Кто такие гетеры и почему они круче куртизанок. Древние уроки любви Секреты гетер
Если древние египтянки предпочитали яркий грим, то греческие женщины
большее внимание уделяли уходу за своим телом, именно оно должно было олицетворять гармонию с окружающим миром.
Именно его совершенствованию и вопросам гигиены уделялось огромное количество времени.
Гимнастика была призвана избавлять гречанок от тех уловок, которые предпринимались другими дамами в целях обмана природы, и способствовать расцвету их естественной красоты.
Именно тогда на женской половине греческих домов стали появляться ванны и бассейны, которые помогали достичь желаемого.
Но, все эти процедуры совершенно не касались лица.
О косметике не было и речи, так как было принято считать, что она способствует падению нравов.
Тем не менее, этот запрет не касался гетер
, которые могли свободно расхаживать по улицам города и приглашались на пиры знати.
Хотя, под словом косметика подразумевались те средства, которые способствовали лучшему уходу за телом и медицинские методы, направленные на сохранение здоровья.
А вот те средства, которые подразумевают макияж, вернее искусство его использования в декоративных целях, носило название коммотика.
Гетеры отбеливали свои лица
приготовленными снадобьями из корней аканта, настоянными на уксусе, наносили на лица румяна.
И хотя на определенном этапе использование макияжа осуждалось греческим обществом, совсем скоро им стали пользоваться и добропорядочные гречанки.
И звестная греческая гетера Аспасия
даже написала книги, в которых она поделилась собственными секретами красоты, способствующих соблазнению мужчин.
Существует легенда о том, что одна из служительниц храма Афродиты продала стареющей Аспасии рецепт крема , (рецепт см. ниже
), способного разглаживать морщины на женском лице.
Что уж с ней стало в последствии
, история умалчивает, но ценный рецепт дошел и до наших дней.
Рецепт гетеры Аспасии:-)) Рецепты красоты. Пилинг-крем.
Из этой статьи вы узнаете два простых рецепта
пилинг-кремов
, (см. пост "Салон красоты на дому"
) которые можно взять на вооружение. Рецепты, описанные ниже, очень эффективны, а компоненты, входящие в их состав, широко распространены и доступны. Попробуйте эти средства один раз, и вы уже вряд ли сможете от них отказаться.
Начнем мы с рецепта пилинг-крема
, который очень хорошо подойдет для применения с чувствительной кожей. В блендере вам будет необходимо смешать половину яблока, с удаленной серединой, половину банана, половину стакана меда, половину стакана сырой овсянки, стакана йогурта. Полученную смесь необходимо нанести на чистую сухую кожу. Держать смесь на лице необходимо в течение 15-20 минут. Смывать данную маску нужно ватным тампоном , смоченным водой. После того, как маска будет удалена с лица, вам требуется нанести на кожу увлажняющий крем, (см. пост "Применение растений для увлажнения кожи"
).
Второй рецепт
, о котором мы поговорим - это пилинг-маска
, которая поможет омолодить кожу, а также повысит ее упругость. Для приготовления этой маски вам потребуется в блендере смешать следующие компоненты: половину стакана винограда без косточек , половину стакана свежей черники, половину стакана меда, половинку банана и стакана йогурта. Эту смесь требуется нанести на чистое и сухое лицо. Маску требуется держать в течение 15-20 минут, после чего, смыть теплой водой без использования мыла. Когда с этим будет покончено, лицо необходимо увлажнить любым кремом, к которому вы привыкли.
Так давайте же, и мы прикоснемся к тайнам красоты греческих гетер
и раскроем секрет волшебного крема от морщин.
Для его приготовления нам понадобится две столовых ложки гороховой муки, приготовить которую при наличии современной кухонной технике не представляет сложности, их нужно смешать с таким же количеством сыворотки. Полученную смесь следует нанести на лицо, предварительно очищенное, тонким слоем и оставить на пятнадцать-двадцать минут. После чего маску следует смыть теплым травяным отваром, например, отваром череды или ромашки.
А вот еще один из секретов гетеры Аспасии, который предназначен для уходом за кожей тела.
Для этого вам потребуется приготовить ванну с добавлением в нее небольшого количества меда, такая процедура поможет вам избавиться от усталости , (см. пост "Боже, как я устала"), а кожа станет гладкой, нежной и блестящей.
