Закономерности детской памяти. Память и способы ее развития. Закономерности памяти. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Память — важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности.
Память как познавательный процесс
Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Но память отличается от всех остальных психических процессов тем, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, в отличие, например, от и .
Память имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями. Представление — это субъективный чувственный образ предыдущих восприятий, хранящийся в памяти. Представления бледнее и беднее . Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют, так как они строятся на образах прошлых восприятий. Поэтому в представлениях многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий нередко сливаются или стираются. Представления отличаются от восприятий также своей изменчивостью, непостоянством, возможностью их «реконструкции» — преобразования механизмами воображения.
Память в отличие от других познавательных процессов имеет дело не со связями и отношениями самих объективных вещей, а с отношением субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже добытое. Новое же знание она конструирует не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отражающих их представлений.
Виды и закономерности
Существует множество классификаций памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
- По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую ;
- По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную ;
- По продолжительности сохранения информации (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делят на: мгновенную, кратковременную, долговременную и буферную (оперативную) .
Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.
Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации.
Буферная (оперативная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.
Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:
- – величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);
- – ценности информации;
- – установки человека;
- – логической категоризации.
Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:
- – привычность материала;
- – контекст;
- – принцип специфичности кодирования;
- – мотивация;
- – углубление в изучаемый материал.
Общие теории памяти
Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.
Физическая теория памяти. Согласно этой теории нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.
Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) - основой индивидуальной памяти.
Биохимическая теория памяти. Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени - собственно биохимической - происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.
Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П. Павлова (http://www.iemrams.spb.ru/russian/pavlovru.htm) о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс - акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.
Информационно-кибернетическая теория памяти связана с появлением вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.
Психологические теории памяти
В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное , , теория, смысловую теорию памяти , . Рассмотрим каждую из них коротко:
Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.
Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .
Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Существуют различные типологии памяти :
- по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
- по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
- по временным характеристикам - , ультракратковременная память;
- по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
- по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
- по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Особенности функционирования памяти
Свойства памяти
- Точность
- Объём
- Скорость процессов запоминания
- Скорость процессов забывания
Закономерности памяти
Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Законы памяти:
Закон интереса
– Интересное запоминается легче.
Закон осмысления
– Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки
– Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия
– Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста
– При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения
– При изучении похожих понятий наблюдается эффект “перекрытия” старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда
– Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём .
Закон края
– Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения
– Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости
– Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Мнемотехнические приёмы запоминания
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
- Рифмизация.
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
- Метод Цицерона на пространственное воображение.
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
- Методы запоминания цифр:
- закономерности;
- знакомые числа.
Процессы памяти
- Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
- Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
- Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс . Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
- Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Неврологическая память
Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).
Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем . С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).
- Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
- Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
- Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
- Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
- Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
- Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. Топографический кретинизм может быть вызван многочисленными нарушениями, включая трудности с восприятием, ориентацией и запоминанием.
Классификация видов памяти по критериям
- образная память
- словесно-логическая память
- сенсорная память
- эмоциональная память
Время
- оперативная
- промежуточная
Организация запоминания
- эпизодическая память
- семантическая память
- процедурная память
Свойства памяти человека
Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).
Долговременная и кратковременная память
Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).
Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).
Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.
Кратковременная память
Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку
ФСБКМСМЧСЕГЭ
человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:
ФСБ КМС МЧС ЕГЭ
человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.
Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.
Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.
Долговременная память
Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).
Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.
Одной из первичных функций является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.
Нарушения памяти
Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти - амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:
- Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
- Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)
- Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.
Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.
Мифология, религия, философия о памяти
- В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины.
- Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
- Согласно философии Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.
Тема 5. Воображение. Память. (2 ч.)
1. Понятие о воображении. Виды, функции воображения.
2. Память. Процессы, виды, закономерности памяти.
Понятие о воображении. Виды, функции воображения.
Если главная задача ощущения и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем мире, то задача воображения – преобразование полученного. Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение из ничего творить не может. Образы воображения опираются на представления памяти. Воображение всегда строится на преобразованном материале прошлых восприятий.
Воображение – психический процесс создания образов предметов и явлений на основе нового сочетания имеющихся знаний.
