жертва, на которую идет человек, желающий проявить в физическом мире свою любовь к Богу, испытав свою духовную стойкость. Настоящий постящийся отличается смирением в пище, отказом от потакания чревоугодию. Даже из простых постных продуктов можно приготовить очень вкусные блюда и таким образом по-прежнему угождать своим чувствам.
Человек, который осознает свои грехи и желает в них раскаяться, не будет во время поста вставать из-за стола с переполненным желудком и кушать только ради наслаждения вкусом пищи.
Человек пожилой или со слабым здоровьем , посоветовавшись со своим духовным наставником, может и не воздерживаться от скоромной пищи. Зато следовать традиции соблюдения поста духовного. Это означает, что он поменяет своё поведение и отношение к окружающим людям, будет следить за своими эмоциями и мыслями. Будет стараться сдержать раздражительность, забыть и простить нанесенные ему обиды, перестанет осуждать других людей, станет гасить ссоры и избегать дурных мыслей.
Когда нет возможности соблюдать отказ от пищи, можно ограничить себя в другом. Скажем, отказаться от сладостей, любимых изысканных блюд в пользу простого и скромного питания. Вкусные блюда следует принимать только по праздникам.
Можно ограничить количество принимаемой скоромной пищи. Если здоровье позволит, то отказаться от мясного не на весь период поста, а только в определенные дни, например, в среду и пятницу .
Помимо этого, христианин, независимо от того, какой вид поста он выбирает, избегает всевозможных развлечений, которые будут только отвлекать его от главной цели.
Какие бывают посты в православии
В православии различают однодневные и многодневные виды постов. Они применяются обычно перед определенными значимыми событиями в жизни верующего человека или церковными праздниками.
Однодневные посты
— Среда и пятница – эти посты соблюдаются еженедельно. Их значение – это напоминание о предательстве Иуды, которое, как известно, было совершено в пятницу. По церковному календарю эти постные дни отменяются на Пасхальной неделе. Празднование Пасхи на самом деле происходит в течение целой недели, это, по сути, единый Светлый день. От соблюдения поста в среду и пятницу отказываются в течение недели после празднования Троицы. Пропускаются эти посты на Святки, которые обычно начинаются после Рождества и празднуются до самого Крещения. На Масленицу перед Великим постом, запрещается есть мясо, но разрешаются молочные продукты.
- В Праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября соблюдается пост в течение дня;
- День усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечается 11 сентября, также обязательно постятся;
- Днём, накануне Крещения тоже следует поститься в течение дня.
Многодневные посты
Как правильно соблюдать пост перед причастием
Если человек соблюдает все посты в течение года , в том числе по средам и пятницам, то перед ему будет достаточно отказаться от приема пищи и воды с утра, когда он идёт в церковь.
Если христианин не соблюдает постов , причащается редко, только один раз в году, то следует поститься неделю. За сутки перед самим причастием, нужно отказаться от приема воды и пищи до самого момента причастия на следующий день.
При этом, конечно, следует соблюдать и другие правила, читать молитвы, стараться искренне раскаяться в своих греховных делах и поступках, мыслях. Освободиться от тяжести на душе гораздо легче, если поститься.
Как правильно соблюдать Четыредесятницу
Великий Пост христианами соблюдается перед Пасхой . Он самый продолжительный и строгий. По церковному уставу Великий пост делится на Седмицы (недели). Первая часть поста называется Четыредесятница, период покаяния. Вторая часть поста носит название Страстная седмица, это момент очищения.
Первая седмица знаменуется полным отказом от пищи в понедельник и вторник. Лишь во вторник вечером для людей со слабым здоровьем можно съесть немного постной пищи.
По субботам и воскресеньям в обед может состоять из вареной пищи с постным, растительным маслом.
Рыбу кушают только два раза за весь пост , в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Вербное воскресенье.
На пятой седмице, в четверг, чтобы подкрепить силы, разрешено давать красное вино, поскольку в этот день в церквях слишком продолжительная служба, и необходимо восстановить силы.
На Страстной седмице соблюдаются самые строгие правила, а в Страстную Пятницу, день распятия Христа, рекомендуется и вовсе воздержаться от пищи.