А для ухода за своими ногами Аспасия использовала розовое масло.
Эти рецепты не утратили своей актуальности и в наши дни.
Учимся древнейшему из искусств у родоначальниц мастерства. Их опыт не утратил актуальности.
Греция
Первыми женщинами,
поставившими на профессиональную основу искусство соблазнения мужчин можно считать греческих гетер(VII-IV вв. до н. э). Эти свободные образованные женщины жили за счет своего умения обольщать мужчин.(Слово«
гетера» от греческого hetaira — подруга,
любовница.) Эти женщины действительно были подругами знаменитых философов,
поэтов,
полководцев,
политиков и,
конечно,
богачей. Успешность гетеры определялась количеством достойных мужчин,
пришедших вечером провести«
романтический вечер дома
» — в ее салоне. И чем больше знаменитых,
благородных и состоятельных любовников было у гетеры,
тем более желанной она выглядела в глазах остальных. Заслуги любовников гетеры создавали ее профессиональную репутацию.
Для достижения своей цели гетеры пользовались не одной только чувственностью. В искусстве провести романтический вечер дома им не было равных, а все потому, что они придавали большое значение как утонченной роскоши окружающей их обстановки, так и гибкости своего ума, и это составляло резкий контраст с простотой и невежеством обычных греческих жен. Они изучали музыку, поэзию, философию, ораторское искусство, мистические ритуалы, поэтому легко могли поддерживать высокоинтеллектуальные беседы с самыми умными и влиятельными людьми того времени. На прогулке они обычно появлялись на роскошных колесницах, закутанные в дорогие восточные ткани и сверкая драгоценными камнями: «Женская красота удесятеряется в прекрасном окружении».
Аспазия, величайшая гетера Афин, написала« Трактат о сохранении красоты». По объему труда видно, как много усилий она прикладывала для сохранения молодости и привлекательности. На ночь она наносила на лицо смесь собственного изобретения, и утром на ее лице появлялось… что-то вроде потрескавшейся театральной маски. Рабыни вели ее к огромному сосуду в виде чаши, отмывали и наносили на ее кожу благовонные масла. Затем одна девушка подкручивала волосы гетеры с помощью золотых игл, а другая тончайшей иголкой наносила на морщинки рыбий клейстер, чтобы заполнить их, после чего совсем не юное лицо становилось абсолютно гладким. После кожу покрывали слоем свинцовых белил, на щеки накладывали румяна, губы и грудь раскрашивались кармином. Туника Аспазии и ее прическа украшались живыми цветами, после чего она становилась неотразимой. То, что мужчина в первую очередь любит глазами, знали даже древние гречанки.
Рим
Древнеримский поэт Овидий(I в. до н.э.) в книге«
Наука любви» во всех подробностях описывает правила поведения для девушки,
желающей покорить желанного мужчину и найти новых поклонников. Для начала поэт напоминает,
что всех нас ожидает старость: не стоит тратить впустую,
без любви,
ни одного дня. «Ты,
что нынче строга к влюбленным поклонникам,
вспомни: горько старухою стыть на одиноком одре!» — пишет он,
чтобы избавить своих читательниц от ложной скромности. Овидий напоминает,
что начало искусству обольщения дает уход за собой,
«без него красота погибает,
даже если лицом схожа с Венерой самой». Следи за прической,
советует он; правильно подбирай ткань для наряда: белой коже — черная ткань,
темной коже — белая. «Я уж хотел продолжать,
чтобы потом не пахли подмышки и чтобы грубый не рос волос на крепких ногах, — шутливо продолжает поэт, — но такие основы знает каждая девушка». Чего точно не стоит делать,
так это носить на себе все свое богатство: золото,
украшения,
дорогие ткани. Роскошь не привлечет мужчин,
а спугнет их. Мужчина не должен знать,
почему так прекрасно твое лицо и тело.
