Что такое кровная месть тезис. Что такое кровная месть? значение и толкование слова krovnaja mest, определение термина. Ритуал кровной мести
Обычай кровной мести представляет собой принцип судопроизводства, который заключается в том, что совершивший убийство (или один из членов его семьи) обязательно наказывается смертью в качестве возмездия. Традиция «око за око» является частью правовой системы, в которой государство не способно обеспечить правопорядок, поэтому семья жертвы считает своим долгом отплатить убийце за нанесенную боль и восстановить, таким образом, честь своего рода.
Обычай кровной мести часто практикуется:
- на Кавказе;
- в странах Ближнего Востока;
- в Албании, Черногории;
- в Южной Италии, Сардинии, Корсике - носит название «вендетта».
По кавказским обычаям, кровная месть срока давность не имеет, и может быть осуществлена даже после смерти убийцы и его родственников, через 50 или даже 100 лет, поэтому конфликтные ситуации предпочитают решать сразу, не перекладывая ответственность за случившееся на будущие поколения.
Кто прибегал к этому методу в древности?
В древности к такому кардинальному «урегулированию» прибегали вайнахи (чеченцы, ингуши), осетины, кабардинцы и дагестанцы. С приходом Советской власти отдельные народы старались искоренять данную традицию, но в ингушском и чеченском обществе обычай живет в наши дни.
Вступление в силу
Кровная месть вступает в силу с момента, когда о ней было объявлено. В дом к совершившему тяжкое преступление, направляется старейшина села и сообщает о решении, принятом семьей убиенного. После чего есть два варианта развития события – убийца и его семья может удариться в бега, тогда их будут называть «луровелла» (тот, кто скрывается от кровной мести) или будет договариваться о процессе примирения.
Совет
Если подозреваемый считает себя невиновным, он может дать клятву на Коране в присутствии старейшины, который перед Аллахом отвечает за правдивость его подопечного.
Если выяснится, что человек, давший обет, виновен, прощение аннулируется. Обязанность мщения – прерогатива кровных родственников, если месть свершится другом, это будет считаться новым преступлением, которое потребует дальнейшего рассмотрения. Смерть от кровной мести переносится женой и родными убийцы легче, чем уход из жизни по другим причинам.
Как расценивается кровная месть в законодательстве Российской Федерации?
УК РФ рассматривает мотив кровной мести как обстоятельство, отягчающее вину подсудимого, и предусматривает наказание в виде пожизненного заключения либо лишение свободы сроком на 8 – 20 лет.
Кровная месть в Италии была распространена до начала 20 века, в некоторых областях сохраняется и сегодня. Отдельные эпизоды были зафиксированы на Балканах и в современной Черногории, где принято мстить не только за лишение жизни, но и за преступления, совершаемые против чести семьи. Обидчиком выступает не только сам убийца, а и все его родственники-мужчины, и механизм кровной вражды может быть запущен на долгие годы. Женщины активно участвовали в акте возмездия, убив обидчика самостоятельно или воспитывая своих детей в духе отмщения.
Ритуал кровной мести
В Италии традиция обычно сопровождалась целыми ритуалами, но с одним условием: кровная месть не должна была быть мучительной, а уже после смерти с телом жертвы могли поступить по-варварски, что служило актом запугивания и восстановления справедливости. Отомстить могли не только прямым родственникам, но и всем, кто считался частью клана или семьи.
Кровная месть
За что объявляли кровную месть
Объявить кровную месть могли за излишнюю болтливость, прелюбодеяние, присвоение чужих денег, проведенные, втайне от боссов, сделки с наркотиками. Для каждого случая действовали свои законы «омерты», которые первый раз были официально найдены в 2007 году у одного из мафиози. Журналисты назвали правила вендетты «10 заповедей Коза Ностры» и это было первое за все время существования мафии документальное подтверждение обычая кровной мести.
Вывод:
Обычай кровной мести чреват негативными последствиями – зачастую убийство за тяжкое преступление сопровождается более жестокими деяниями, что может вылиться в затяжные кровавые конфликты. Вопреки мнению, мщение не отражено в Библии и даже в Коране и шариате традиция не находит подтверждения. В нашей стране кровная месть считается фактором, отягощающим совершение преступления, и подлежит осуждению на всей территории страны.