Воображение позволяет представить результат труда до его начала, причем представить не только конечный продукт труда (н-р, костюм), но и его промежуточные продукты (отдельные детали).
Воображение – результат деятельности мозга. Где в мозгу локализовано воображение? Механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, с воображением связана гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус располагается в передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).
Виды воображения.
Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) Образы возникают без усилий с нашей стороны, под воздействием неосознанных или малоосознанных потребностей. | Произвольное (преднамеренное, активное) Это процесс специального построения образов в связи с определенной целью | ||
Сны – продукт здоровой психики | Галлюцинации – При психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний | Репродуктивное (воссоздающее) – построение образов по схеме, описанию | Продуктивное (творческое) – самостоятельное создание новых образов |
Грезы – мечты, не связанные с волей Это пассивное, но преднамеренное воображение. | Особый вид – мечта – создание образа желаемого будущего. Дает толчок к деятельности. | ||
Приемы воображения
1) аналогия – создание образов, похожих на реальные предметы (локатор = летучая мышь);
2) агглютинация (”склеивание”) – соединение частей нескольких предметов (русалка);
3) акцентирование и преувеличение (преуменьшение);
4) типизация – в одном образе обобщаются различные предметы.
Функции воображения
1) представление действительности в образах. Эта функция связана с мышлением. Проявляется, н-р, при решении задачи;
2) регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек может отчасти удовлетворить многие потребности;
3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний (память, эмоции, речь), т.е. человек обращает внимание на нужные события;
4) формирование внутреннего плана действий – выполнение действий в уме;
5) планирование и программирование деятельности.
Память. Виды, процессы, закономерности памяти.
Память – один из важнейших психических процессов. Древние греки считали Мнемозину – богиню памяти – матерью девяти муз, покровительствующих наукам и искусствам. Процессы, связанные с памятью, называют мнемическими.
Образы предметов и явлений, возникающие в мозгу, не исчезают после прекращения действия раздражителей. Их образы сохраняются и в отсутствие этих предметов в виде представлений памяти.
Память – отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Память связывает наше прошлое с настоящим и будущим. Человек, лишенный памяти, находится в состоянии новорожденного.
Виды памяти :
1. В зависимости от того, что запоминается, выделяют:
Ø двигательную (моторную) память – навыки, движения. Рассказать об опыте А.Р.Лурии с Засецким
Ø эмоциональную (чувства, эмоции);
Ø образную (память на представления – слуховые, зрительные, обонятельные и др.);
Ø словесно-логическую или смысловую (запоминание и воспроизведение мыслей, словесных формулировок, запоминание смысла, т.е. общего, существенного. При этом человек может воспроизвести смысл своими словами).
2. В зависимости от того, как запоминается, т.е. по участию воли, выделяют:
Ø непроизвольную;
Ø произвольную.
3. В зависимости от того, на какой срок запоминается (как долго), выделяют:
Ø мгновенную (иконическую) – удержание точной и полной картины только что произошедшего. Это непосредственное отражение информации органами чувств. Длительность этой памяти – от 0,1 до 0,5 сек.
Ø кратковременную – сохранение наиболее существенных элементов. Ее длительность – несколько секунд или минут (помним, пока печатаем фразу, переводим ее и т.д.).
Ø оперативную – запоминание сведений для определенных операций. Длительность – от нескольких секунд до нескольких дней, т.е. до тех пор, пока не решим данную задачу.
Ø долговременную – запоминание информации на долгий срок. Это наша ”кладовая”. Характеризуется длительностью и прочностью.
Структурными компонентами памяти являются следующие процессы :
1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий сохранение материала в памяти для его дальнейшего воспроизведения. Запоминание бывает непроизвольным (когда не ставится специальная цель) и произвольным (ставится цель – запомнить материал); механическим (основывается на повторении отдельных связей, отдельного материала – просмотр фильма несколько раз) и осмысленным (смысловым) – связано с процессами мышления.
Специально организованное запоминание с применением определенный приемов называется заучиванием . Совокупность таких приемов – мнемоника (или мнемотехника).