Скрывай изъяны внешности. Если слишком худа — надевай одежду потолще и посвободнее, если бледна — украшай себя красными тканями, если маленькая грудь — перетяни талию, и она покажется больше. Не помогай жестами речи, если у тебя кривой ноготь или толстые пальцы, а та, у которой некрасивые зубы, не должна часто улыбаться. Искусство смеяться, кстати, — одно из важнейших искусств соблазнительницы: «Не сотрясай без конца утробу натужливым смехом — должен звучать легкомысленно смех». Совершенствуй речь. Некоторым девушкам было бы неплохо научиться красиво ходить. Не хотелось бы, чтобы о тебе кто-нибудь сказал так: «Вот другая бредет, как румяная умбрская баба, и отмеряет шаги, ноги расставив дугой»(Ничего не напоминает? — «И вот чешет на работу, как будто сваи заколачивает!»). Овидий советует иногда ловко открыть напоказ руку, если у тебя красивая кожа(«Каждый к такому плечу рад поцелуем припасть»).
Много, много средств соблазна перечисляет римский поэт: «Славная пение вещь: учитесь пению, девы! Голосом часто берет та, что лицом не берет». Надо и на лире уметь играть, и на других инструментах — это придает девушке очарования. Знать стихи разных жанров — и смешные, и ироничные, и сладострастные. Говорить и писать изящно, но без сложных и вычурных фраз. Очень важно умение танцевать — «так хороша быстрота и поворотливость тел!» Азартные игры тоже помогут умной красавице найти новых поклонников, если она и в пылу игры умеет владеть собой. Для прогулок Овидий предлагает места, где красивая девушка может показать себя. «Кто неприметен — безвестен; а разве безвестное любят?» Не забывай ничего, что могло бы сделать тебя привлекательной.
И вот азы науки любви пройдены,
поклонник пишет тебе письмо. Как правильно вести себя? Сначала помедли: от промедления любовь станет острее. Помни: все,
что легко дается,
недолго остается милым. Первое время пусть любовник наслаждается мыслью,
что он — твой единственный мужчина. Но только его любовь начнет слегка ослабевать,
дай понять,
что у него есть соперник. А еще не особенно доверяй подругам и красивым рабыням: каждая хочет перехватить твою добычу.
И последнее. Встречаясь с мужчиной днем,
закрывай ставни: женское тело красивее на неполном свету.
Ксения Ратушная
6 августа 2011, 11:28Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход.
Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок.
"Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.
Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия
(V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии).
Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.
По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом.
Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.
У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.
Бюст Аспазии
Гетера и танцовщица Фрина
(IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»).
Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование.
Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей.
Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны.
И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом.
В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной.
Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц).
Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал.
Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать.
В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры.
Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены)
По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях.
Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги.
Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников.
К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности.
«Афродита Книдская» (копия)
Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём.
Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность.
Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его.
И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»
За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества».
На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот.
Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова:
– Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую.
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.
Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы.
Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская
, чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов.
Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».
Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро…
Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины.
Таис Афинская. Художник Артур Брагинский
Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец.
– И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.
После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его.
Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.
Элефантида
- греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль.
Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора
– в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство.
– Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором.
Другие известные гетеры, о которых мало информации:
Археанасса - подруга философа Платона
Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия - сожительница комедиографа Менандра
Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа
Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Летала - любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата - муза поэта Алкмана
Менатеира - подруга оратора Лисия
Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии
Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
Источники.
Сегодня я расскажу вам о секретах красоты гетер Древней Греции, некоторые рецепты которых дошли и до наших дней.
В Греции очень ценились растительные масла с соком лотоса и белой лилии, которые придавали телу оттенки загадочности. Корни хлебного дерева и листья мелко натирались, в смесь добавляли речной песок - это один из первых рецептов пилинга! Женщины Греции довольно часто использовали этот несложный рецепт для очищения кожи и придания ей нежной и гладкой текстуры.
Традиционно гречанки прятали свою кожу от солнца, наслаждались массажами, холили свои волосы, пользовались редчайшими благовониями, привозимыми из Азии. Эталоном представительниц греческой женской красоты были выразительные лица с большими глазами, широкоплечие с тонкой талией, крупными бедрами и стройными, длинными ногами. Макияж женщин в Греции был естественным - слегка припудривали лицо, чернили ресницы сажей и закрепляли яичным белком. Едкий сок ириса применяли для румян, так как он раздражал кожу и давал небольшое покраснение. Мяту и мелису использовали для ароматизирования комнат, а еще ароматные масла и лепестки роз добавляли в разнообразные мази.
В Древней Греции хранителями рецептов были косметы - рабы и рабыни, владевшие искусством массажа, макияжа и уходом за телом и лицом.