Кровная месть
Сегодня посмотрел один ролик и на ум пришли такие мысли. А на сколько допустима кровная месть в наше время? Сам ролик выложил снизу поста. А пока о самой кровной мести.
Кро́вная ме́сть (также венде́тта, от итал. vendetta - мщение) - древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки и т.д., к которой принадлежал убитый. В ряде случаев, кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого.
Обычай возник как мера обороны.
"Члены рода должны были оказывать друг другу помощь и поддержку. Обида члену рода была равносильна обиде, нанесенной всему коллективу. Каждый полагался на свой род как на силу, способную защитить его от любых врагов. «Отсюда, из кровных уз рода, возникла обязанность кровной мести», - писал Ф. Энгельс.
В свое время Советское государство проводило большую культурно-воспитательную работу на местах и вело борьбу с пережитками прошлого мерами уголовно-правового характера. «В 1928 году в Уголовный кодекс РСФСР была введена X глава “О преступлениях, составляющих пережитки родового быта”. Ее действие ограничивалось в основном районами Северного Кавказа, где до этого существовали шариатские суды.
Сколь основательна и масштабна была эта работа, можно судить и по уровню ее всесторонней подготовки . Так, специально для партработников, ответственных за решение этой проблемы в Чечено-Ингушской АССР, по партийной линии издавалась «Памятка по примирению кровников» [Леонтьева 2010]. В эти комиссии входили авторитетные люди: старейшины, прокурор, начальник милиции, мулла. «Я был членом одной из таких комиссий, - вспоминает Муса Хадисов [бывший прокурор Урус-Мартановского района ЧИАССР. - М.А.]. - Мы вызывали кровников и с ними беседовали. Бывало, что они отказывались от кровной мести. За это их поощряли: давали машины вне очереди, выделяли земельные участки, могли продвинуть по службе».
После распада СССР прежняя система административного и уголовного наказания была ликвидирована. Согласно ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса отягчающим обстоятельством является совершение убийства по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести. По сравнению с прежней формулировкой ст. 102, пункт «к» УК 1960 г. («убийство, совершенное на почве национальной или расовой вражды или розни») в новый УК, как видно, внесены уточнения: кроме прочего в этот пункт включено убийство по мотиву кровной мести [УК РФ].
В остальных положениях Уголовного кодекса Российской Федерации его составители обошли этот вопрос как несуществующий. Однако на местном уровне вопрос кровной мести, как и прежде, очень актуален. Например если взглянуть в отчеты МВД Дагестана, то можно увидеть, что в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью.
Поэтому кровная месть не пережиток, а действительность нашего времени.
Живучесть обычая кровной мести вынуждает местные власти создавать на государственном уровне примирительные комиссии, которые выполняют функции регулятора. В состав комиссии входят представители всех населенных пунктов - примерно по семь человек от городов и сел. Это старейшины родов, духовные лидеры и почитаемые в народе люди независимо от их возраста.
«Примирительная комиссия - орган по-своему бюрократический. Все акты примирения протоколируются. В них записывается и количество жертв кровной вражды. Жители села, где происходило примирение, ставят свои подписи как свидетели. Вот цитаты: “Жители села Сагопши Малгобекского района благодарят председателя примирительной комиссии Латырова Сосарко за труд в деле примирения кровников Мержоевых - Холухоевых, Мержоевых - Белхороевых (погибли 8 человек, ранены 2 человека)”; “Жители села Яндаре выражают признательность Латырову Сосарко за примирение кровников пяти тейпов (погибли 7 человек). Сосарко провел огромную работу по примирению. Да поможет ему Аллах!”; “Семья Батажевых (станица Троицкая) выражает свою глубокую признательность Латырову Сосарко за устранение кровной вражды 50-летней давности и примирение нас с кровниками Алиевыми из поселка Дачное”» [Халип 2004].
Вот репортаж о работе такой комиссии
Приведу несколько высказываний членов подобных комиссий.