2. Воспроизведение – процесс восстановления прошлого опыта, построение соответствующих ему представлений. Выделяют три уровня:
Ø узнавание – опознание воспринимаемого объекта, часто сопровождается чувством знакомости (что часто подводит школьников);
Ø само воспроизведение – произвольное и непроизвольное (на основе ассоциаций);
Ø припоминание – наиболее активное воспроизведение, требует определенных усилий.
3. Сохранение – удержание в памяти прошлого опыта. Это процесс избирательный. Лучше всего сохраняется то, что имело непосредственное влияние на человека, его деятельность, затронуло его чувства и эмоции.
4. Забывание – процесс, обратный сохранению, процесс исчезновения, выпадения из памяти заученного. Это также избирательный процесс, не всегда отрицательный. Забывается то, что не имеет для человека существенного значения, не вызывает его интереса. Однако человек может забыть и то, что ему нужно. Забывание начинается вскоре после заучивания. Особенно быстро оно идет в первое время. Поэтому необходимо повторение заученного. Но иногда встречается и лучшее воспроизведение через несколько дней после заучивания. Забывание может являться и следствием расстройств памяти: 1) старческого; 2)сотрясения мозга; 3) раздвоения личности.
Рассказать об опытах А.Р.Лурии с Ш.
Закономерности памяти.
1) зависимость от цели, ее значимости;
2) зависимость от того, каким образом был предъявлен материал;
3) зависимость от логической структуры материала, определенной его последовательности;
4) зависимость от организации заучивания (так, не следует учить историю поле литературы);
5) зависимость от того, какие виды памяти задействованы;
6) зависимость от значимости информации для человека.
Качества памяти
1) быстрота запоминания;
2) прочность сохранения;
3) точность;
4) готовность – умение быстро извлечь из памяти нужную информацию.
Па́мять - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909) был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.
Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края").
Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Теодюль Рибо (1839-1916), анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии).
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.
При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.
Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.
Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным Анри Пьероном (1881-1964), распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2-3-й день после выучивания материала. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой - бессмысленного материала.
Закон памяти | Практические приемы реализации |
Закон интереса | Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления | Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки | Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия | Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста | При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения | При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда | Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края | Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения | Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершенности | Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά - искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Также употребляется термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.
Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания - приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).
Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.
При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.
В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.
Основные приёмы:
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
Рифмизация
Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод Цицерона на пространственное воображение
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
Психодиагностика, псих. семьи, псих. консульт- ие, общая и возрастная псих.
84. Представление об индивидуально-типологических особенностях личности.
Индивидуально-типологические особенности личности.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Биологическое и социальное в структуре личности.
Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.
Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.
Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.
Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.
Понятие о характере.
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.
Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.
Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.
Характер человека проявляется:
1. В том, как он относится к другим людям;
2. Показательно для характера отношение человека к себе;
3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;
4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.
Акцентуация черт характера.
Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.
Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера - преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.
Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензетивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми.
Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь ошибкой вызвать смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности делает особенно выраженной реакцию геперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация - усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.
Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязанности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.
Характер и темперамент.
От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.
К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.
Типы темперамента:
холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.
Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.
К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками - медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.
Характер - во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.
Понятие о способностях.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся.
Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.
В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.
Самый верный способ определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Способности представляет собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые - вспомогательное.
Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей, занятей. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.
Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные психологические проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из двух доминирующих типов людей.
Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное - представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какой широкий круг конкретных занятий (математика, философии и т.д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок для успешного овладения деятельностью.
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.
Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.
Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью.
Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.
Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.
В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.
Память характеризуется тремя процессами: запоминанием, сохранением, воспроизведением. Рассмотрим последовательно каждый из них.
Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит запечатление новой информации разными путями.
Человек может не ставить пред собой цель что - либо запомнить, но если событие, факт и т.п. запомнились, мы говорим: «Запомнилось само». Это непроизвольное запоминание. Без специального намерения человек запоминает огромное число сведений. Однако, выяснилось, что непроизвольно человек запоминает далеко не все подряд. Непроизвольное запоминание достаточно избирательно. Что именно человек запоминает непроизвольно? Что влияет на качество запоминания? Качество запоминания информации определяется точностью и полнотой ее воспроизведения. Качество запоминания – это также прочность запоминания, которая может определяться сроком сохранения информации.