Крем от морщин был придуман гетерой Фриной из Афин. Гетера (от греческого - подруга, спутница) женщина, ведущая независимый образ жизни, свободная женщина, публичная женщина, куртизанка. Гетеры были достойными подругами, величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был очень высок. Для гетер было актуально сохранить свежесть кожи и продлить ее как можно дольше.
На сколько гречанки ценили белизну кожи, говорит прозвище Фрина - " Жаба ", - данное знаменитой гетере завистницами за ее лицо, имевшее желтоватый оттенок. В состав крема от Фрины входило молоко ослиц. А жена Нерона (Нерон Клавдий Цезарь Август Германик 15 декабря 37 - 9 июня 68 г. Римский император с 13 октября 54 г. Последний из династии Юлиев - Клавдиев) Поппея ежедневно принимала ванную наполненную молоком ослиц. И даже если она отправлялась в путешествие, то брала с собой стадо ослиц. Стоит отметить что этот ингредиент используется в косметики по сей день.
Другая гетера, Аспазия, написала два трактата об искусстве холить кожу и краситься. Гетеры густо подводили брови сурьмой, при этом было модно соединять их в одну линию, щеки они красили соком тутовых ягод.
Белила берут свое начало с Древней Греции - они были сделаны из свинца. Эти белилы были вредны, об этом писал Гален, но женщины даже слушать не хотели об этом, они были готовы на любые жертвы ради белезны - признака красоты и аристократичности.
Со временем косметика добралась в мрачные гиникеи - благородные женщины и юнные девы начали подражать гетером. В погоне за модой стали красить глаза ярко, отбеливали лица, рисовали губы и брови, чтоб лицо приобретало выразительные черты, яркость. Первую помаду делали на оксиде железа, охры, что делало губы привлекательными. Заметим, что косметика была доступна только для древнегреческой знати.
Я уже упоминала имя Гален. Это величайший врач и исследователь того времени.
Гален создал ароматическую смесь «Галия» по уходу за лицом, в состав которой входил пчелиный воск, розовая вода (сок лепестков роз) и миндальное масло. Ароматическая смесь имела большую популярность у знатных господ. Я расскажу вам, как сделать такую смесь в домашних уловиях.
Изумительный рецепт кремя от Галена:
Пчелиный воск - 5 гр
Миндальное масло - 20 гр
Гидролат розы (розовая вода) - 20 гр
Абсолют розы - 5 капель
На водяной бане растапливаем пчелиный воск, добавляем миндальное масло, розовую воду и абсолют розы, хорошо перемешиваем.
Спасибо что читаете мою рубрику, до скорых встреч!
С Уважением, Кристина Ковалева
Топ-визажист, основатель Студии Стиля Кристины Ковалевой
© Getty Images О них придумывали много легенд. Их называли то содержанками, то самыми прогрессивными женщинами своего времени. Так чем же на самом деле занимались гетеры и почему их нельзя считать дамами легкого поведения?
Свободные женщины
В переводе с греческого hetaira означает «подруга», «компаньон». Эти женщины появились в VII-IV веках до нашей эры в Греции. Знаменитый оратор Демосфен называл их спутницами радости и служительницами муз. Гетерой могла стать любая обладающая достаточной красотой и талантом афинянка, если один из ее родителей не являлся гражданином Афин. Происхождение и социальный статус не имели значения, гетерами становились девушки не только из бедных семей, но из богатых. Потому что по закону при заключении брака у афинянки согласия не спрашивали, а положение жены было очень ограниченным. Не желавшие договорного брачного союза, который навязывали им семьи, девушки выбирали другой образ жизни – с правом выбора любовника по душе.
Но гетеры не считались падшими женщинами, наоборот, они были очень уважаемы обществом и имели высокий социальный статус. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили. А для плотских утех мужчин в Древней Греции существовали рабыни, которые не занимали высокого положения в обществе.
Гетеры же не всегда торговали телом, они скорее щедро обогащали мужчин знаниями. Они становились для них настоящими музами и могли выходить замуж за своих поклонников. Афинский полководец Перикл был настолько очарован гетерой Аспасией, что даже женился на ней. Аспасия не только помогала мужу готовить речи для выступлений, но и давала советы по решению государственных проблем. Одна из самых знаменитых гетер – Таис Афинская была подругой Александра Македонского, а после смерти возлюбленного она стала женой египетского царя Птолемея І.