Шамхан Хаджи Хамадов, 56 лет, тейп Харачой:
«У чеченцев испокон веков ведется кровная месть - из поколения в поколение не прощают. С этой стороны убивают, с другой стороны убивают. Это очень тяжелый труд - примирить стороны. Это не один человек, это тейп! У него есть родственники по матери, по отцу, которые жаждут мести. Это непростое дело, титанический труд договариваться с ними. У нас не продают, не покупают - прощают человека ради Аллаха.
Например, у нас в Алдах был случай. В ДТП погиб один человек. Ему на встречную полосу, не соображая, что делает, выезжает пьяный на камазе. Тот человек на месте скончался. 5 человек у него осталось детей, все малыши. Самому маленькому было 2 или 3 месяца. Отец погибшего говорит: «Приведите ко мне этого водителя! » «А ну дыхни на меня - пьяный, не пьяный? Пьяный».
Потом водитель камаза, естественно, куда-то убежал, спрятался, и я начал разговаривать с родственниками убитого, пострадавшими. Они у меня спросили: «Что мы должны делать? Какое мы имеем право по шариату? Имеем право убить? » Эти люди и властью, и деньгами, и своим мужским характером безо всякого сомнения могли рассчитаться с человеком. Я им объяснил: «Да, он был пьяный, с него можно это спросить, но перед Аллахом для вас более достойная и высшая награда будет, если вы простите, если вы сможете его простить». Я коротко говорю, это долгая, многочасовая, ежедневная работа. И они сказали: «Мы не хотим, чтобы еще одна семья плакала. Мы не хотим, чтобы еще одни дети остались без кормильца. Как нам ни тяжело, мы ради Аллаха его простим».
Абу-Касым Заурбеков, 82 года, тейп Чанти:
«Я вам расскажу один случай. Были две стороны, обе из тейпа Чинхой - это высокогорный район в сторону Грузии. Еще до репрессий, до 1943-го, у них был спор. Один родственник у другого украл коня. Помирить их взялся третий родственник. Чтобы между ними не было никаких обид, он купил другую лошадь, отдал ее владельцу, а сверх заплатил еще 5 тысяч рублей - столько тогда лошади стоили. А кто украл - это уже закрытый вопрос, не говори никому. Ну а хозяин лошади вину на этого человека, который привел лошадь, переложил. Тот отвечает: «Я ее не крал и не знаю, кто украл». Клятву дает. После этого всех выслали. А там, в Казахстане, голод, холод, не было ничего. Вот этот, который лошадь приводил, идет по полю, чтобы что-нибудь найти, и натыкается на того, у кого лошадь украли, - он пас коров, и у него винтовка была. Пастух его задержал и говорит: «Ты у меня лошадь украл». Они подрались. И каким-то образом погиб именно тот, у кого винтовка была. Как - уже неизвестно. Второго же посадили на 10 лет в тюрьму. После возвращения на родину в 1957 году та семья, у которой погиб человек, объявляет кровную месть семье человека, вернувшего коня. Он же категорически не принимает это на себя, он говорит: «То, что я не крал коня и не имею к этому отношения, - я вам даю клятву. Даю вторую клятву, что не причастен к убийству этого человека, я не был вооружен, оружие я не отнимал, как оно выстрелило - я не знаю». Он переселяется в другое село, опасаясь кровной мести, и свою вину не признает. Этот конфликт длился 40 лет, много кто пытался их примирить. Потом уже обратились ко мне, хотя я из другого тейпа. Я пошел поговорить с человеком, которому объявили кровную месть. Он и мне поклялся, что не делал ни того ни другого. Я говорю: «Первую клятву о том, что ты коня не крал, я принимаю, но вторую клятву я принять не могу: кроме вас двоих, там никого не было, отчего он умер - выстрелило ружье само или он споткнулся, - его смерть на тебе остается. Поэтому ты должен принять на себя вину».
Ему пришлось согласиться. Он принимает вину на себя и собирает народ - родственников, авторитетных людей, старейшин. Сотнями они идут к другой стороне, просят их, умоляют, какие-то подарки дарят. Подарком у нас считается большого барана преподнести. Те простили его и помирились.