Произвольное запоминание - сложная, целенаправленная мнемическая деятельность. Одно из основных условий произвольного запоминания - постановка цели запомнить материал. Человек сознательно выбирает ту или иную цель запоминания. Что влияет на качество запоминания в этом случае?
Любое запоминание избирательно: в памяти сохраняется далеко не все из того, что нас окружает, и что мы пытаемся специально запомнить. Чем же определяется выбор?
1. Известно, что мы запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и сильные эмоции. Чем более заинтересованно мы относимся к содержанию выполняемой деятельности, к новой информации, тем продуктивнее запоминание. Так, если ученика интересует урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка».
У каждого человека есть воспоминания детства, юности и более старшего возраста. Взрослый человек прошел через тысячи ситуаций, однако помнит он далеко не все. Если проанализировать то, что мы помним, то окажется, что многие события связаны с сильными эмоциями. Мы помним события, которые были волнительными для нас, помним что-то, что сильно обрадовало, испугало, удивило нас. Мы помним сильные переживания счастья, страха, обиды, горя, гнева и т.д. Все это значимые событий нашей жизни. По отношению к незначимым событиям мы не переживаем острых эмоций.
Группе детей детского сада давали запомнить слова в двух разных ситуациях. В первой ситуации дети играли в магазин. Ребенка посылали купить... Дальше перечислялись предметы. Это были слова для запоминания. Маленькому покупателю вручались «деньги», корзинка и он отправлялся в «магазин». В процессе покупки фиксировалось, сколько слов запомнил ребенок. Во второй ситуации детей приглашали для «занятий», просили прослушать и запомнить ряд слов. Оказалось, что в игре, когда слова нужны ребенку для дела, запоминается значительно больше слов, чем «на занятиях», когда смысл запоминания слов менее значим или не известен.
Установлено, что если наборы цифр, предъявляемых человеку в эксперименте, преподносятся ему как перечень цен на продукты или список важных для бизнеса телефонов, то они запоминаются лучше и в большем объеме, чем в условиях психологического эксперимента по изучению памяти на цифровом материале. Если сложная геометрическая фигура представляет собой логотип некоей важной для человека фирмы, куда он планирует обратиться по поводу осуществления сделки, то она намного легче и чаще узнается в условиях эксперимента.
Итак, именно личностная значимость информации является основной причиной или мотивом для хорошего запоминания. В случае с непроизвольным запоминанием значимость информации определяет, будет ли она запомнена в принципе, т.е. влияет на избирательность памяти. В случае с произвольным запоминанием значимость информации влияет на качество запоминания и срок сохранения. Информация, не имеющая устойчивой значимости для человека, запоминается менее прочно и в последующем быстро забывается.
В повседневной жизни все значимое, нужное, важное фокусируется в целях поведения и деятельности. Соответственно, то, что связано с целями деятельности, всегда запоминается лучше.
Человека попросили вспомнить все, что с ним было по пути на работу. В воспоминаниях обнаружила себя связь непроизвольного запоминания с направленностью человека на основную деятельность, а она заключалась в том, чтобы поскорее дойти до места работы. Запоминается то, что, так или иначе, связано с целью деятельности, что помогает или, наоборот, мешает ее достичь.
Группе испытуемых предложили расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке кроме предмета было изображено еще и число. После опыта испытуемых попросили вспомнить, что они видели на карточках. Были перечислены предметы, что касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что они их вообще не заметили. В опыте по разложению тех же карточек другой группой людей по порядку чисел, на них изображенных все обстояло наоборот: хорошо запомнились числа и почти не запомнились предметы.
Какие действия запоминаются лучше: те, которые успешно начаты и завершены, или те, которые оборвались на высокой ноте? Группе испытуемых предлагалось как можно точнее выполнить около 20 заданий разного характера. Здесь были и небольшие математические задачи, загадки, лепка фигурок из глины, изготовление картонных ящиков и т.п. Когда исполнители входили во вкус, работа прерывалась. Потом экспериментатор просил перечислить все выполнявшиеся задания. Прерванные задачи запомнились лучше завершенных примерно в два раза.
2. Среди условий продуктивного запоминания огромную роль играет понимание материала. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержание ассоциируется (увязывается) с уже усвоенными ранее знаниями. Непонятое запоминается хуже, поскольку у него нет привязки к тому, что человек уже хорошо знает и помнит, а также в силу того, что оно не вызывает интереса к себе.
При наличии у человека соответствующей информационной базы понимание новой информации может происходить без проблем, автоматически. При других обстоятельствах понимание может быть достигнуто как результат развернутого мыслительного процесса, включающего ряд операций, таких как выделение элементов или частей информации, выделение в каждой части и подчасти ключевых мыслей или слов, установление связей между элементами или частями, составление плана, сравнение, классификация и др. Чем более значима информация, тем активнее мы ее анализируем. Чем активнее мы анализируем материал, тем продуктивнее запоминание.
3. На характер запоминания влияют мотивы запоминавния, в качестве которых часто выступают цели запоминания, которые могут быть разными.
Три группы школьников одного возраста и примерно одинаковых способностей порознь учили одно и то же стихотворение. Разница была в одном: ребят первой группы предупредили, что их спросят завтра, а второй - через неделю; третьей - через месяц. А спросили всех через три недели. Оказалось выгоднее учить «на месяц», помнится дольше. Как невыгодно учить не понимая, так и невыгодно учить «на завтра», «до экзамена», «до контрольной». Те, кто делают ставку на длительное запоминание, выигрывают.
4. На качество запоминания оказывают влияние объем и характер запоминаемого материала. В экспериментах установлено, что увеличение исходного объема запоминаемого материала после определенного предела ведет к снижению объема того, что запомнится. Например, в опытах на запоминание двузначных чисел испытуемые студенты запоминают 8-10 чисел из 10. По мере увеличения количества предъявляемых чисел до 20, объем запоминания увеличивается, однако, ненамного – до 12-13 чисел, а после дальнейшего увеличения и вовсе начинает уменьшаться. Поэтому стремление к запомнить информацию большого объема в один прием может быть не всегда оправдано.
В нашей памяти работает закон ретро- и проактивного торможения, который гласит: любой элемент смыслового ряда в процессе запоминания оказывает тормозящее влияние на то, что было запомнено до него, и повлияет на то, что будет запоминаться после. В результате элементы одного ряда удерживаются в памяти далеко не одинаково. Первые элементы испытывают тормозящее влияние последующих (ретроактивное торможение), крайние - предшествующих (проактивное торможение), а средние элементы - и тех и других и потому запоминаются хуже. Это следствие закона называется эффектом края. Торможение проявляется особенно сильно тогда, когда предшествующая или последующая информация является либо сложной, либо сходной с настоящей. Например, при воспроизведении ряда из 10-12 двузначных чисел чаще всего выпадают средние числа.
Учет этого закона очень важен и при подаче информации. Если мы хотим, чтобы реципиент хорошо запомнил все сообщение, необходимо разнообразить информацию, особое внимание уделить средним ее элементам. Чтобы реципиент лучше запомнил какую-либо мысль, необходимо подать ее в конце сообщения, а еще лучше подать ее дважды: в начале и в конце сообщения.
5. Наконец, на продуктивность запоминания влияют воспроизведение и повторение материала.
Воспроизводить или пересказывать запоминаемое содержание. необходимо вслух, т.к. при этом кроме словесно-логического, в процесс запоминания включается еще и слуховой и двигательный виды памяти. Воспринимая свой ответ человек, точно фиксирует, что он запомнил, а что еще необходимо повторить, осуществляя тем самым самоконтроль за деятельностью запоминания
Наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после заучивания. Отсюда следует, что распределить повторения следует так, чтобы максимальное их количество приходилось на эти часы. Прослушанную утром или днем лекцию полезно прочесть вечером, вспомнить то, что не вошло в конспект, прочитать дополнительную статью, отрывок из книги. Это предупредит забывание материала.
Подводя итог, следует сказать, что запоминание информации и его качество зависит от ряда условий. К ним относятся:
- значимость информации для человека, наличие интереса к ней;
- понятность информации;
- объем информации;
- характер информации с точки зрения ее однородности;
- положение новой информации в системе уже известной человеку информации;
- количество повторений;
Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте, и определяется рядом условий. Сохранение информации в памяти человека определяется в первую очередь ее ролью в жизни личности. Устойчиво значимый материал, связанный с потребностями человека, его интересами и целями деятельности, забывается медленно. Жизненно важное совсем не забывается. Забывание материала оказывается тем более глубоким, чем менее значимым он становится для достижения актуальных целей личности, чем реже включается в деятельность.
Все те сведения, которые неактуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком, не востребованы жизнью, должны забываться. В принципе явление забывания целесообразно. Без забывания в сознании сосуществовали бы как личностно значимые, так и случайные сведения, как правильно, так и неверно заученные знания. При письме вместо автоматизма правильного написания постоянно всплывали бы словесные формулировки правил. Неприятные, тяжелые эмоциональные переживания были бы постоянно в сознании, угнетая нормальную жизнь человека.
Являются ли факты забывания результатом полного стирания следов раздражителя в мозгу или забытые знания сохраняются бессознательно? Известны факты гипнотического внушения человеку состояния давно прожитых лет. Например, взрослому внушают, что он ребенок 5 лет. Форма его поведения начинает соответствовать пятилетнему возрасту. (Однако, кто может поручиться, что он воспроизводит себя в пятилетнем возрасте, а не тех детей, которых он наблюдал, будучи взрослым.)
Опытами Павлова доказано, что угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшего числа повторений, чем для их начального образования. Кроме того, угасшие рефлексы могут растормаживаться при определенных условиях. Этим объясняется неожиданное воспроизведение того, что казалось давно забытым. Так, один человек в болезненном состоянии заговорил на немецком языке, которому научился много лет назад, но потом, долго не пользуясь им, казалось совсем забыл его.
Эти факты позволяют предположить, что сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.
Невозможность припомнить какой - либо материал не всегда означает, что он забыт окончательно, полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Здесь мы можем столкнуться с двумя явлениями:
1.Забывается конкретная «фактическая» форма материала, в то время как существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде.
2.Это может быть явление временного забывания, связанное с отрицательной индукцией или запредельным торможением.
Запредельное торможение наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Это ведет за собой резкое снижение запоминания в состоянии утомления. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено.
Забывание не сводится к чисто количественному уменьшению объема ранее воспринятого материала. В процессе сохранения и воспроизведения он подвергается качественной перестройке. Разные части материала забываются неодинаково. Лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание. Запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они уточняются, дифференцируются, обобщаются, перекодируются.
Таким образом, понятно, что память не склад, не архив, где документы хранятся в неизменном виде. Сохранение - процесс активный, динамический.
Сохранение запомненного материала в высшей степени зависит от того, какой длины и как проживается отрезок времени между запоминанием и воспроизведением, чем было заполнено это время. Если этот интервал был заполнен бодрствованием и интеллектуальной работой, забывание протекало быстрее, если сном - значительно медленнее.
Воспроизведение может быть также непроизвольным и произвольным. К непроизвольному воспроизведению относятся узнавание и вспоминание по ассоциации.
Произвольное воспроизведение всегда вплетено в какую-либо целенаправленную деятельность и может протекать как легко, так и трудно. Во втором случае процесс воспроизведения называется припоминанием.
Мы привыкли к тому, что чем больше времени прошло между восприятием и воспроизведением, тем больше потерь. Это не всегда так. Случается так, что отсроченное воспроизведение оказывается более точным и полным, нежели то, которое осуществляется непосредственно после восприятия. Это случается при заучивании большого по объему материала, а так же при восприятии образного материала. Это явление получило название реминисценции. Реминисценция используется в учебном телевидении. Учебная телепередача или фильм в сочетании с отсроченным воспроизведением позволяют лучше воссоздать материал по сравнению с уроком учителя или самостоятельным изучением темы по учебнику. Реминисценция как бы говорит, что выученное или воспринятое должно отлежаться, отстояться в памяти.
Затруднения в воспроизведении могут усиливаться вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает торможение. Когда со временем человек отвлекается чем - то другим и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко как бы само всплывает в памяти.