Богини любви
В афинских садах Керамика сохранились плиты, на которых поклонники гетер высекали предложения о свидании и сумму. Если женщине нравился поклонник, то она подписывала внизу время свидания. За благосклонность знаменитых гетер воздыхатели готовы были платить огромные деньги. Но «спутницы радости» выбирали только тех, кто им действительно нравился.
Однако были у гетер и противники. Кратет считал, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, и высмеивал любовь девушки к золоту. Известен даже случай, когда Фрину обвинили в кощунстве, за то, что она стала натурщицей для Праксителя, ваявшего статую Афродиты. Девушка обнажилась перед вынесением приговора.
Ее тело было настолько прекрасным, что судьям ничего не оставалось, кроме как оправдать гетеру. Так что поклонников у красавицы прибавилось
Например, царь Лидии так сильно желал Фрину, что ему пришлось согласиться на ее условия и выплатить ей баснословный «гонорар». Из-за этого ему даже пришлось поднять налоги в стране, чтобы восполнить бюджет государства. А вот Диогену близость с прекрасной гетерой ничего не стоила. Фрина восхищалась его умом.
© Getty ImagesСходства гетер и куртизанок
В переводе с французского слово courtisane означает «придворная». Так называли знатных дам, которые проживали во дворцах вельмож и королевских особ. Куртизанки должны были следить за этикетом и нарядно выглядеть, а во время приемов в честь иностранных послов – развлекать гостей приятными беседами.
Многие из них жили в роскоши, благодаря богатым покровителям, которые оплачивали их расходы. Нередко такие дамы были хозяйками салонов, в которых представители богемы, дипломаты, политики и военные могли отдохнуть, хорошо провести время, послушать музыку, побеседовать с умными и образованными женщинами. В отличии от гетер они не считались приличными женщинами.
Примечательно, что существовало две категории куртизанок: oneste – честные дамы и di lume – оказывающие сексуальные услуги своим покровителям.
Представительницы первой категории были умными, талантливыми и образованными женщинами. Мужчины часто советовались с ними при принятии важных решений. Сочетание интеллекта, интереса к искусству и общественной жизни делало их настоящими музами и вдохновительницами в глазах кавалеров. В этом они очень схожи с гетерами.
Честные куртизанки нередко состояли на государственном жалованье за то, что передавали секретную информацию, полученную в задушевных беседах с иностранными послами, дипломатами, политиками и военачальниками.
Например, француженка Марион Делорм была возлюбленной поэтов, министров, принцев, а в ее парижском салоне собирались представители оппозиции, так называемой Фронды, инициировавшие несколько антиправительственных восстаний. Во время одной из таких смут дом куртизанки превратился в своеобразный штаб лидеров этого политического движения, противостоявшего кардиналу Мазарини.
Отличия
Что же касается второй категории куртизанок, то к ней относились красавицы и модницы. Они тоже были хорошо образованны, но не блистали особым шармом. Эти дамы ценились обществом гораздо меньше, чем честные куртизанки, хотя и стоили своим поклонникам больших денег. Иногда, опасаясь сплетен и пересудов со стороны поборников христианской морали, представительницы этой категории выходили замуж за мужчин, которые были ниже по социальному статусу, чем их покровители. Часто такие браки были фиктивными. Гетерам же не приходилось выходить замуж, для того чтобы маскировать свое положение в обществе.
Нередко куртизанками становились образованные девушки из обедневших аристократических семей, которые быстро находили себе покровителей, а искусству обольщения их могли обучать родные матери. А вот «служительницы муз» получали необходимое для их профессии образование при храмах. Самая знаменитая школа находилась в Коринфе при храме Афродиты, который был известен во всей Греции тысячами служительниц богини. Гетер не только обучали искусству любви, ораторскому мастерству, философии и музыке, но и посвящали в тайные мистерии богини.
Главное отличие гетер от куртизанок заключалось в том, что они были служительницами культа богини Афродиты и жертвовали ее храму часть заработанных денег. Куртизанки же никогда не связывали свою деятельность с религией, стараясь держаться как можно дальше от ратующих за веру фанатиков.
Microsoft может получить партнерскую комиссию, если вы совершите покупку после перехода по ссылкам.