Мой отец и дед занимались этим, я маленький слушал эти разговоры. 60 кровников благодаря мне простили»
Очевидно, что кровная месть так просто не исчезнет. Уж больно глубокая это традиция. А в современном мире, в котором гуманизм и культура все более исходят на нет, случаи кровной мести будут только увеличиваться.
А что вы думаете по этому поводу?
Если в большинстве стран ссора - это обычное явление, и часто она ничем страшным не заканчивается, то на Кавказе дела обстоят несколько иначе. Там обидчиков может ожидать кровная месть за смерть за его поруганную честь, унижение и т. д. Вот именно об этом интересном, но весьма страшном обряде и будет рассказано в данной статье.
Что это такое?
В первую очередь обязательно необходимо определиться с понятиями. Итак, что же такое кровная месть? Согласно словарю, это особый обычай, который сложился еще при родовом строе общества как некий способ защиты даже имущества своего рода посредством убийства обидчика. Следует сказать и о том, что, согласно законодательству РФ, кровная месть в большинстве случаев классифицируется как
Немного истории
Интересным окажется и тот факт, что еще до возникновения законов Моисея кровное отмщение было защищено законом и не каралось. В Библии даже существует такой термин, как «гоэл», который означает «искупитель». Это значит, что человек, унаследовавший имущество, мог выкупить из рабства своего порабощенного родственника, а также его выкупленный земельный надел. А за смерть человека из своего семейства он должен был отомстить, пролив кровь убийцы. Занимательным окажется и то, что для людей, совершивших непреднамеренное убийство и боявшихся кровной мести, в то время были созданы города-убежища, где они могли скрываться. Если же человек выходил из него, и его настигала кровная месть, убивший его человек не считался преступником и не нес никакого наказания, согласно букве закона.
Недалекое прошлое
Со временем мстить за смерть или обиду близких людей таким вот образом запретили законами. Все случаи недоразумений рассматривали старейшины, не вынося окончательного приговора иногда годами. Однако несмотря на это, во времена недалекой весьма распространились количества атак кровной мести. Все просто, законы общества не действовали, первыми считались законы войны. Найти обидчика и отомстить ему было намного проще, да и наказание часто несли не все. В это время люди забыли, что простить человека - это так достойно и важно, как и кровное отмщение.
О самом обряде
Весьма интересным, хотя и по своей природе страшным, является обычай кровной мести. Если в какой-то ссоре был убит человек, а виновник является известным, к нему посылали людей именно из нейтрального окружения. Это нужно было для того, чтобы они сообщили, что убийце объявлена кровная месть. Если раньше мстили именно тому, кто совершил преступление, то во времена правления имама Шамиля это было несколько изменено. Отомстить могли не только тому, кто совершил преступление, но и его родственнику по отцовской линии, а выбирать доверяли самому семейству. И если убивший был человек не слишком уважаемый, могли казнить его брата, который в селе имел более сильный вес с общественной точки зрения. Все делалось для того, чтобы принести больше боли родственникам убийцы (однако это, скорее, было не правило, а исключение).
Важные факты
Итак, существует несколько правил кровной мести. Что же нужно знать?
- Кровники не могут проживать в одной местности, например, селе. Если такое случалось, то те, кому было объявлено об отмщении, в считанные часы должны были покинуть селение. Часто в таком случае практически за бесценок продавались дома со всем имуществом, а семьи бежали так далеко, чтобы обряд их не смог настигнуть.
- Как и в уголовной практике, кровная месть не имеет срока давности. Однако несколько лет тому назад она была снята, а усилиями старейшин враждовавшие семейства помирились.
- Отомстить за родственника может даже женщина, однако только в том случае, если в роду не осталось мужчин. Это может быть как мать, так и сестра.
- Различным может быть и мотив кровной мести. Так, казнили не только за убийство своего члена семьи, но также за обиду, унижение, посягательство на имущество и т. д.
В последнее время наблюдались случаи, когда в результате кровной мести погибал не один человек, а несколько. Случалось это потому, что обидчики не соглашались со своей виной, а мстители доказывали свое. Часто такие конфликты становились неуправляемыми и заканчивались весьма плачевно.
Примирение
Стоит сказать и о том, что кровная месть может не совершаться, для этого существует особый процесс примирения. В таком случае виновная сторона - все родственники, соседи и переживающие за них люди - может одеться в темные наряды, покрыть головы и идти к месту совершения ритуала. Так, нельзя просить о помиловании или смотреть в глаза тем, кто желает отомстить. Примирение может случиться после прочтения особых молитв и после того, как обидчику побреют налысо голову и сбреют бороду (делает это ответчик). Только после этого обидчик может считаться прощенным. Однако часто в момент этого действия умирал тот, кому была предъявлена кровная месть. Бреющий человек просто не мог сдержаться и перерезал горло противнику.
Выкуп
Существует также некий выкуп, спасающий от кровной мести. Началом примирения считалось то, что родственники убитого соглашались принять калым. Что касается величины, то она была различной. Варьировалась в зависимости от того, сколько родственников осталось у убитого - чем меньше, тем незначительнее и выкуп они должны были заплатить.
Выводы
Стоит сказать о том, что даже если сегодня кровная месть на Кавказе запрещена законами РФ, она все же существует и часто совершается. Однако сегодня также все больше людей согласны на помилование убийцы. Так, известны случаи, когда обидчики прощались благодаря определенной сумме денег, иногда - по решению старейшин.
Кровная месть – атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.
«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». Дон Корлеоне.
«Око за око»
Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.
Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты – а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит. Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством. Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).
Северные обычаи
Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.
Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции. В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего. В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться – фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.
Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда). Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки. В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).
Мусульманский Восток
В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя. Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было – он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке». И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.
Вендетта
В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет – хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона. Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор. Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы. При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно – убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни. Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.
На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей – месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.
Кровная месть
Кро́вная ме́сть (также венде́тта , от итал. vendetta - мщение) - древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство , либо кто-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия . Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки, к которой принадлежал убитый. В ряде случаев, кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого. Здесь человек понимается частью родового («кровного») объединения, а понятие личной чести объединяется с пониманием чести всего родового объединения.
Происхождение
Обычай кровной мести является элементом правовых систем, в которых государство либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монополии права на насилие у государства). В такой ситуации за убийство семья жертвы наказывает семью преступника, чтобы восстановить семейную честь. В качестве семьи могут выступать, в зависимости от обычаев, не только биологические родственники, но и весь клан или группировка. Кровная месть появилась в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования.
Кровная месть отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью - соответствующей материальной компенсацией, за убийство - изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости. Возложение же ответственности на семью (род), с одной стороны, делает месть легче осуществимой, с другой - ставит убийцу в положение ответственного перед своей собственной семьёй, ведь если он избежит мести, она просто будет осуществлена по отношению к кому-то другому в семье.
Кровная месть чревата опасными последствиями - месть нередко становится ещё более жестокой, чем предшествовавшее ей преступление, влечёт за собой ответную «месть за месть», и в итоге выливается в долгие кровавые конфликты, нередко приводящие к обескровливанию обеих враждующих групп или полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это служит определённым фактором сдерживания (с этим связывают, например, бытовавший у арабов-кочевников обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым лучшим образом действий считалось захватить ценности, но никого не убивать, чтобы не провоцировать месть) . С другой стороны, как было понято уже очень давно, негативные последствия слишком значительны; известны случаи, когда целые кланы мстили за события многолетней давности, в результате полностью уничтожая друг друга . Вследствие этого уже у древних народов существовали обычаи, позволяющие прекратить или предотвратить кровную месть . Так, у тех же арабов-кочевников род совершившего непреднамеренное убийство мог откупиться достаточно большим выкупом .
Историко-географическое распространение
Сегодня принцип кровной мести практикуется в странах Ближнего Востока , некоторых кавказских народов, в Албании , а также в Южной Италии (См. мафия).
В Европе обычай имел широкое распространение в средневековой Италии, скандинавских странах, среди германских народов и в странах, населённых представителями данных культур. Известна кровная месть была и в Древней Руси : упоминание о ней присутствует в «Русской Правде » (XI век), где, в частности, оговаривалось, кто имел право мстить за убийство родственника, а кто - нет. Словом «вендетта» кровная месть называлась, главным образом, на островах Сардиния и Корсика , где она бытовала даже в начале XX века . В XII-XIX веках обычай практиковали греки -маниоты с полуострова Мани в Южной Греции.
Современное право и кровная месть
По состоянию на начало 2009 года законодательство Российской Федерации мотив кровной мести при совершении убийства рассматривает как отягчающее вину обстоятельство. За убийство на почве кровной мести статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни .
Кровная месть в России
Бывший заместитель председателя Совмина Чечено-Ингушской АССР Лема Касаев говорил, что в советские времена на Северном Кавказе проводилась эффективная борьба с кровной местью:
В советское время в республиках Кавказа убийств было гораздо меньше, чем на всей территории СССР. Горцы всегда аккуратно относились к своим поступкам и даже словам, зная, что за них придется отвечать. В советское время научились эффективно бороться с кровной местью, гибко применяя и Уголовный кодекс, и воспитательные меры. В УК была 231-я статья, карающая за уклонение от примирения (до двух лет лишения свободы). Это был сильный рычаг давления на тех, кто не хотел примиряться. В каждом районе Дагестана и Чечни были комиссии по примирению кровников, в которые входили старейшины, партийные и советские функционеры, душившие в зачатке любые конфликты между семьями и родами. Сейчас вся эта система разрушена. Более того, древняя традиция кровной мести наложилась на беспредел, который творится сейчас на Северном Кавказе. Людей убивают по экономическим, политическим и чисто уголовным мотивам, а прикрываются кровной местью.
Однако по сообщениям печати кровная месть в Чечне существует и в XXI веке .
Кровная месть в литературе
- Марк Твен в одном из эпизодов книги «Приключения Гекльберри Финна » так описывает суть кровной мести глазами одного из героев романа:
Ну вот, - сказал Бак, - кровная вражда - это вот что: бывает, что один человек поссорится с другим и убьет его, а тогда брат этого убитого возьмет да и убьет первого, потом их братья поубивают друг друга, потом за них вступаются двоюродные братья, а когда всех перебьют, тогда и вражде конец. Только это долгая песня, времени проходит много.
- А. Дюма - Граф Монте-Кристо . Рассказ Бертуччо графу:
Ладно, - сказал я вполголоса, - если вы так хорошо знаете корсиканцев, вы должны знать, как они держат слово. По-вашему, убийцы правильно сделали, убив моего брата, потому что он был бонапартистом, а вы роялист. Хорошо же! Я тоже бонапартист, и я предупреждаю вас: я вас убью. С этой минуты я объявляю вам вендетту, поэтому берегитесь: в первый же день, когда мы встретимся с вами лицом к лицу, пробьет ваш последний час.
- Алексей Пехов - ""Под Знаком Мантикоры"
См. также
- Барымта
- Вира - штраф за убийство у славян
- Кун - штраф за убийство у тюрков
- Бусидо - кодекс, строго регламентирующий кровную месть (в одних случаях она считалась обязательной, в других запретной)
Примечания
Литература
- Марк Блок . Родовая солидарность // Блок М. Феодальное общество. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003, с. 125-132
- В. Ф. Панова, Ю. Б. Бахтин . Жизнь Мухаммеда
- Пилецкий С. Г. О мести и ее месте в жизни человеческой. - Ярославль : ООО «Аверс - Плюс», 2008. - 556 с. - ISBN 978-5-9527-0111-3
Ссылки
- Кодекс мести Статья.
- Кровная месть - статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- «Кровная месть» , статья из журнала «Большой город».
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Итало-американская мафия (англ. American Mafia ) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Семьи |
|
||||||
Структура | |||||||
События | |||||||
См. также: Сицилийская мафия Список мафиозных семей |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :- Фаберже, Петер Карл
- Канди
Смотреть что такое "Кровная месть" в других словарях:
кровная месть - кровомщение, вендетта Словарь русских синонимов. кровная месть вендетта; кровомщение (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов